Умертвите женщину
Сегодня гиньолем Марко Беллоккьо «Спящая красавица» открывается фестиваль итальянского кино «Из Венеции в Москву». ДЕНИС РУЗАЕВ увидел в фильме ветерана-нонконформиста не рутинное высказывание на злободневную тему эвтаназии, но оду жизни
На фестивале «Из Венеции в Москву» традиционно показывают апеннинские фильмы из конкурсов Венецианского фестиваля. В программе — прошлогодняя короткометражка Лилианы Кавани про монахинь, несколько документалок на актуальные темы, сразу два фильма с Тони Сервилло («Il Divo») в одной из ведущих ролей. Один — мрачная карикатура на обывательский класс «Это сделал сын», другой — «Спящая красавица» Марко Беллоккьо, фильм открытия фестиваля, который трудно свести к краткому определению. 12 марта его покажут еще раз — уже в представлении самого режиссера.
Италия, 3 февраля 2009-го. Некрасивая, но верующая дочь сенатора убегает на демонстрации возмущенных христиан — и там влюбляется в очкастого либерала с той стороны баррикад. Сам политик вот-вот подчинится партийному большинству на слушании закона о запрете эвтаназии — его жена при этом умирает в больнице и просит ее страдания прекратить. Известная актриса выписывает на дом монахинь и молится усерднее их — ее дочь в коме; поступающий в театральный сын ревнует. Терапевт со сверхурочной спасает наркоманку, пытавшуюся перерезать вены, — от седативов она впадает в беспробудный сон, он не отходит от кровати.
Новый фильм Марко Беллоккьо складывается из четырех параллельных сюжетных линий, задействующих с десяток персонажей; их играют артисты калибра Изабель Юппер (в роли скорбящей матери-актрисы). Но главная из спящих красавиц так ни разу и не появится в кадре. В те же февральские дни 2009-го, пока итальянский парламент будет обсуждать запрет эвтаназии, Элуану Энгларо будут перевозить из родного Лекко в Удине, где есть врачи, согласные отключить ее от аппарата искусственного питания. Элуана пробыла в коме 18 лет.
В этом есть что-то неуловимо говорухинское.
Сводки новостей и уличные демонстрации, треск телевизионных новостей на втором плане и диалоги персонажей — Элуана оборачивается незримым и незрячим свидетелем всех мелодраматических перипетий «Спящей красавицы». Более того — часто их вдохновителем, даже участником. Именно в ее честь идет жечь свечи и петь псалмы сенаторская дочь. Именно ее поминают, парясь в бане, законодатели. Именно ее судьба грозит дочери актрисы — и именно к ее судьбе стремится суицидальная наркоманка.
Именно Элуаной Энгларо первый час «Спящей красавицы» Беллоккьо проверяет зрителя на прочность. Все это время его герои экзальтированны и склонны к театральным жестам. Их поступки не вполне подчиняются логике, а разговоры взволнованны. Актеры невыносимо переигрывают. Даже Изабель Юппер. Нет, особенно Изабель Юппер. Все будто бы одержимы — и ведут себя так, что кажется, будто беспокойный дух Элуаны Энгларо вселился в саму пленку. Одержимым кажется и сам режиссер, еще первыми, снятыми в 60-х фильмами составивший себе славу бунтаря. Он упрямо гонит отчаянно мелодраматические, очевидные до пошлости сюжеты (врач и наркоманка — почти «Укрощение строптивой», религиозная фанатичка и атеист-интеллигент намекают чуть ли не на «Ромео и Джульетту» и так далее) — и мы ждем, что их кульминацией станет насильственный, умозрительный финал. Взгляды автора на злободневную, раздутую телевидением до точки общественного конфликта проблему будто бы понятны — Беллоккьо всегда был антиклерикален. Кажется, еще чуть-чуть, и он вслух оправдает эвтаназию. В этом есть что-то неуловимо говорухинское.
В этот момент заурядные театрализованные стариковские поучения окружающему миру (а именно их напоминает добрая половина «Спящей красавицы») обычно сбавляют накал, переходя к чистой дидактике финала. Но тут все начинает происходить иначе! Градус истерики в «Красавице» только нарастает, кадры сменяются все чаще, планы отчаянно напряженных лиц укрупняются, струнные на фоне переходят на визг — пока калейдоскоп страданий вдруг не закруживается до абсурда, не переходит в чистую абстракцию образов. Омытое слезами лицо Юппер — склейка — распятие крупным планом — склейка — секс — склейка — снова Юппер. Вдруг оглушительно звонит колокол. Элуана Энгларо мертва.
Омытое слезами лицо Юппер — склейка — распятие — склейка — секс.
На этом фильм не закончится. Успокоятся и персонажи, и актеры, и режиссер, которому еще нужно будет завершить каждую из четырех своих новелл — и который, конечно, сделает это не так, как того требовала мнимая логика оказавшейся долгими проводами завязки. Смотришь на это, впрочем, уже другими глазами. Тема эвтаназии перестает быть важной — Беллоккьо все так же нечего сказать о смерти (и этим он существенно отличается от Станислава Говорухина, а также многих других мастеров в стадии заката). Зато ему еще есть что сказать о жизни; а экстремизмом изначальной мелодрамы, существующей за гранью хорошего вкуса, и блицкригом образов, подводящим к смерти Элуаны, он свои последующие слова оправдывает.
Оправдание это оказывается простым по содержанию — детали четырех историй перестают быть важными, уступая мощи нарратива как такового, нарратива, преодолевающего и смерть главной героини, и сведение сюжетов к чистым образам. Без Элуаны Энгларо истории героев Беллоккьо были бы несостоятельны, без ее смерти — неправдивы, их разнообразные, но не противоречащие друг другу морали (секс сильнее религии, но и религия — тоже секс; жизнь и смерть относительны; и то и другое — форма любви) оказались бы банальностями.
Это оправдание, впрочем, сложно по форме — и Беллоккьо здесь проворачивает удивительный, смелый в своей незрелости юношеский трюк. Отчужденные, опошленные телекартинкой и дешевизной сентиментального жанра образы доводятся до того самого предела, до колокольного звона, методами, довольно жестокими по отношению к зрителям. Можно сказать даже, что Беллоккьо вбивает в свою публику универсальное, не ограниченное рамками конфессии и политической ориентации сострадание. Делает это он, монтируя смерть Элуаны (контрапункт своей мелодрамы) как фильм ужасов — еще более жуткий оттого, что скорченные лица типичных вроде бы персонажей мелодрамы в атаке коротким кадром застывают, становятся масками — для того, чтобы впоследствии эти личины могли спасть. Чтобы персонажи ожили, а экранная жизнь ненадолго одержала победу над реальной смертью.
В этом смысле «Спящая красавица» вдруг оказывается антиджалло, режущим по тем же живым нервам, что и зло из итальянских хорроров шестидесятых (вообще стоит пересмотреть фильмы Беллоккьо этого периода на предмет наличия тропов главного на тот момент жанра в стране). Вместо руки, заносящей нож, — крупный план лица Юппер. Прием, придуманный для устрашения, Беллоккьо обращает в инструмент духоподъемности. Красавица проснется.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials