pic-7
Радиф Кашапов

«Больше нет звезды хасидского регги»

«Больше нет звезды хасидского регги»

РАДИФ КАШАПОВ выяснял у американского регги-певца Матисьяху, зачем он сбрил бороду и пейсы


Долгое время американец Мэтью Миллер, взявший себе имя Матисьяху («Божий дар»), был кем-то вроде Леди Гаги в сфере регги и хип-хопа. Выходец из благопристойной еврейской семьи, воспитанный в традициях иудаизма, он в юности носил дреды, тусил с хиппи, хулиганил, употреблял наркотики. В итоге попал в реабилитационную школу и начал там читать рэп. А потом начал снова, как и до подростковых загулов, посещать синагогу, нашел себя в хасидизме, учился в иешиве.

© matisyahuworld.com

В 2004-м Матисьяху выпустил дебютный альбом «Shake Off the Dust... Arise», поехал в тур, но даже в статусе профессионального музыканта не отказывался от соблюдения многочисленных правил: не касался женщин, не работал по субботам. А главное — на сцене выглядел как настоящий раввин (пейсы, ермолка, борода, цицит), который, правда, очень любил речитативы, слабую долю, битбокс и танцы. Раввин Шломо Карлебах для него был важен не меньше, чем Боб Марли. Телеведущий Джимми Киммель назвал его стиль «хасидским регги» — и это словосочетание намертво приклеилось к Матисьяху, дела которого шли в гору: удачные альбомы, мировые гастроли, номинация на «Грэмми», благосклонность прессы и фанатов.

13 декабря 2011 года, устав от навязываемых хасидским окружением обязательств, он разместит в Twitter сообщение: «Больше нет звезды хасидского регги». Плюс свой фотопортрет, на котором — гладко выбритый молодой мужчина.

По вызванному эффекту это было как если бы Стас Михайлов снял крест или Константин Кинчев устроил концерт в Великий пост. Певец получил новый ярлык — отступника — и пережил немало неприятных моментов из-за осуждения в религиозных кругах.

«Я начал растить бороду в 2001 году, осенью, — объясняется по скайпу Матисьяху. — И носил ее больше десяти лет. Я тогда стал интересоваться иудаизмом, надевать ермолку. Борода у меня появилась, потому что была частью определенного образа, который мне был нужен в то время. Иудаизм был стилем моей жизни. Избавляясь от бороды, ты уходишь от эгоцентричности. Кроме того, это символизирует старт новой жизни — ты становишься новым человеком, начинаешь с чистого листа.

Бритье бороды стало громким заявлением для публики, она увидела в этом серьезный шаг. Но я менялся и когда растил бороду, и все 10 лет, когда жил в Бруклине. Менялся, когда носил разные шляпы, костюмы, читал книги, изучал философию, разные виды иудаизма, слушал музыку, привносил в свои песни элементы многих стилей. Для меня это был процесс постоянной эволюции. Все эти полтора года многие считали случившееся чем-то великим, большой переменой. Но все на самом деле происходило очень органично, подобно течению реки».

Артист вовсе не отказался от веры. Матисьяху даже сейчас выполняет некоторые из 613 мицвот: «В целом это больше экзистенциальный вопрос — по поводу моих отношений с Богом. На чем они основаны? На правилах, на том, что надо делать? Или чем-то еще? Я исследую эти взаимоотношения, учитывая, что они больше не основаны на заповедях. Мне нравится термин “мицва”, это значит в том числе “связь”. Я до сих пор связан — с собой, миром, надеюсь, также с Богом. Но не в том смысле, что чувствую себя виноватым из-за того, что соблюдаю не слишком много заповедей».

Летом прошлого года у Матисьяху вышел альбом «Spark Seeker», записанный совместно с бразильско-американским продюсером Kool Kojak, который известен хитом проекта Flo Rida «Right Round», а также сотрудничеством с Ники Минаж и Ke$ha. Вместе они собрали вполне мейнстримовую, даже попсовую хип-хоп-пластинку, в которой секвенсоров и сэмплеров гораздо больше, чем в прошлых релизах. При этом Матисьяху все так же интересуется регги, дабом, а также музыкой Израиля. Концерты он продолжает давать в электричестве с группой Dub Trio, а в момент интервью катается с акустическим туром: «У нас там нет барабанов и баса, это просто электрическая гитара и виолончель. При этом электронные звуки сохраняются, потому что у гитариста остается множество педалей и эффектов. Получается лаконично, поэтому проще сфокусироваться на словах и голосе. Из-за акустических шоу я сейчас слушаю много сонграйтеров, фолкеров, я полностью ушел в подобную музыку».

«Избавляясь от бороды, ты уходишь от эгоцентричности».

Матисьяху отвечает на вопросы по скайпу из Нью-Йорка, где он коротает время перед очередным концертом у друга-врача. На заднем плане раздаются возгласы веселящихся детей. Он сам в интервью не повышает голоса — бережет. Правда, громко кричать ему иногда приходится — например, на съемках фильма «Шкатулка проклятия» («Possession»), где он сыграл экзорциста: «Думаю, я отлично сделал свою работу, мне понравилось. Хотел бы еще сняться в кино. Но сейчас мне интересно записываться, скоро будут новые проекты, с новыми и старыми друзьями». Новыми — потому что Матисьяху с женой и тремя детьми перебрался в Лос-Анджелес, сменив в придачу к образу и обстановку: «В основном я переехал из-за погоды, она очень полюбилась моей жене. В Нью-Йорке тепло только по сравнению с вашим Петербургом. Зимой тут холодновато. Не знаю, насколько на меня повлияла смена адреса. Я обычно много перемещаюсь, я не привязан к какому-то месту».

На выступлениях ему не надо ничего доказывать, поскольку 95% аудитории Матисьяху не иудаисты и вообще не имеют еврейских корней. «На концертах я не чувствую какой-либо враждебности. Только когда захожу в интернет и читаю там комментарии. Во время шоу никогда люди не кричали мне что-нибудь обидное в лицо».

Матисьяху поздравляет американских телезрителей с праздником Хануки:

В Россию Матисьяху едет выступать в третий раз. Для него это особая страна: «Я чувствую с ней связь на духовном уровне, на культурном, хотя и не все понимаю. Я американец, но я знаю, что мои дедушка с бабушкой и все остальные предки — из России, они провели там много времени. Один из моих лучших друзей, учителей родом из России. Он живет в Израиле, его зовут Эфраим Розенштейн, я многое осознаю благодаря ему. Мне нравится к вам возвращаться. Россия — это большая страна, немного мрачная, пугающая. Но на концертах я чувствую, что публика очень расслабленная. Жду концертов».

Я замечаю, что регги очень популярен в России, возможно, потому, что у нас холодно и мало солнца. «Отлично, тогда я постараюсь принести вам немного солнца», — отвечает Матисьяху, смеется и прощается.

Какая разница, кто из потомков Авраама его принесет.


14 марта Матисьяху выступает в клубе Arena Moscow (Москва), а 16 марта — в петербургском «Космонавте».

Предыдущий материал Умер Борис Васильев
Следующий материал Проблемность публичного жеста

новости

ещё