Назад к мусору
Что такое русский джук и русский трэп? ТАТЬЯНА СИМАКОВА описывает, откуда растет электронная музыка русского гетто
Музыкальные жанры возникают на субкультурной основе — новый звук приходит вместе с отличным от других взглядом на мир, иной визуальной эстетикой и манерой одеваться. Широкополосный интернет и доступность музыкального оборудования уравняли возможности молодых российских музыкантов и их западных коллег в создании музыки. Многие наши молодые музыканты играют так, как будто они живут в Берлине, Лондоне или Бруклине, самые старательные из них — например, Pompeya, Tesla Boy и On-The-Go — ничем не выдают своего происхождения. Однако в последнее время в России стали появляться ориентированные на «актуальный», «модный» звук музыканты, которые не стыдятся цвета своего паспорта; используя западные методы и жанры, они черпают свое вдохновение в российском «мусоре» — той самой неприглядной и стыдной реальности, «бытности-самобытности», которой до сих пор у молодых было принято не замечать. Потому они звучат не в пример интереснее.
Новая российская электроника визуально тесно связана с «русским бедным» гетто-стилем, самый яркий образец которого мы находим на странице DJ Vtgnike. Можно предположить, что чернозем периферийной жизни здесь подан с таким большим вниманием, чтобы компенсировать его недостаток на официальных каналах — долгое время эта часть жизни удостаивалась рефлексии только на уровне программы «Чрезвычайное происшествие». Это, конечно, похоже на невроз — жить в России, игнорируя все ее «некультурные» проявления и делая вид, что киоски с шаурмой и обои с цветами — не про нас. Диджей Винтажнайк (так произносится аббревиатура Vtgnike) пошел от противного. Народный дизайн, вечные ковры, тюль и стенки в интерьерах российских квартир, смешные нацисты, изобретательные бомжи, пятидесятилетние женщины в манящих позах, кое-как взрослеющие подростки, русские игры со смертью, дикие сценки из жизни — весь этот трэш вдруг вышел через социальные сети из коллективного подсознания на поверхность, обретя свою образность и значимость. Это реальность газет типа «Мир криминала» и «СПИД-инфо» — Россия Неизбежная. Ее можно отрицать, как делают музыканты, ориентированные на английский язык и западный продакшн, либо относиться к ней как к части собственного опыта и использовать этот опыт в творчестве.
Характерно, что Vtgnike не только создал один из самых популярных и осознанных тумблер-блогов в российском сегменте, но и заново открыл для широкой публики наследие отечественной поп-музыки: его альбом «Суета небытия» о том, что попса, как и одинаковая мебель из ДСП, — общая часть опыта каждого россиянина. Винтажнайк тасовал, как колоду карт, эстраду, дешевый R'n'B, романсы, прибавил скорости, добавил баса — и смешал пресловутую русскую напевность с западным танцевальным ритмом. Смешение получилось не механическим, как в случае с витчхаус-истерикой, а вполне органичным. Да что там, это был лучший электронный альбом последнего времени.
После него воздух российской электроники изменился, будто в душном подвале вдруг открылось окно. Проще говоря, молодые музыканты перестали стесняться своих корней и осознали, что их подростковые дискотеки под песни группы «Гости из будущего» как опыт ничем не проигрывают аналогичным тусовкам в Чикаго или Детройте. Как поет еще одна самобытная группа «Бутырка», запахло весной.
Новые продюсеры работают с российской реальностью западными приемами: русский джук и нуар-поп по-разному рефлексируют на тему наследия российской поп-культуры, вапорвейв поэтизирует звуки телеэфиров прошлого, трэп соединяет дабстеп с хип-хопом и шансоном, скви заново изобретает советский фанк.
Русский джук
Juke — жанр электронной музыки, зародившийся в конце 90-х годов в недрах чикагского гетто для сопровождения танцевальных состязаний, под который участники очень быстро перебирали ногами — это называлось «футворк». Для него характерен быстрый темп, зацикленные по кругу сэмплы, гипнотический ритм драм-машины и глубокие синтетические басы. В русской музыке тустеп появляется уже не впервые — его элементы использовали, например, ранние «Гости из будущего».
В прошлом году на лейбле Guerrilla Records вышел EP dj azamat'a — человека с подозрительно экзотическими биографией и фамилией. Незаметно смешивая сэмплы из саундтреков к «Улицам разбитых фонарей» и «Сталкеру», он тем самым утверждает, что в музыке, как и в жизни, нет высоких и низких жанров — они полноценно сосуществуют и дополняют друг друга. Последняя композиция мини-альбома «Novo-Sadovaya» — самая хитовая — полностью склеена из сэмплов песни полузабытой девчачьей группы «Лето», что только добавляет ей шарма.
Молодые музыканты перестали стесняться своих корней и осознали, что их подростковые дискотеки под песни группы «Гости из будущего» как опыт ничем не проигрывают аналогичным тусовкам в Чикаго или Детройте.
Чтобы как-то обозначить эту тенденцию, Азамат объединил усилия с питерским диджеем Глебом Raumskaya, так возникло русское гетто-комьюнити «Береза».
Аккаунт на SoundCloud с первым миксом получил неожиданно много респектов, в том числе, например, от модной рэперши Kreayshawn. В ближайшее время «Береза» выпускает «в свет интернета» первую компиляцию с треками от Vtgnike, Gillepsy, Koloah, Tronical, Munguugnum, Malefique, Aleph и др.
Dj azamat: «Пытаться копировать чикагский саунд — тупиковый вариант развития, да это в любом случае и не получится. В России продюсеры знают друг друга, все на виду. И вот независимо друг от друга многие начали применять забугорные методы к русскому поп-наследию. Я не знаю, чем это объяснить».
Глеб Raumskaya: «Я, как и многие, вырос, слушая сборники “Союза”. Песни “Руки вверх” и “Иванушек” никогда не выходили из головы. И я просто решил попробовать сделать что-то с этими искренними юношескими эмоциями. Попытка сделать смешное несмешным. Это не шутки — это реинкарнация. “Береза” — это комьюнити, а возможно, в дальнейшем и лейбл, основная идея которого — желание вернуть родные голоса на танцпол, но уже в новом ракурсе.
Это возможность сделать что-то свое. Что-то искреннее. Что-то, что смогут слушать не только футворкеры. Это Россия нашими глазами. Думаю, на зарубежных танцполах странный русский язык будет особенно отлично звучать».
Нуар-поп
Москвич, скрывающийся под именем Haapa, делает изобретательные нежные ремиксы на главных классиков советского романтического мейнстрима — Сергея Челобанова и раннего Владимира Преснякова. Бьорн Берглунд из Thieves Like Us в своем интервью LAM метко охарактеризовал подобную музыку как «80-е и 90-е, запертые вместе в темной комнате». Секс здесь обязательно соседствует со смертью, а sensual zurbagan сменяется отчаянными возгласами пилотов падающего самолета. Самым ярким примером жанра стал альбом «Поп-проблемы» Насти Вакуум, в котором она заново открывает нам Лику Стар и забытую Лену Борисову. Нуар-поп воплощает собой ощущения 14—15-летних подростков, с тревогой обнаруживающих собственное взросление и новые возможности своего тела, которое может не только любить, но и умирать.
DJ Haapа: «Звук на стыке психоделического рока и сладкой музыки порнотизера нашел как-то интуитивно, снял его с поверхности своих ощущений. Вообще я использую то, что попадается мне под руки, и выходит так, что в каждом следующем треке у меня новый инструмент, который вынуждает меня искать новые подходы к звукозаписи. Переговоры пилотов — задний план трека “dva ABSOLUTa”, иностранцами он не считается, но для них есть передний план, который не проседает. Мне важен максимальный эффект, достигнутый минимальными, но правильно приложенными усилиями».
«Тогда я начал задумываться, что так может звучать настоящая мужицкая музыка».
Вапорвейв
Это музыка эпохи глобального потребления технологий. Еще вчера они были передовыми, а сегодня смотрятся памятником ретро-футуризма: компакт-диски, видеомагнитофоны, телевизоры с кинескопами, первые компьютеры. В России все эти радости жизни стали символом новой, несоветской жизни, поэтому были так нужны и желанны. Кроме того, для нового поколения музыкантов вышедшие из обращения бытовые приборы оказались едва ли не главным воспоминанием детства, а звук, сопровождающий их работу, — бесконечным источником вдохновения.
Среди разнообразных безымянных проектов в этом жанре хочется отметить, пожалуй, BitterTV.
BitterTV: «Мне нравится идея передачи невидимого сигнала в специальные прямоугольные коробки почти в каждом доме. Это ритуальная связь экранов информационным потоком. И еще в детстве телик был классным развлечением. Раньше для жанрового обозначения я использовал многосложное название modern ritual chillout. Я пытался описать нечто монотонное, гипнотизирующее, неосязаемое, спрятанное между помех на одной из частот вещания ТВ. Я представляю себе какой-то сценарий на экране и пытаюсь его восстановить в звучании».
Трэп
Слово «trap» значит «ловушка», так жители Атланты называют свой город и взгляд на мир. Ощущение, очень хорошо известное россиянам. Трэп — это сочетание всех самых дешевых способов воздействия на публику: гангста-рэп с похабными рифмами про секс и траву здесь легко сочетается с бростепом и другой басовой электроникой. Самый смешной и классный трек в жанре трэпа на русском языке создал DJ ZONA, смешав эстетику гоп-шансона, хип-хопа и «модной» басовой музыки, которая по вечерам доносится из «приор» с низкой посадкой.
«Деньги. Шлюхи. Пони»
DJ ZONA: «В моих треках больше шансона влияние, больше души и танца, как мне кажется. Но все-таки я решил немного усовершенствовать старый, проверенный дедами рецепт. Как-то раз я намарафетился и решил поехать в клуб “Солянка” к девчоночке одной, с которой в метро познакомился. Там играл какой-то модный диджей, и я заказал у него за тыщонку Цоя, а потом он согласился делать мне продакшн. Так я и познакомился с Михаилом. В процессе работы я с удовольствием отметил его особый стиль. Мы сразу же сделали клубный хит “Na Party”, который потом несколько раз ставили в какой-то передаче из Реутова. К трэпу я пришел случайно. Впервые услышал его на фестивале Dubstep Planet. И тогда я начал задумываться, что так может звучать настоящая мужицкая музыка».
Скви (постфанк)
Советский фанк был достаточно передовой и продвинутой музыкой, интерес к нему до сих пор не угасает — причем больше в зарубежных музыкальных блогах. Его переосмысливает синтетический жанр скви, сочетающий в себе басовую основу фанка и простые синтезаторные мелодии. Главный деятель этого жанра у нас — Женя Dowdy говорит о том, что вдохновился главной темой к тележурналу «Ералаш».
Dowdy: «Фанк в классическом его понимании я разлюбил, трубы заебали, в каждом треке одинаковое настроение какое-то тупое. Фанк — это необоснованный позитив. В скви сохраняется распиздяйский драйв, большой плюс, что это чистая электроника. Музыку я пишу на синтезаторе Microkorg, вдохновляясь всякими трэшовыми российскими видео с YouTube. Даже не знаю, почему все на этой теме сейчас завязаны. Меня все это стало забавлять после переезда в Москву, так как тут чаще с этим трэшем сталкиваешься, например, когда квартиру для съема ищешь — ходишь, смотришь разные квартиры, везде куча старого хлама, стенки из 90-х, какие-то ковры, одним словом, полный пиздец. Чем чаще это видишь, тем смешнее.
Обычно я делаю бит, потом он играет. Может играть два часа и не меняться, потому что я залип на Ютубе. Вообще скви — музыка бездельников, больше всего она напоминает саундтрек из “Ералаша”. Детские впечатления — самые лучшие и незабываемые».
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials