И снова до свидания!
АННА ГОЛУБЕВА о том, что будет с «ТЭФИ» без ВГТРК и как покончить с телераздорами
Не то чтобы заявление о выходе ВГТРК из Академии российского телевидения грянуло как гром среди ясного неба. Государственный медиахолдинг давно состоял в ней чисто платонически — из учредителей не выходил, членские взносы платил, но в церемонии «ТЭФИ» не участвовал.
Нет, конечно, решение об окончательном разрыве огорчило маститых телеакадемиков. Их беспокоит будущее «ТЭФИ». Тем более что президент фонда «АРТ» в этих обстоятельствах готов покинуть свой пост.
Ну точно как в 2008-м. Тогда госхолдинг впервые отказался участвовать в конкурсе, и телеакадемики беспокоились о будущем «ТЭФИ». Тогдашний президент фонда «АРТ» Владимир Познер вел переговоры с гендиректором ВГТРК Олегом Добродеевым и еще прежде вышедшими из академии каналами «Газпром-медиа», обещал провести масштабную реформу и выразил готовность покинуть свой пост.
И покинул. Но, как выяснилось, дело не в том, что Познер плохой дипломат, связан с Первым каналом и выглядит для его конкурентов необъективным. Проблемы были глубже. И Михаил Швыдкой, сменивший Познера в кресле президента фонда «АРТ» и казавшийся всем компромиссной фигурой, этих проблем тоже не решил. Хотя он провел в телеакадемии масштабные реформы.
Заявление о разводе с «ТЭФИ» госхолдинг обнародовал накануне заседания учредителей фонда и за четыре дня до окончания срока подачи работ на конкурс — надо полагать, имели место сомнения и переговоры. Но что за сомнения и о чем не договорились, ВГТРК не сообщает.
Как и пять лет назад, в заявлении ссылаются на то, что академия превратилась в «площадку телераздора», а результаты конкурса без участия НТВ и ТНТ вызывают сомнения. Да, сейчас это звучит сильнее, чем в 2008-м. НТВ за это время утвердился в роли лидера федерального телевидения, ТНТ занимает первое место среди молодежных каналов. Без них конкурс трудно назвать общенациональным.
Как и пять лет назад, Познер считает: ВГТРК в обиде на то, что ее передачи перестали получать премию. Хотя вообще-то это не так. Даже во время бойкота программы госхолдинга, как мы знаем, на конкурс выставлялись — правила допускают выдвижение не только вещателем, но и автором, и производителем — и регулярно побеждали. Года не проходило, чтобы «Культура», эта священная корова нашего телевидения, не унесла с церемонии очередного «Орфея» — то передаче «Нескучная классика», то ведущему Александру Архангельскому, то сценаристу Анатолию Смелянскому. Награждали ток-шоу «России 1» «Исторический процесс». Информационный канал «Россия 24» в 2009-м получил спецприз академии.
Но руководство государственного телевидения мыслит иными категориями. С его горней высоты заметно на подведомственных просторах только главное — новости, публицистика, аналитика. А на «ТЭФИ» важны главные номинации — «информационная программа», «информационно-аналитическая программа», ведущие этих программ, «репортер» и «интервьюер». Патриарх отечественного информационного вещания Олег Добродеев привык, что его творения часто побеждают в этих престижных номинациях. Так повелось от сотворения «ТЭФИ», в котором он лично принял участие, так было, когда он создавал ВГТРК, и когда он создавал НТВ, и когда он снова пересоздавал ВГТРК, и присно, и во веки веков.
И что, скажите, ВГТРК в этом окружении делать? Нет, на выход, учреждать своего «Золотого орла».
Бойкот «ТЭФИ» руководимая им ВГТРК начала после той церемонии, где 23 из 40 «Орфеев» достались Первому каналу, а госхолдинг получил всего 7 статуэток. Претензии у руководства ВГТРК были такие: процедура голосования несовершенна, телекомпании в академии представлены непропорционально, академиков мало и над ними тяготеют корпоративные интересы.
Поголовье академиков уже к 2010-му увеличили вдвое — их стало 552. Процедуру голосования в ходе реформ тоже принципиально изменили. Не факт, что теперь все совершенно и пропорционально. Но факт, что голосующими академиками куда сложнее дирижировать. Конечно, кем-то по-прежнему управляют корпоративные интересы — но не всеми и не во всем. Академики иногда норовят проголосовать по-своему — то за опальную Манану Асламазян выступят, то дадут «ТЭФИ» фрондерствующему «Дождю». И стабильно, почти каждый год, присуждают статуэтки передачам РЕН ТВ, все еще относительно свободным от госзаказа, — либо «Новостям 24» с Михаилом Осокиным, либо «Неделе» с Марианной Максимовской, либо обоим.
Прикажете руководству государственного телевидения сидеть в первом ряду, улыбаться и махать информационному «Орфею», созданному при его личном участии? Который плывет мимо — к тем, кто тоже создан при его участии и лично им научен делать новости, свободные от госзаказа?
Можно сколько угодно твердить, что все это уже не так важно, что информационные номинации в списке «ТЭФИ» давно не в первых строках, а под номером 29 и ниже, что настоящей аналитики на ТВ сто лет как нет, а новости теперь смотрят вообще не по телевизору. Во-первых, с горних высот государственного ТВ виднее, кто, где и что смотрит. А во-вторых — что вы предлагаете? Спуститься с высот в юдоль развлекательного вещания?
Что с ВГТРК будет без «ТЭФИ»?
Живут же без «ТЭФИ» каналы «Газпрома». Да, в коридорах «Останкино» все еще висят портреты энтэвэшников со статуэтками в руках. Ну, будет висеть память о древних трофеях и на сайте ВГТРК: «Профессионализм менеджеров и журналистов “России 1” заслужил признание коллег-конкурентов: на первой церемонии вручения призов “ТЭФИ” в 1995 году главная информационная программа телеканала — “Вести” — была признана лучшей на отечественном ТВ. С тех пор программы и новые проекты “России 1” ежегодно возглавляют списки лауреатов профессиональной телевизионной премии страны» .
Пока непонятно, что будет с академиками, работающими на каналах холдинга, — грядет ли их массовый исход из академии? И смогут ли 89 региональных филиалов ВГТРК участвовать в конкурсе «ТЭФИ-регион»?
В своем заявлении ВГТРК говорит о создании альтернативного конкурса. Классический ход, мудрая стратегия: не можешь стать первым в этом королевстве — создай свое и стань королем. Не нравилась Никите Михалкову «Ника» — взял и создал своего «Золотого орла». Да чего далеко ходить, НТВ после выхода из АРТ в 2007 году немедленно организовал всероссийский телеконкурс «Профессия — репортер». Соревнование для новостийщиков отвечало старинному слогану НТВ «Новости — наша профессия». Председателем жюри стала Татьяна Миткова, работ в первый же год прислали кучу, на следующий — еще больше, все было отлично, а потом заглохло. Потому что новости окончательно перестали быть профессией НТВ, и в роли короля репортеров он смотрелся странно. А соперничать с НТВ в том, что стало его профессией, — бесполезно. Тут он вне конкуренции. Но ВГТРК может, например, учредить соревнование за лучшее исполнение государственного заказа.
Что будет с «ТЭФИ» без ВГТРК?
В 2008 году опасались, что «ТЭФИ» без участия каналов ВГТРК и «Газпром-медиа» быстро захиреет. Процесс оказался затяжным. Неожиданно расцвел региональный «ТЭФИ». А национальная премия с каждым годом все тусклее, церемония проводится на непонятных площадках и транслируется все менее массовыми каналами. Или не транслируется — как в 2008-м. Или не проводится — как в 2011-м. Не диво, что, глядя на это со стороны, «Газпром-медиа» и ВГТРК обратно в академию не рвутся.
С другой стороны — как-то премия все-таки выжила без НТВ, ТНТ и полноценного участия ВГТРК. Может, все не так страшно? Если вычесть из списка учредителей фонда «АРТ» «Россию 1» и «Культуру», там все равно остается 17 крупных организаций — медиахолдинги, производящие компании, издательский дом и десяток массовых телеканалов. Можно зайти на сайт академии и оценить, как внушителен этот список.
Что еще сказать, глядя на него? Что как минимум шесть из десяти поименованных телеканалов — а именно Первый, СТС, РЕН ТВ, Пятый, «Домашний», «Перец» — полностью или частично принадлежат «Национальной Медиа Группе» Юрия Ковальчука, известного дружественными отношениями с высшими лицами государства. Первый, РЕН ТВ и Пятый прямо указаны в числе активов «НМГ». Через дочерние структуры компания владеет блокирующим пакетом СТС (одноименный канал, «Домашний» и «Перец»).
И что, скажите, ВГТРК в этом окружении делать? Нет, на выход, учреждать своего «Золотого орла».
Но есть способ лучше. Если верить журналистам, к медиаактивам «Газпрома» «НМГ» уже близка. Так, может, стоит ей приобрести и ВГТРК? Это ведь нетрудно — придумать, как логично передать госсобственность в частные руки, тем более дружественные государству. На оставшуюся мелочь можно купить остальные четыре канала из числа учредителей АРТ. И все! Проблемы «ТЭФИ» решены! Противоречия сняты! Национальный телевизионный конкурс становится внутренним конкурсом «Национальной Медиа Группы». Вроде бега в мешках на корпоративе — весело, уютно, все свои, никаких телераздоров.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials