«Свадьба» в квадрате
Белорусский музыкально-театральный балаган «Серебряная свадьба» покажет Москве, что такое настоящее кабаре. Без ножек в чулках. Взрослым и детям
Кабаре-бэнд певицы и поэтессы Беньки (Светланы Бень-Залесской) и ее мужа — ударника Артема Залесского известен как одна из самых гастролирующих белорусских групп наравне с «Ляписом Трубецким». Не только по России с Белоруссией, но и по Европе. Их музыкально-театральный балаган там привечают, особенно в Германии. Мне довелось видеть выступление «Серебряной свадьбы» в берлинском театре «Шаубюне», где правит Томас Остермайер, в рамках прогрессистского фестиваля F.I.N.D. Немецкая аудитория аплодировала песням-мини-спектаклям, разыгрываемым Бенькой с ее музыкантами, с тем же восторгом и пониманием, с каким встречала «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса и «Отморозков» Кирилла Серебренникова. Бенька поет по-немецки (и по-французски), но главная эмоция ее жизнеутверждающего музыкального театра понятна и без перевода: сука-любовь, жизнь — пищевая цепочка, спасибо за это, жизнь и любовь.
На этой неделе «Серебряная свадьба» покажет в Москве две новые музыкальные постановки. Одну для взрослых, вторую для детей. Концертная программа «Кабаре в квадрате», по замыслу Беньки и Артема, должна передать зрителям дух и атмосферу настоящего кабаре — французского и немецкого, каким оно было до появления «Мулен Руж», ставшего туристическим символом Парижа, то есть до коммерческого обессмысливания жанра. Спектакль посвящен кабаре времен «гидропатов» и поэтов и художников из «Черного кота» Родольфа Салиса, где женские ножки в чулках показывали для того, чтобы эпатировать обывателя, а не для того, чтобы ему потрафить, — кабаре как молодежному контркультурному движению, наподобие панка. «Это было сборище друзей и одновременно артистическая трибуна, где высказывались позиции насчет всего, что происходило — в политике, обществе и искусстве, — скороговоркой выпаливает Бенька. — Оно было очень независимым, хулиганским и совершенно некоммерческим».
Для новой программы, которой группа намеревается развенчивать стереотипы о кабаре, музыканты серьезно углубились в историю вопроса. «Мы поднимаем материал того времени — XIX века и раньше, — рассказывает Бенька. — В программе есть песни, которые переведены, есть песни на языке оригинала, есть песни, музыка к которым сохранилась, а есть те, музыку к которым мы написали сами. Мы старались исполнять их так, чтобы по возможности они вызывали у людей нашего времени те же эмоции, что и у людей того». При этом «Кабаре в квадрате» — это не концерт аутентичной музыки и не дотошная реконструкция. Исторический материал, раскопанный группой, будет подан с присущими «Свадьбе» сентиментальностью, мягким юмором и позитивизмом. «Мы ничего не хотим показывать зрителю вместо ножек в чулках, — говорит Бенька. — Это тогда у кабаре была протестная функция. А мы хотим поддерживать человека в его экзистенциальном одиночестве».
«Черная речка»
От песен, альбомов и концертов «Серебряной свадьбы» идет очень женская энергетика — поддержать, утешить, приобнять, пожалеть, хоть как-то компенсировать повседневные тяготы. Детская программа «Музыка — все!» тоже возникла как компенсация, средство от экзистенциального одиночества. Чтобы не быть одному, мало завести ребенка, надо еще научиться с ним общаться. «Серебряная свадьба» предлагает родителям в помощь инструмент коммуникации — музыку, совместный концерт. «Дети куда-то хотят пойти вместе с родителями, а им некуда. Вот есть такая программа — там никто не курит, не ругается матом и… не ходит в чулках, — озорно улыбается Бенька, мать двух девочек. — Мы создаем атмосферу мастерской, где производятся звуки. Вместе с детьми делаем музыкальные инструменты — обычные и необычные».
«Мы хотим поддерживать человека в его экзистенциальном одиночестве».
«Музыка — все!» молода, как и ее публика, — было сыграно всего четыре концерта — и постоянно растет и изменяется. «Дети — самая непредсказуемая аудитория, — говорит Артем Залесский. — От концерта к концерту мы видим, насколько интересно можно развивать наше взаимодействие с ними, и меняем программу». «Да, мы думали одно, а тут — бабах!! — добавляет Бенька. — Ну, например, я со сцены запускаю мыльные пузыри. Дую в трубочку. Пузыри летят. Дети лезут на сцену и устраивают кучу-малу. Чуть не сбивают меня с ног, для того чтобы просто поскакать на сцене среди мыльных пузырей. Когда песня заканчивается — из зала слышится плач. Одной девочке было мало — она хотела еще мыльных пузырей. Мы отдаем ей баночку с мыльными пузырями».
По мере того, как рассказывается история, Бенька все больше расцветает, как под лучами софитов: «Мы не предполагали такого эффекта. Мы знали, что мыльные пузыри приносят радость детям, но не знали, что настолько. На следующий концерт какой-то добрый человек выставил перед входом в зрительный зал ящик с мыльными пузырями. Берите, кто хочет. Это стало для нас катастрофой, потому что дети выстроились перед сценой и пускали пузыри весь концерт нон-стоп. Пузыри залетали в инструменты, лезли нам в нос и глаза, я забывала текст, путалась и отвлекалась, мне хотелось сдувать детей ветродуем, потому что они мешали. Это парадокс: концерт для детей, а дети МЕ-ША-ЮТ!»
Интонации Беньки театрально взмывают вверх вместе с руками.
Я наобум спрашиваю, слушает ли «Серебряную свадьбу» ее старшая, 9-летняя дочь. «Слушает, — тихо отвечает Бенька, моментально перевоплощаясь из яркой комедийной актрисы в скромную молодую женщину. — Конечно, то, что делают родители, в меньшей степени интересно, чем что-то другое. Но она нас дипломатично поддерживает».
Дипломатично поддерживать — это у Бень-Залесских, видимо, в крови.
«Серебряная свадьба» выступает 21 марта с программой «Кабаре в квадрате» в «Москва Hall» и 22 марта с программой «Музыка — все!» в «Мастерской»
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials