Чечня ни при чем
ДЕНИС РУЗАЕВ о том, кто несет ответственность за катастрофу в новом российском недоблокбастере «Метро»
Первым о прорыве тоннеля рядом со станцией метро «Садовая» узнает обходчик путей — пьяница и люмпен-пролетарий. Ему, конечно, никто не поверит. «Пойди опохмелись», — прямо скажет дежурный диспетчер, упитанный, примерный, розовощекий. Вот только дальше пышные щеки разномастных полпредов госинстанций будут только багроветь. Грунт над тоннелем окажется размытым, инфраструктура — устаревшей, службы спасения — нерасторопными. Давка, ходьба по трупам, заточение. Кто не утонет — сгорит на контактном рельсе. Бестолковые совещания спецслужб, беспринципность сотрудников НТВ, вопросы без ответов.
Пока что «Метро» Антона Мегердичева в основном впечатляет рецензентов качеством, если так можно выразиться, моделирования катастрофы в условиях современной Москвы. Вода, вообще-то нарисованная на компьютере, — как настоящая, клаустрофобия в вагонах и тоннелях ощутима кожей, саспенс — неподдельный, безнадега — удушающая. «Метро» и правда попадает в жанр, как мало какой отечественный мейнстрим последних лет. Пресловутый «фильм-катастрофа» дается Мегердичеву естественно: пока речь идет о поездах, сходящих с рельсов, и массовой панике, фильм смотрится легко, затягивает в пучину предсмертных страстей и даже улавливает дух времени, отражает ту самую правду жизни, об отсутствии которой в отечественном кино твердят который год.
Возможно, дело тут не в понимании канонов жанра (до сих пор, кстати, ждет ответа вопрос, каковы они; в какой момент катастрофа перестает быть фактом сюжета и становится фактом сюжетосложения?) и не в особой чувствительности к правде русской жизни. Может ли быть так, что сама эта правда содержится в максиме «что бы ни происходило, дальше будет только хуже», в том, что объединяет и «Экипаж» Митты, и «В субботу» Миндадзе? И если так — то почему фильм-катастрофа еще не стал главным жанром в стране?
В самом деле, стоит мутным водам Москвы-реки хлынуть в тоннель рядом со станцией «Садовая», как хрупкая, разваливающаяся мелодраматическая конструкция, которую Мегердичев и его сценаристы выстраивают в первые полчаса фильма, вдруг обрастает мышцами. Стоит разыграться катастрофе — и многочисленные сопутствующие выживанию клише оживают. Вот у познакомившихся за минуту до аварии парня с девушкой начинается любовь на зависть всем романтическим поделкам, производимым в стране победившей нелюбви. Вот толстый увалень-курьер, не способный без жены даже принять решение о своем обеденном меню, в экстремальной ситуации наконец решается хоть на какой-то поступок — чтобы погибнуть мужиком. Вот переосмысляет поведение немолодая уже карманница-выпивоха — и это перевоспитание не кажется лицемерием.
Похоже, только в условиях тотальной катастрофы русский человек очеловечивается, находит себя, любовь, смысл бытия. Нет, словом, для современного отечественного героя ничего трагического в очередной трагедии, никакого краха привычного уклада жизни. Напротив, вот он, привычный уклад: смерть, страдания, богооставленность, «нас ебут — а мы крепчаем».
Рядом с этой трагедией формальной, на деле героев освобождающей, есть, впрочем, в «Метро» трагедия и подлинная. И вот ее как раз все, кто пишет о фильме, пытаются проговорить как можно скорее, будто бы списав за ненужностью. Кроется она как раз в том вроде бы неловком, вроде бы отчаянно фальшивящем мелодраматическом обрамлении, которое в «Метро» опоясывает фильм-катастрофу. Странный этот сюжет заключается в метаниях главной героини (Светлана Ходченкова) между мужем (Сергей Пускепалис) и любовником (Анатолий Белый) — не прекращающихся, даже когда оба мужика оказываются в одном вагоне злосчастного состава, первый — еще и с дочкой-школьницей на руках. На первый взгляд, эта мелодрама Мегердичеву не дается совсем: и сцены секса изменщицы с любовником, и эпизод унылого завтрака рогоносца с дочкой вызывают физически ощутимую неловкость — будто смотришь чье-то домашнее видео, причем с потугами на сюжет и игру, или, например, мамблкор с отчаянно актерствующими непрофессионалами.
Столь явное ощущение дискомфорта (причем не только для зрителя, но и всех задействованных в съемках лиц) в нашем недавнем кино вызывал только отечественный аналог мамблкора — дилогия «Я тебя люблю» / «Я тебя не люблю» Расторгуева и Костомарова, изображавшая сексуальную жизнь современных россиян, во-первых, их же глазами, а во-вторых, в тех же категориях невозможности любви в заданных обстоятельствах. Обсуждая в одном из интервью первый из двух фильмов, Расторгуев говорил о том, что его подтекст — та одновременно сковывающая и разрушительная сила, которую несет в себе почти каждая русская женщина, вписывающая мужчину в порочный круг собственного недовольства и подавляющая его.
Тот же расклад царит и в «Метро»: не делая, в сущности, ничего особенного, героиня Ходченковой, эта растрепанная, растерянная, но уверенная в своем праве на неудовлетворенность женщина, несет такой катастрофический заряд, что вокруг нее маски спадают не только с персонажей, но и с актеров, их играющих. Поэтому таким незначительным, недокрученным получается конфликт врача-альтруиста и эгоистичного застройщика (не раз проговариваемое вслух объяснение катастрофы именно беспорядочной застройкой, честно говоря, больше похоже на кокетство, чем на серьезную социальную критику). Это не врач и не строитель борются за одну женщину, нет. Это хорошие актеры Пускепалис и Белый млеют перед хаосом, который сеет вокруг себя простая русская баба, становятся этого хаоса жертвами — и начинают превращаться в персонажей, героев, мужчин, лишь когда она остается наверху, а они — внизу, в освобождающем аду подземки. Стоит им выбраться наружу, спастись — и почти одновременно встретить этот взгляд из-под белесых кудрей, как все возвращается на круги своя. Уютная фальшь русского мелодраматического кино (или все-таки фальшь русской жизни в ее чувственной сфере?) берет свое, побеждает жуткую, катастрофическую, опасную правду. Что ни говори, страшна русская жизнь — а все-таки русская баба может быть куда, куда страшнее.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials