Не спать!
«Сомнамбула» в Большом театре
Жили-были две девицы. Одна звалась Лизой, взбалмошного нрава не скрывала и любила освежить любовные игры со своим покладистым партнером какими-нибудь стрессовыми ситуациями — например, унизительной беготней за чужим женихом. Другая, Амина, тоже довольно жестко развлекалась. Залезает в чужую постель и потом, не выходя из образа невинной страдалицы, вешает своему плаксивому парню какую-то лапшу на уши, которую он только и ждет. И тут же все ей прощает. Ну, что делать, девушка не в себе, умные люди говорят, что это называется «сомнамбулизмом», придется любить такую.
Ничего из вышеописанного в спектакле, только что поставленном в Большом театре респектабельным итальянским режиссером и художником Пьером Луиджи Пицци, нет. Совсем напротив! Там все возвышенно и далеко, не имеет к сегодняшнему дню и сегодняшней психологии никакого отношения. Там имеется в виду только то, что сочинил Винченцо Беллини в 1831 году, в романтическую эпоху сильфид, виллис, сомнамбул, русалок, призраков и прочей потусторонности. Амина — ангел, ее суженый — идеальный влюбленный, Лиза — никакая не извращенка, а просто девушка трудной судьбы, а кавалер ее — верный рыцарь. Ну, с элегантными поправками на 1891 год — дату последней здешней постановки одной из ключевых оперных партитур эпохи бельканто. Березки, Чехов, шляпки, цилиндры, русский балет. Но в мою испорченную двадцатым и двадцать первым веком голову во время бесконечных упоительных длиннот и статичных арий, незначительно задекорированных переминаниями хора-кордебалета с ноги на ногу, зачем-то лезут такие вот, совершенно не предусмотренные режиссером, объяснения происходящего на сцене. И, судя по стыдливым хихиканьям соседей, не только в мою. И это как-то неправильно.
Дело ведь не в том, что без айфонов и бронежилетов нынче оперную постановку нельзя воспринимать всерьез. В конце концов, есть удачный пример абсолютно костюмного спектакля — только что приезжавший на «Маску» пермский Моцарт (Cosi fan tutte). И там как раз ничего досочинять за режиссера не приходится — просто не успеваешь. Дело в том, что, по моему мнению, голову зрителя все-таки нужно чем-то заполнять во время просмотра спектакля.
Тут, правда, возникает священное слово «бельканто». Со всеми его тайнами правильного дыхания, умением сделать вид, что пение — это плевое дело и не доставляет вообще никаких трудностей, головокружительными фиоритурами, бескрайним легато и суровой армией поклонников, воспитанных на виниле. Считается, что с этим стилем у нас еще хуже, чем с Вагнером, традиций нет, школы нет, да и климат не тот, чтоб вот так легко и привольно пелось. И что спектакль в данном случае должен быть для ушей и глаз, а не для мозгов.
Поэтому появление «Сомнамбулы» на главной сцене страны после 120-летнего перерыва (во время которого за рубежами нашей родины в этой опере царили Мария Каллас, Анна Моффо, Рената Скотто, Джоан Сазерленд, Эдита Груберова, происходили стилистические революции и войны, преодолевались новые рубежи) — шаг отважный и мучительный, хотя в нынешнем мире оперной глобализации не такой уж и рискованный. Потому что совершенно не обязательно изобретать велосипед и обходиться собственными силами. Можно пригласить проверенных спецов. Что и было сделано.
Главным украшением постановки предполагалась хорошо известная Москве американка Лора Клейкомб в партии Амины, мастерица, вызывающая уважение. Но ее перещеголял белокожий южноафриканский чудо-тенор Колин Ли (Эльвино) с неправдоподобно легким, щедрым и гладким верхним регистром. Он и стал самым лакомым угощением этого проекта. Третьим козырем был вальяжный московский бас с успешной мировой карьерой Николай Диденко (Граф Рудольфо). Есть основания рассчитывать, что будущая жизнь спектакля будет и дальше расцвечиваться привозными звездами бельканто, которых раньше просто некуда было приглашать. Что касается своих, то в премьерном составе огонь достойно взяла на себя молодая прима театра Анна Аглатова (Лиза), статью, копной волос и огненными взглядами напоминающая Чечилию Бартоли. Во втором составе эталонную белькантовую партию Амины поет воспитанница Молодежной программы Большого Ульяна Алексюк, и это серьезный экзамен.
В качестве музыкального руководителя пригласили Энрике Маццолу, дирижера с большим опытом и соответствующей спецификацией. Он, придерживаясь современных трендов, выбрал наиболее исторически достоверную версию партитуры, выпущенную в 2009 году издательством «Рикорди». «Большую гитару», как снисходительно именовали некогда оркестр Россини/Беллини/Доницетти, он не стал превращать во что-то большее, но придал ей максимум интеллигентности. Однако утверждать, что маэстро обеспечил спектакль музыкальной самодостаточностью, развеял его сонную статику и отвлек от непрошеных фантазий, заполняющих смысловой вакуум, было бы натяжкой.
-
22 маяВ Москве покажут новое датское кино «Русалка» возвращается в Мариинку В соборе Парижской Богоматери застрелился противник однополых браков
-
21 маяВ Италии снимут фильм по биографии Лимонова Музыкальный фестиваль проедет 5000 км Лавров не оставит без ответа кражу голосов на «Евровидении»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials