«24 прелюдии» Алексея Ратманского
АННА ГОРДЕЕВА о новом балете главного русского хореографа современности
С того момента, как Алексей Ратманский оставил Большой театр (вы тут продолжайте выяснять отношения с великими традициями, а я пошел заниматься своими делами), его жизнь в основном протекает в Америке — впрочем, с периодическими набегами на Европу. В работе — и «старые» балеты (заново сочиненный для American Ballet Theatre «Щелкунчик», к которому Ратманский шел долго, начав придумывать спектакль еще для Мариинского театра, — в 2000-м, не сработавшись с Михаилом Шемякиным, хореограф предпочел отказаться от постановки), и новые — часто на музыку любимого балетмейстером Шостаковича.
В New York City Ballet Ратманский поставил «DSCH», отанцевав Второй фортепианный концерт (летом, кстати, спектакль должны перенести в Мариинку), а в ABT — «Девятую симфонию». Уже обещано, что 31 мая в репертуаре ABT появятся еще два новых балета Ратманского — соответственно на музыку Первой симфонии и Камерной симфонии для струнного оркестра. Налицо, что называется, творческий взлет: позиция artist in residence, позволяющая сосредоточиться собственно на сочинении танцев, отказавшись от долгосрочного планирования всей жизни отдельно взятого театрального организма и распределения ролей в уже существующем «чужом» репертуаре, оказалась для Ратманского наиболее комфортной и продуктивной. Премьера хронологически последней работы балетмейстера — «24 прелюдии» в лондонском Королевском балете — этот факт лишний раз подтвердила.
Ратманский ставит отличные танцы, но не танцы для отличных артистов. Это вовсе не мешает многим замечательным примам и премьерам нежно любить его балеты и прекрасно их исполнять — но, сдается мне, сочиняя свои тексты, он меньше всего озабочен тем, чтобы показать того или иного танцовщика в выгодном свете. Вполне распространенная в театральном мире ситуация, при которой хореограф вынужден в той или иной степени обслуживать интересы артистов — «поставлю-ка я ему антраша, ведь они у него так славно получаются», — для Ратманского невозможна по определению: в его театре бал всегда правила музыка, а не люди. Это хорошо для музыки — и не слишком хорошо для танцовщиков; профессиональное смирение высоких профи никто не отменял, но и исполнительскую гордость — тоже.
«24 прелюдии» скроены из массы дивных танцев, тихих, фирменно «ратманских» шуточек и важных маленьких жестов — на выходе получились две дюжины законченных сценок: каждая шопеновская миниатюра превращена в монолог, дуэт, трио или квартет (всего в спектакле заняты восемь артистов, но вместе они собираются на сцене лишь к финалу). Сорокаминутный спектакль просчитан эмоционально и технически: танцевальные фрагменты могут монтироваться по принципу контраста (только что девушка поникшим телом выражала глубокую скорбь, а вот она уже веселится) и по принципу нарастания (от простейших пробежек к сложным прыжкам).
В «Прелюдиях» вроде бы нет сюжета — но в каждой из них есть миниатюрный портретик (танцовщика, например, вся вариация которого состоит из смены векторов движения: добежал до кулисы — развернулся — помчался в другой угол с тем же энтузиазмом и вдохновением на лице — еще раз — и еще) или мини-история (лучшая, на мой вкус, — та, где танцовщик периодически вспархивает в воздухе, при этом возвращаясь после каждой серии движений картинно засвидетельствовать свои чувства к партнерше; стоит ему позабыть об этой своей обязанности — девушка сама надежно прислоняется к нему).
Профессиональное смирение высоких профи никто не отменял, но и исполнительскую гордость — тоже.
Текст, более всего напоминающий о «Прелестях маньеризма» — шестнадцатилетней давности московском дебюте Ратманского, — может быть исполнен, в сущности, любым актером: «24 прелюдии» не предполагают авторизации, присвоения теми танцовщиками, для которых они ставились. Выходят ли на сцену примы или заменившие их дублерши — в придуманном Ратманским спектакле ничего особенно не поменяется, даже интонация. Что говорит о надежности текста — но и о некоторой его отстраненной герметичности.
Совершенно, впрочем, осознанной — Ратманский никогда не любил слишком пылких эмоций на сцене, не доверял им. Хореограф не особенно верит даже взятому в соавторы Фредерику Шопену — а вдруг горячечный романтик, чего доброго, бросится ему на шею? В «24 прелюдиях» по инициативе Ратманского звучит не фортепианный подлинник, а довольно стертая, словно бы опасливая оркестровка Жана Франсе: так балетмейстер, следуя поговорке, держит композитора «на расстоянии вытянутой руки от своего сердца», позволяя проявиться шопеновской буйной эмоции лишь в строго определенных фрагментах спектакля — там, где она ему удобна; оркестр Королевской оперы под управлением Барри Вордсворта аккуратно воспроизводит эту задаваемую сценическим текстом сдержанную интонацию.
Ратманский по-прежнему любит шутить со старыми текстами — и, как и прежде, заранее прицельно просчитывает адресата своих шуток: если в его бытность худруком балетной труппы Большого в его сочинениях возникали иронические отсылки к отечественному танцевальному прошлому, то в спектакле, поставленном для Королевского балета, мелькают легкие призраки Аштона и — более всего — Баланчина. Выказав повышенный интерес к работе Ратманского еще заочно (полный аншлаг на всех вечерах премьерной серии программы, составленной из одноактных балетов, — случай, довольно редкий даже для Запада), лондонская публика считывает иронические поклоны «24 прелюдий» не без удовольствия и радуется им от души.
А после антракта — идущим во втором отделении «Прелюдиям» предшествует давно присутствующий в репертуаре баланчинский «Аполлон Мусагет», в котором Карлос Акоста выходит олимпийским богом-атлетом, — получает еще одну мировую премьеру, «Aeternum» Кристофера Уилдона. Хореограф, не менее востребованный в мире, чем Ратманский, под музыку «Симфонии-реквиема» Бриттена превращает стройную корду Королевского балета то в угрожающе сплетающиеся водоросли, то в военный чертеж, выкраивая главную роль — то ли обреченной на заклание жертвы, то ли неожиданно смилостивившейся к смертному богини войны — специально для Марианелы Нуньес. Новая работа Уилдона — привет поздним балетам Макмиллана, в которых английский классик перебирал в памяти несчастья ХХ века, а еще — очень удачный контраст для хореографии Ратманского: чтобы отдохнуть от мрачности «Aeternum», зрители будут благодарно возвращаться к «24 прелюдиям» снова и снова.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials