Искусство: главное за неделю
Чего нельзя пропустить с 4 по 10 марта (по мнению редакции)
4 марта, понедельник, 19:00
Тверской бул., 9
Фабрика найденных одежд / ФНО. Утопическиe союзы
В ММСИ открывается первая московская ретроспектива петербургского дуэта «Фабрика найденных одежд». На выставке будут показаны работы, созданные Натальей «Глюклей» Першиной-Якиманской и Ольгой «Цаплей» Егоровой за последние 17 лет (1996—2012). ФНО — одна из старейших отечественных феминистских групп, работающая с проблемами социальных взаимоотношений и темой гендера, балансирующая между мягкими критическими высказываниями, искусством соучастия и активизмом. Организаторы обещают «знакомство с методом платьевой терапии, как говорят сами художники, под названием “Найди себя”, коммуникацию со спящим философом, творческую помощь пенсионерам, cбор одежды для будущего Музея одежды, обучение танцу с мигрантами и многое другое». На выставке, которую курирует Карина Караева и которая проходит в рамках параллельной программы VIII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2013», будут представлены объекты, видео, фотография, графика, инсталляции.
По 7 апреля
4 марта, понедельник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Показать искусство: опасности большого опыта. Лекция Елены Селиной
Основатель и директор одной из важнейших московских галерей Елена Селина, сделавшая за 18 лет существования пространства XL около 200 выставок, расскажет о своем богатом опыте.
Стоимость лекции — 100 рублей, для льготных категорий — 50 рублей.
4 марта, понедельник, 19:00
ЦСИ «Винзавод», Винтажный зал
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Ощущение города. Лекция Сергея Чобана
Лекция известного архитектора Сергея Чобана, руководящего партнера бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов», посвящена организации общественных пространств как территорий, определяющих эмоционально-эстетическое восприятие города. Кроме того, лектор расскажет о своих реализованных архитектурных проектах. Сергей Чобан — автор проекта башни «Федерация» (совместно с Петером Швегером). С 2011 года член градостроительного совета фонда «Сколково». Был куратором российского павильона на двух последних архитектурных биеннале в Венеции (в 2010 и 2012 годах).
Вход по предварительной регистрации (ФИО, телефон, email на адрес [email protected]).
5 марта, вторник, 19:00
Ул. Некрасовская, 2, Самара
По московскому времени
Куратор Андрей Паршиков собрал четверку самарцев (Андрей Сяйлев, Владимир Логутов, Сергей Баландин, Олег Елагин) и четверку художников, представляющих Западную Европу (Элеонор де Монтескье, Анна Ермолаева, Мирко Смердель, Томазо де Лука). По утверждению организаторов, «название выставки отсылает к истории об упразднении часового пояса Самарской области 28 марта 2010 года решением Самарской губернской думы и председателя правительства Российской Федерации. В связи с этим событием местные жители потеряли 175 часов светового времени. Этот факт, понятый метафорически, положил начало проекту “По московскому времени”, в котором художники представят обзор бытования человека в условиях вялотекущего апокалипсиса, в условиях эры темноты, о которых говорят многие современные философы». Подобно Самаре, выпавшей из привычного времени, удаленные от центров интенсивного художественного процесса самарские художники выпадают из этого самого процесса, чему данная выставка противопоставляет стратегию непосредственного сравнения с европейскими художниками.
По 6 апреля
5 марта, вторник, 18:00 — пресс-показ, 19:00 — выставка открыта для всех посетителей
Ермолаевский пер., 17
Александра Катьер. Там за туманами
Анастасия Кузьмина. Без названия
Юлия Лебедева. Instagram
Артем Голенков. Основной красный
Илья Ефимович. Портреты в ландшафте
Петр Ловыгин. Мой Луи. Латинская Америка
Влад Монро. Полоний
Анна Ермолаева. Trying to Survive
Елена Гусева. На медведя
Игорь Гавар. Бабушки
Во вторник в ММСИ в Ермолаевском переулке откроется сразу десять выставок. Все они — русская часть программы VIII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2013». Это десять отдельных персональных экспозиций Александры Катьер, Анастасии Кузьминой, Юлии Лебедевой, Артема Голенкова, Ильи Ефимовича, Петра Ловыгина, Владислава Мамышева-Монро, Анны Ермолаевой, Елены Гусевой и Игоря Гавара. По большей части это цветные и черно-белые концептуальные фотоновеллы молодых российских фотографов и несколько видеоработ. Но в массиве авторов, пульсируя, проступают имена двух художников: мастера перевоплощений Владислава Мамышева-Монро и звезды российского видеоарта Анны Ермолаевой. Ермолаева при поддержке галереи XL покажет свою визитную карточку — хорошо знакомое видео «Trying to Survive». Выставка Мамышева-Монро сделана по следам недавнего спектакля «Полоний» в Политеатре, экспериментальной постановки шекспировского «Гамлета».
По 5 апреля
5 марта, вторник, 19:00
1-й Зачатьевский пер., 10
Данила Поляков. Дмитрий Журавлев. NATURA
Как справедливо замечают организаторы: «Данила Поляков известен прежде всего как единственный русский мужчина-супермодель и первый манекенщик из России, принявший участие в показах в Париже и Милане». Выступая в проекте NATURA в качестве арт-директора и модели, Поляков вместе с глянцевым фотографом Дмитрием Журавлевым исследует тему слияния человека с природой. При этом, как следует из пресс-релиза, обнажаются «отталкивающие, низменные стороны жизни, интерес к первобытным, физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы».
По 6 апреля
5 марта, вторник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Алексей Степанов и Сандра Фриммель. Искусство «на полке»
Лекция члена Общества изучения истории отечественных спецслужб Алексея Степанова и историка искусства Сандры Фриммель посвящена непростым взаимоотношениям искусства и власти в разных странах мира.
5 марта, вторник, 19:00—22:00
Ул. Бол. Садовая, 8
История изобразительного искусства ХХ века через его взаимосвязи с другими видами художественного творчества. Лекция Ирины Кулик
В рамках открытой лекции Института УНИК культуролог и художественный критик Ирина Кулик рассмотрит контекст функционирования изобразительного искусства в ХХ веке: его связи и взаимовлияния с литературой, кинематографом, музыкой, архитектурой, дизайном, театром, телевидением и цирком.
Регистрация тут.
Стоимость лекции — 200 рублей.
5 марта, вторник, 19:00
Приволжский филиал ГЦСИ, Медиатека
Нижегородский кремль, корп. 6, Арсенал, Нижний Новгород
Советское кино 1920-х глазами Вальтера Беньямина. «Дом на Трубной» (1928) Бориса Барнета
«Домом на Трубной» (1928) Бориса Барнета завершается показ фильмов, просмотренных Вальтером Беньямином в московских кинотеатрах во время его посещения СССР. Взглянуть на советское кино 1920-х глазами немецкого философа поможет философ Игорь Кобылин. По его словам: «На первый взгляд, “Дом на Трубной” — одна из таких буффонных агиток, рекламирующая бывшим крестьянам преимущества профсоюзов. Однако наш сегодняшний интерес к фильму — далеко не архивный. Сатирическая лента Бориса Барнета — яркий пример того, как “средства” превращаются в “цели”, а нехитрая педагогическая комедия — в остроумное исследование различных форм медиальности».
Показ проходит в рамках параллельной программы выставки «Елка Вальтера Беньямина».
5 марта, вторник, 17:00 — пресс-показ, 19:00 — вход по пригласительным, 6 марта — открыто для всех посетителей
Ул. Ленивка, 6/7, под. 2, эт. 3
Портрет с историей
Выставка с предельно широкими концептуальными рамками — портретная живопись и графика последних трех столетий — покажет этот неподъемно-обширный материал под особым углом. Герой портрета, способного попасть на выставку, должен быть «необычен». Среди моделей, как сообщают организаторы, могут быть «знаменитый современник художника (иногда и он сам), его неслучайная знакомая или носитель странной судьбы». В списке участников наблюдается высокая степень концентрации известнейших классиков истории живописи и графики: Мстислав Добужинский, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Григорий Мясоедов, Илья Репин, Константин Сомов, Роберт Фальк, Александр Яковлев, Александр Древин, а также Алексей Арапов, Алексей Исупов, Евгений Лансере, Александр Моравов, Леонид Пастернак, Николай Синезубов и другие.
По 27 апреля
6 марта, среда, 19:30
Ул. Краснопролетарская, 31/1, стр. 5
Способ № 1
«Способ № 1» Ани Шварц, Нади Плунгян и Марии Плутицкой — это коллективная выставка живописных работ, выполненных во вполне традиционном духе. Но главное здесь не живопись, а момент погруженности в себя в процессе творчества. Искусство для трех художниц-феминисток движения «Из дома» является «способом познания/переживания», «началом диалога», инструментом коммуникации, прежде всего с самой собой. Авторы сообщают, что «если живопись делается честно, она отвечает на вопрос: “Кто я? Какая я, когда я одна? Что я вижу и что мне важно?” Поэтому картина всегда будет уходом “из дома” по направлению к себе».
По 20 марта
6 марта, среда, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Оттепель: современное искусство после смерти Сталина. Лекция Валентина Дьяконова
Лекция художественного критика и корреспондента газеты «Коммерсантъ» посвящена первым опытам разговора об искусстве в условиях долгожданной свободы, которой не хватало в СССР «с его тоталитарной властью, несвободой творческой деятельности и закрытостью по отношению к остальному миру», как пишут организаторы.
Стоимость лекции — 100 рублей, для льготных категорий — 50 рублей.
6 марта, среда, 19:00
ЦТИ «Фабрика», зал «АртХаус»
Переведеновский пер., 18
Таня Шерстюк. Объедки
Как отмечают организаторы: «В своем выставочном проекте Таня обличает истинную сущность времени, превращая невинный жанр натюрморта в злободневное высказывание». Однако также они напоминают, что «в ее работах помимо критической лини присутствует и эстетическое качество». Новая живописная серия, которая будет представлена на выставке, состоит из 15 работ, выполненных в жанре классического натюрморта.
По 31 марта
6 марта, среда, 19:00
Ул. Ильинка, 3/8, стр. 5
Максим Ксута. СY
Главные герои выставки — известный американский абстракционист Сай Твомбли и его художественное наследие, пленившее тонкую душу русского художника Максима Ксуты. Его новый проект — это исследование безграничного природного окружения, путешествие по ландшафтам реальности, поиск эстетически выверенных абстрактных композиций и готовых произведений искусства, которые остается только фотографически зафиксировать. Однако фотография здесь не самоцель, а изощренный способ создать живописно-графические композиции. Получается, что абстракция (читай: уход от реальности) в данном случае и есть сама реальность.
По 17 марта
7 марта, четверг, 17:00 — открытие по пригласительным
МВЦ «Рабочий и колхозница»
Просп. Мира, 123б
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней
В течение недели, на которую выпадает главный женский праздник страны, вполне естественно наблюдать пышный букет из выставок, так или иначе затрагивающих гендерные проблемы, женские темы, а также патриархально-очевидные вопросы красоты. Наиболее масштабным в ряду подобных открытий является проект «Международный женский день» — как по ширине и разветвленности исторического охвата, так и по количеству и «звездности» представленных художников. Выставка с интригующим списком участников наметит основные вехи в истории феминистского искусства, как зарубежного, так и российского. Проект, приуроченный к столетнему юбилею со дня празднования 8 марта в России, рассматривает историю женского искусства в связи с историей праздника. Организаторы напоминают, что «Научное утро по женскому вопросу», на которое собралось более полутора тысяч женщин, — первый Международный женский день в России «был отмечен не цветами и подарками, а требованием права голоса для женщин, государственного обеспечения материнства, протестом против дороговизны жизни и призывами к равноправию». В экспозиции развернутся живопись, графика, скульптура, текстиль, фарфор и плакат, созданные не только амазонками авангарда Любовью Поповой или Варварой Степановой, но и классиками западного феминистского искусства Мартой Рослер или Guerrilla Girls, а также современными российскими художницами: Ириной Наховой, Еленой Елагиной, Марией Чуйковой, Еленой Ковылиной и Лизой Морозовой. Перед зрителем визуализируются отдельные страницы из истории феминистского искусства и широкий круг вопросов: эксплуатации, патриархата, борьбы за равноправие, освобождение женщин, войны с гендерными стереотипами.
Участники: Любовь Попова, Варвара Степанова, Марта Рослер, Guerrilla Girls, Елена Ковылина, Лиза Морозова, Зинаида Райтцер, Валли Экспорт, Ирина Нахова, Елена Елагина, Лариса Звездочетова (Резун), Мария Константинова, Мария Чуйкова, «Фабрика найденных одежд», Анна Броше, Татьяна Антошина, Ольга Тобрелутс, Татьяна Ахметгалиева, Анна Ермолаева, Елена Данько, Варвара Шеронова и другие. Кураторы: Марина Лошак, Олеся Туркина, Наталья Каменецкая. Координатор: Екатерина Усова.
По 12 мая
7 марта, четверг, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Слово о слове. Спектакль
В основе совместного проекта актера и режиссера Дмитрия Волкострелова и режиссера и художницы Ксении Перетрухиной лежит знаменитая речь Вацлава Гавела, написанная для церемонии вручения Премии мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев в 1989 году. При этом, по словам организаторов, «Вацлав Гавел, поднимавший вопрос о нравственной ответственности общества перед историей, становится скрытым участником диалога, задуманного авторами проекта». Спектакль организован при поддержке Театра им. Йозефа Бойса, Четвертого театра и Международного Мемориала.
Кураторы: Александра Поливанова, Георг Жено. Модератор обсуждения: Павел Руднев, Ирина Щербакова. Координатор: Мария Пунина.
Вход свободный.
7 марта, четверг, 12:00
Манежная пл., 1
Красота в XXI веке (Женщины мечты / Мужчины мечты)
Одна из нескольких выставок о красоте, открывающихся на этой неделе. В фокусе группового проекта, который курирует Надин Барт, — исследование мужской и женской версий образов идеальной красоты, появляющихся в мировой фэшн-фотографии. Проект, что вполне очевидно, проходит в рамках VIII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2013».
Фотографы раздела «Женщины мечты»: Камилла Акранс, Майлз Олдридж, Том Беттертон, Дженни Кейдж, Вальтер Чин, Лиз Коллинс, Микеланджело ди Баттиста, Хорст Дикгердес, Девид Дребин, Тони Дюран, Артур Элгорт, Натаниэль Голдберг, Торкил Гуднасон, Хенрик Халварсон, Памела Хэнсон , Стив Хиетт, Марк Хом, Паола Кудаки, Дэвид Ляшапель, Ден Мартенсен, Ральф Меке, Шейла Метзнер, Нино Муньос, Том Монро, Шерил Нилдс, Винсент Питерс, Ранкин, Сатоши Сайкуса, Луис Санчис, Стефани Седнау, Пегги Сирота, Донна Троуп, Диего Учитель, Макс Вадукул, Брюс Вебер, Ян Вельтерс, Олаф Випперфюрт, Елена Емчук.
Фотографы раздела «Мужчины мечты»: Маргарита Бройх, Джейк Чессум, Лиз Коллинс, Тони Дюран, Дебора Файнгольд, Натаниэль Голдберг, Памела Хэнсон, Томас Хеффген, Марк Хом, Хэдли Хадсон, Мэтт Джонс, Кирчкнопф и Грамбов, Питер Линдберг, Роксан Лоуит, Сандор Люб, Шарлотта Манайго, Мэри Эллен Марк, Мэри Маккартни, Ральф Меке, Том Монро, Шерил Нилдс, Винсент Питерс, Фил Пойнтер, Ранкин, Даниэль Риера, Мартин Шоллер, Марк Селиджер, Джиампаоло Сгура, Пегги Сирота, Алек Сот, Элизабет Толл, Эллен фон Унверт, Альберт Ватсон, Брюс Вебер.
По 5 апреля
7 марта, четверг, 12:00
Манежная пл., 1
Dior Couture. Патрик Демаршелье
ОУТУМУРО. LOOKS
Стэн Дуглас. Киностудия середины века
Три проекта зарубежных авторов, организованных в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2013», откроются в этот четверг в «Манеже». Выставка Dior Couture объединит работы, являющиеся результатом многолетнего сотрудничества одного из известнейших fashion-фотографов Патрика Демаршелье (Patrick Demarchelier, род. 1943) с домом моды Dior. Масштабная ретроспектива испанского фотографа Мануэля Оутумуро (Manuel Outumuro, род. 1949) включает в себя 222 работы и охватывает последние 20 лет его творчества. Показ серии снимков канадского фотографа Стэна Дугласа (Stan Douglas, род. 1960), объединенных в проект «Киностудия середины века», организован при поддержке нью-йоркской David Zwirner Gallery и лондонской Victoria Miro Gallery.
По 3 апреля
8 марта, пятница, 18:00
522 West 21st Street, Нью-Йорк, США
Создано на 21-й улице. Хелен Франкенталер с 1950-го по 1959-й
Первая за 30 лет масштабная ретроспектива американской абстракционистки Хелен Франкенталер откроется в эту пятницу в Галерее Гагосяна. Выставка соберет более трех десятков работ. Экспозиция позволит проследить, как Франкенталер, один из основных художников второй волны абстрактного экспрессионизма, разрабатывала приемы живописной абстракции середины ХХ века и повлияла на молодых американских художников, работавших в направлении живописи цветовых полей.
По 13 апреля
8 марта, пятница, 20:00
Дизайн-завод «Флакон», пространство Space
Ул. Бол. Новодмитровская, 36
Варвара Лозенко. Невидимая красота
Фотопроект посвящен пониманию красоты незрячими людьми. Эта четырехдневная выставка поставит ряд вопросов: «Каковы же критерии оценки красоты? Что такое видимая красота? Может ли существовать “красивое” и “некрасивое” в отсутствие инструмента оценки, зрения?»
По 11 марта
10 марта, воскресенье, 17:00
Сахаровский центр, Выставочный зал
Земляной Вал, 57, стр. 6
Нидерландские и фламандские фотографы о России
Организованная фотографом Ириной Поповой выставка «Нидерландские и фламандские фотографы о России» станет первой частью большого проекта «Зарубежные фотографы о России». Десять первых историй представят фотографы, которые в течение последних 20 лет снимали документальные истории о России: Бертин ван Манен, Роб Хорнстра (в соавторстве с писателем Арнольдом ван Брюггеном), Карл де Кайзер, Питер тен Хупен, Герт Йохемс, Гертьян Корнелиссен, Райнир де Влаам, Павел Прокопчик, Збышек Косч, Лео Эркен. После Москвы выставка посетит другие российские города: Екатеринбург, Пермь, Чебоксары, Самару, Тверь, Углич, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск. В каждый из городов будет приглашен один из авторов выставки с интервью, мастер-классом и презентацией книги.
Выставка проходит в рамках официальной программы Года Нидерландов в России, поддержана посольством Нидерландов в России, CPS (Canon), Школой визуальных искусств и центром «FOTODOC».
По 24 марта
-
10 июляГильермо дель Торо хочет экранизировать Воннегута и Шелли Пласидо Доминго отменил выступление из-за болезни
-
9 июля«Единая Россия» предлагает ввести тотальный контроль над СМИ Из египетской «Аль-Джазиры» уходят журналисты Умер создатель «Грамоты.ру» Митрофанов предложил защитить компьютерные игры от пиратов
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials