Патрис Леконт: «Вы из России? Веревка с мылом — ваш вариант!»
Режиссер комедий и мелодрам с Мишелем Бланом и Сандрин Боннер снял мультфильм о магазинчике для самоубийц. ИННА ДЕНИСОВА решила узнать, зачем ему это понадобилось.
— Отвратительный день. С утра говорю о самоубийствах.
— Сами виноваты. Ваша «Девушка на мосту», кстати, тоже с этого начинается.
— Каждый разговор про этот фильм сводится к теме «а что, по-вашему, провоцирует людей на самоубийства?» Или еще лучше: «Вы когда-нибудь пытались убить себя?» Неужели у нас получился такой серьезный мультфильм?
— Я вот не собиралась об этом спрашивать.
— Слава богу. А я уж было приготовился именно вам-то и рассказать правду.
— А, ну раз так — вы пытались убить себя?
— Никогда! Даже не думал об этом!
— Я вот задумалась, что бы я в случае чего купила в таком магазине. Чтобы быстро и не больно. Точно не яд — от него можно долго промучиться. Точно не пакет на голову. Возможно, веревку с мылом. А вы?
— Я бы гильотину, конечно: я же француз, а это патриотично. Вы из России? Веревка с мылом — ваш вариант.
— Решено! А почему вы вдруг стали режиссером мультфильма? Вы же всегда снимали игровое кино!
— Это не я придумал: ко мне пришел молодой продюсер, принес книгу писателя Жана Толе, которая мне сразу понравилась, и предложил: «Давай попробуем снять по этой книге мультфильм?» Сделать игровой фильм никто даже не предлагал. И я решил, что это будет как минимум неожиданно. Я люблю браться за вещи, в которых вообще не смыслю. Верю в «свежесть взгляда»: все главные ошибки совершаются тогда, когда ты во всем уверен, когда «знаешь дело». Как с вождением автомобиля: в аварию попадаешь, когда чувствуешь себя уверенно. Лучше почаще быть новичком, чем профи. Полезнее.
— Но мультипликатор — не вы. Рисунки не ваши.
— Нет, не мои — хоть я и немножко рисую, но никогда бы не взялся за анимацию. Теперь друзья и журналисты спрашивают меня: ты так любишь рисовать, почему ты не нарисовал персонажей сам? Ответ простой: я бы рисовал их лет сорок. Тогда возникает встречный вопрос: «А если ты ничего не рисовал, то что ты вообще там делал?» Предвосхищая ваш возможный вопрос, отвечу: я там не играл. А если серьезно, я делал все то же самое, что делал бы, работая над художественным фильмом. Писал сценарий, диалоги, тексты песен. Направлял актеров, озвучивавших персонажей. Разводил мизансцены. Прописывал характеры. В общем, делал все, что делаю обычно, кроме одной вещи — съемки. А ведь я обожаю съемочный процесс. Обожаю работать с актерами. Пришлось отказаться от этого удовольствия.
— То есть вам не понравилось?
— Если честно — это был тяжелый и сложный процесс. Когда снимаешь фильм сцену за сценой, чувствуешь движение. А тут даже маленькой радости не испытываешь на промежуточной стадии.
Работа над мультфильмом занимает годы — при этом ты вообще не понимаешь, что получится в результате. Согласитесь, это очень мучительно — каждый раз сверять, нужной ли длины тень. Поэтому самой приятной была работа с актерами на озвучке.
— А почему решили делать не просто мультфильм, но мюзикл — с музыкой Этьена Перрюшона и Брюссельским филармоническим оркестром? Музыка, кстати, чудесная.
— Совершенно чудесная! Это была мечта — поставить мюзикл, и вот я наконец нашел идеальный проект, чтобы ее осуществить. Я подумал, что фильм с таким невеселым сюжетом без музыки будет совсем мрачным.
— Вы заставили художников увидеть героев вашими глазами?
— Разумеется: я был там абсолютным монархом. Сначала я описал каждого персонажа словесно. Очень подробно, в деталях: «у этого должны быть борода, очки, галстук и 43-й размер обуви». А потом на основе моих описаний два художника начали рисовать. Сегодня нет необходимости рисовать карандашом и стирать бумагу до дыр: ты можешь в два счета поменять все что угодно на компьютере. Как думаете, над каким персонажем я бился дольше всего?
— Выдумывая или рисуя?
— Скорее, выдумывая — чей характер не был очевиден?
— Может быть, отца, который заставляет своего малыша курить сигареты, чтобы тот посинел?
— Нет, не угадали: самого малыша Алана, главного героя. Он, с одной стороны, бунтовщик, идущий против своей семьи. С другой стороны — светлый, добрый и жизнерадостный: качества, редко присущие бунтовщику. В общем, с ним пришлось порядком помучиться. Вы, кстати, поняли, что имена не случайные? Всех зовут как известных убийц и самоубийц. Отца — Мисима, в честь Юкио Мисимы, мать — Лукреция, дочь — Мэрилин, сына — Винсент (в честь Ван Гога), а маленький Алан назван в честь Алана Тьюринга, математика, который в 1936 году изобрел «машину Тьюринга», модель первого компьютера. В 50-е годы его обвинили в гомосексуализме — тогда в Британии это считалось уголовным преступлением — и предложили на выбор гормональную терапию или срок; из-за инъекций через год он стал импотентом и вскоре покончил жизнь самоубийством, положив цианид в яблоко. Собственно, это надкушенное яблоко есть нынешняя эмблема компании Apple. Такая грустная история.
— А когда вы придумывали персонажей, представляли ли вы настоящих актеров, которые могли бы их сыграть?
— Я никогда не думал об этом фильме как о художественном: поэтому нет, никаких реальных актеров. Правда, Мисима, отец семейства, немного похож на молодого Жана Рошфора. Думаю, что Тим Бертон — единственный режиссер в мире, который мог бы снять «Магазин самоубийств» с живыми актерами. Потому что у него невероятный талант воспарять над реальностью, оставаясь в ней. «Суини Тодд» и вот еще «Семейка Адамс» — два самых известных примера соединения макабра с комедией. Первое, что я сделаю, когда выйдет DVD «Магазин самоубийств», — отошлю диск Тиму Бертону. С записочкой: «Дорогой Тим, это фильм, который ты бы, возможно, снял лучше меня. Не можешь ли в ответ прислать свой локон?»
— А зачем вам его волосы?
— Чтобы привлечь его внимание! Когда я был в жюри Каннского фестиваля, со мной вместе членом этого жюри была Хелена Бонэм Картер. Тим Бертон тоже был на фестивале, все время где-то рядом. Моя младшая дочка, увидев его, взмолилась: «Папа, ты не мог бы попросить у Тима Бертона локон?» А у меня то ножниц с собой не было, то людей вокруг было много и как-то неловко было его стричь.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials