Двести китайцев

Тихо сидеть в резервации или участвовать в Документе, задается вопросом ЕКАТЕРИНА ГАВРИЛОВА
Когда мне предложили написать о том, есть ли конфликт между «традиционным» художественным образованием и образованием в сфере современного искусства, я сразу споткнулась о слово «традиционное». Термин показался совершенно неточным. Что вообще является традиционным для нашего искусства? Вон у китайцев есть школа живописи го-хуа. А у нас? Гжель, хохлома, палех, резьба по моржовой кости? Этому, кстати, до сих пор кое-где учат. Но вряд ли живопись студентов Суриковки из мастерских Назаренко или Шишкова можно назвать «традиционной». Это ведь даже не иконопись или фрески.
Проблемы начинаются здесь не с вешалки, а с самого простого — как назвать нынешнее вузовское художественное образование? Образование, наследующее методы сталинского воспитания художников, — авторитарное, контролирующее все и вся: от сюжетов картин до мазков и штрихов, какими эти картины делаются. Образование, выстоявшее без всяких видимых изменений 20 лет, которые переломали и перекроили все в стране.

Д.Д. Жилинский. Молодые скульпторы. 1964.
Часто эта «окаменелость» становится предметом гордости и бравады педагогов «традиционных» школ и вузов. Все так же существует кузница советских художников МСХШ (ныне МАХЛ), воспитавшая практически всех, кого мы знаем: как мастеров андеграунда, так и законченных «официозников». Сложно представить себе, но в столовой этой школы одновременно могли оказаться, с одной стороны, Кабаков, Булатов, Макаревич, Злотников и Никонов, Назаренко, Нестерова, Андрияка, Стожаров, братья Ткачевы — с другой. По-прежнему дети приносят в эту школу по 50 набросков в неделю, только в качестве моделей все чаще футболисты из телевизора, любимые попугайчики и спящие бомжи в последних вагонах на Кольцевой. Здесь продолжают царить вечные формулы «больше грязи, больше связи» и «количество переходит в качество», а идолами и мерилом живописи остаются Суриков, Репин и Грицай.
Институтам и академиям остаться в стороне от новых веяний сложнее. Но и они сопротивляются как умеют. Их не зря клеймят замшелыми и одиозными, напоминают, как оттуда гнали «авангардистов». Но вместе с тем вся эта система столкнулась теперь с обратной реакцией, а потому, как сторона слабая и жалкая, не может не вызвать сочувствия и тайного интереса.
Призраки «реализма» по-прежнему тревожат, хотя нет уже ни «реализма», ни толком даже живописи как таковой.
Именно так, сейчас эта «реакция на реакцию» заметна как никогда. Вчерашние гонимые «абстракцисты» решили за все поквитаться с бывшими вершителями судеб из дипломных и закупочных комиссий, бесконечных худсоветов и выставкомов. Теперь их не только игнорируют и клеймят всех в кучу и без разбора только за то, что они умеют и учат рисовать; их не пускают в выставочные залы, закрывают их и без того жалкие ярмарки как профессионально непригодные (такова история «Арт-Манежа» и «Худграфа»). Словом, предлагают сидеть тихо в своих резервациях.
Призраки «реализма» по-прежнему тревожат, хотя нет уже ни «реализма», ни толком даже живописи как таковой. Вообще запрет на качественную, пусть и слегка ремесленную по исполнению живопись достоин отдельного рассмотрения. Маргинализация традиционных медиа (будто бы холст и бумага виноваты в том, что на них изображался Сталин или Гитлер), желание «пересмотреть» историю искусства и исключить из нее всех колхозниц и вождей не могут не напомнить аналогичный пример — ситуацию с культурной политикой послевоенной Западной Германии.

Гелий Коржев. В дни войны (этюд). 1952-54.
В ответ работники «традиционного» искусства вяло огрызаются, кучкуясь вокруг Академии художеств и странных новообразований вроде Фонда Кончаловского и Премии Пластова. Последние инициативы словно призваны окончательно дискредитировать даже саму мысль о том, что «реалисты» способны отвоевать свои позиции в государственном секторе, так убого по мысли и невнятно по исполнению все это выглядит по сравнению с бюджетами и затеями в современном искусстве.
Если в самой культурной среде вялотекущая медийная борьба налицо, то есть ли ее признаки в образовательной среде? Или, может быть, попытки выстроить диалог?

А.И. Ладюрнер. Торжественное собрание Академии художеств в 1839 году (неоконченная картина). 1840.
Увы, если диалог и есть, он строится внутри индивидуальной судьбы каждого отдельного молодого художника. Сначала он принужден писать двойные и тройные обнаженки, сам не понимая, зачем. А после обречен или на пожизненное украшение детских на Рублевке, или на долгие и мучительные метания с целью пристроить куда-то свои неплохие, в общем-то, ремесленные навыки. «Страдания» часто приводят выпускников художественных вузов в новообразованные учреждения вроде «Свободных мастерских» при ММСИ или ИПСИ. Путь от грубого ремесла к славе и блеску международных выставок (Венецианской биеннале, Документы и прочих) прошли многие: Александра Сухарева (Строгановка), Ира Корина (ГИТИС), Аня Желудь («Муха»), Виктория Ломаско (МГУП), Диана Мачулина (Суриковка) и многие другие.
Безусловно, как и остальные выпускники, они наверняка могли бы сказать много горьких и справедливых слов о низком качестве полученного профессионального образования, отсутствии вменяемых теоретических лекций, дремучести педагогов и общей забюрократизированности. Но слова благодарности тоже могли бы прозвучать, ведь умение работать с материалом, практическое знание технологий живописи и графики, навыки производства — все это тоже не берется с потолка и не обретается на скороспелых курсах для «творческих» хипстеров.
C каким бы презрением ни относились к таким ремесленникам, они очень нужны.
Как не учат на этих курсах и тех, кто хочет, пусть не хватая звезд с неба, делать повседневную, но важную «художническую» работу: сценографию и костюмы, иллюстрации, плакаты и мультфильмы, частные заказы на росписи и скульптуру. А с каким бы презрением ни относились к таким ремесленникам, они очень нужны. Ведь именно с их работой чаще всего и сталкивается обычный зритель, и от них, в конце концов, зависит общий уровень визуальной культуры. Можно долго ругаться на пейзажи с березами и трактористами времен махрового совка, но в то же время только ленивый не вспоминает о тогдашнем уровне оформления книжной графики и именах, с ней связанных: Трауготы, Конашевич, Алимов, Пивоваров, Васильев, Маврина.
Нет диалога — нет проблемы. Вузы существуют сами по себе, новые образовательные инициативы — тоже. Никто ничего не делит, разве только старательно друг друга игнорируют.

Питер Брейгель-старший. Художник и знаток. Ок. 1565.
И все-таки сложно представить себе, что такое положение сохранится. Педагогический состав вузов очень возрастной: в «молодых» и «подающих надежды» ходят 50—60-летние. Более-менее эффективные в плане обучения мастерские держатся за счет руководителей, которым уже за 75, пришедших преподавать на волне перестройки. Можно по-разному оценивать работы Назаренко, Никонова, Нестеровой, Алимова, Бархина, Диодорова и других, но фактически именно им удалось создать какое-то подобие школы на руинах распадающейся системы советского художественного образования. Каждый из этих художников репрезентовал свой, глубоко сформировавшийся стиль. И, безусловно, стиль этот навязывается их ученикам. Самые слабые из них так и не всплывают, оставаясь послушными эпигонами; более сильных иногда можно наблюдать на выставках.
Но это все — натура вымирающая. И передавать ремесленные навыки попросту скоро будет некому. Низкая зарплата, непрестижность преподавания как такового, имидж «ретроградов» и «отстоя» не способствуют улучшению кадровой политики. И если вузы сами не возьмутся за ум, не сменят программу, не проведут реформу изнутри, уже через 10 лет и говорить будет не о чем.
А между тем исправь они положение с теоретическими предметами, иностранным языком, международными программами обмена, то есть сделай они то, что должны были еще 20 лет назад, и кто знает — может быть, мы получили бы свою русскую Neue Leipziger Schule. Ну а пока все остается по-прежнему, и только двести китайцев продолжают послушно осваивать русскую «традиционную» школу изобразительного искусства.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials