Сэм Рэйми: «Главное — не допускать к кино госструктуры»
МАКСИМ ЭЙДИС пришел к Сэму Рэйми поговорить об «Озе: Великом и Ужасном», а услышал отповедь системе возрастных рейтингов и призыв к новому поколению хоррормейкеров
В прокат выходит «Оз: Великий и Ужасный», двухсотмиллионный приквел «Волшебника страны Оз», снятый классиком малобюджетного хоррора и постановщиком трех серий «Человека-паука» Сэмом Рэйми. Если в «Спайдермене» Рэйми работал с подростковой тематикой, то «Оз» метит в аудиторию еще менее зрелую: это двухчасовой монтаж визуальных аттракционов (самые вкрадчивые и действенные из которых обретают форму полноценных персонажей второго плана — летающей мартышки и фарфоровой сироты), сбивчиво иллюстрирующий на удивление нелепый сюжет. Будущий Волшебник страны Оз (Джеймс Франко) оказывается в версии Рэйми обаятельным иллюзионистом-проходимцем; «Оз», в сущности, представляет роман его перевоспитания под действием психоделических обстоятельств и сразу трех неудовлетворенных женщин. Решающим аргументом в превращении трикстера в пассионария здесь становится кинематограф: Рэйми поминает Эдисона, а финальный акт и вовсе превращает фильм в кино о кино, автопортрет бывалого иллюзиониста.
— У вашего фильма очень любопытная философия. С одной стороны, Оз и его друзья побеждают, потому что преисполняются веры, с другой — потому что используют самые последние технические достижения. Вы не видите тут противоречия?
— (смеется) Ну, знаете... Интерпретировать — это ваша работа, не моя. Вы же не хотите, чтобы я ее за вас делал?
— Ну, моя интерпретация куда более оригинальна. По-моему, вы сняли не только собственную биографию, но и свой вариант двух последних оскаровских фаворитов — «Линкольна» (кино о благородном мошеннике) и «Операции "Арго"»...
— (хохочет) «Арго»?! Каким боком?
— Ну, ведь вы рассказываете о том, как кино побеждает зло. Кстати, сами-то вы в это верите?
— Для меня главный месседж картины совсем иной.
— Неужели это кино о победе мирного протеста?
— Для меня «Оз» получился фильмом о том, что куда важнее быть хорошим человеком и быть им каждый день, в каждом своем поступке, чем пытаться стать кем-то, знаете, «великим». О том, что куда важнее брать на себя ответственность, в том числе — и за своих друзей (вспомните эпизод с фарфоровой куколкой). О том, что главное — быть человеком. Кино, побеждающее зло, тут всего лишь забавный сценарный финт. Трюк, который испугал всемогущих ведьм.
— Вы можете сказать, что это моя интерпретация, но кроме прочего вы ведь еще и рассказываете детям, что зло нельзя победить насилием.
— Я бы не сказал, что эта идея меня особенно занимала во время съемок, но где-то на третьем или четвертом уровне это есть в фильме, вы правы. И я действительно верю в это. Искусство ведь — всего лишь один из способов общения между людьми. И те, кто изобретает новые способы передавать другим свой взгляд на мир, дать почувствовать то, что чувствуют другие, в конечном итоге меняют мир.
— Но если искусство — коммуникация, то и коммуникация — искусство? Вот интернет, к примеру.
— (радостно) О, да. Отличная идея! Действительно, интернет — крутая и... живая штука. И, да — настоящее произведение искусства.
— Вам, наверное, уже рассказали, что в СССР не показывали и тем более не снимали хорроры. Поэтому ваши «Зловещие мертвецы», попавшие к нам в середине 80-х на VHS, оказались первыми хоррорами, которые мы увидели. Для подростков моего поколения вы оказались где-то между Хичкоком и Джеймсом Кэмероном.
— (смеется) Да ну?! Нет, я никогда не знал об этом! С ума сойти!
— Те, кто был помладше, до сих пор уверены, что «Зловещие мертвецы» — самое страшное кино на свете. Хотя мы тогда смотрели его и смеялись. Неужели вы снимали все это всерьез — нападение деревьев-насильников и тому подобную дичь?
— Изначально я пытался снять нечто среднее между хоррором и комедией. В первых «Зловещих мертвецах», как вы заметили, тоже была какая-то доля юмора, а уж когда я увидел, как все это работает, то стал использовать этот прием на полную катушку. Над вторыми «Мертвецами» люди уже хохотали так, что падали под кресла от смеха. Мне нравится снимать такие фильмы!
— Кстати, ваши первые фильмы в ряде стран запрещали, где-то даже цензурировали, обвиняли вас в аморальности... Что вы думаете о цензуре сегодня — особенно когда речь заходит о детях?
— Вы говорите о возрастных рейтингах? Здесь, в России?
— Например. Да и в Голливуде тоже.
— Ну, я не сказал бы, что возрастные рейтинги делают меня счастливым, но, по-моему, это хорошо, что родители могут разобраться, вести им детей в кино или не стоит. Главное тут — ни в коем случае не подпускать к контролю над фильмами правительство! Только не это! Иначе никакой свободы творчества не останется.
— Скажите, а как получилось, что все наши любимые режиссеры — в том числе вы или Тим Бертон — сейчас переключились на блокбастеры для детей?
— Не могу говорить за других, но скорее всего дело в том, что мы все повзрослели — у нас самих уже появляются дети. У меня их вовсе пятеро! Я пересмотрел с ними кучу детских фильмов, и, естественно, мне самому захотелось сделать что-то для них, что-то, что они смогли бы оценить. Тем более что и они мне прохода не дают: «Папа, ты должен снять этот фильм!», «Пап, ну сними, сними для нас кино!»
— То есть вас заставили?
— (смеется) Отчасти. Хотя, сказать по правде, мне понравился сценарий «Оза». Я прочитал его и подумал: «Хм, может быть, я смогу снять такое, исключительно позитивное, детское кино?» Для меня это необычный и интересный опыт.
— Может быть, дело в том, что хоррор уже не так популярен? Что вообще вы думаете обо всех этих новых хоррорах, снятых за миллионы и похожих на ролики из YouTube?
— Знаете, каждое новое поколение хоррормейкеров смотрит на то, что делало предыдущее, с нескрываемым отвращением (смеется). Работа хоррормейкеров как раз в том и состоит, чтобы менять жанровые каноны...
Впрочем, вы, кажется, о другом? Нет, я не думаю, что для хоррормейкеров нынче настали тяжелые времена. Зрители все еще любят фильмы ужасов и готовы их смотреть. Просто сейчас нет новых режиссеров, которые придут, перевернут все с ног на голову и по-новому расскажут о мире, где царит сверхъестественное, — с фантастическими пролетами камеры, мощным саундтреком и т.д. Кто знает, может быть, это будут русские? Жанр жив — просто сейчас он ждет притока молодой крови. Может, это будут как раз те люди, которые сегодня читают ваши рецензии и интервью. Отчасти вы правы, состояние хоррора как жанра сейчас больше всего напоминает кому, но в то же время фильмы ужасов сейчас более популярны, чем были когда-либо! Все, что нам нужно, — чтобы дети наконец прекратили тупить в журналы и взялись за камеры. Эй, дети! Что вы тут расселись? Ну-ка бегом за своими камерами! Вы что, все еще здесь?!
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials