Красная угроза
ЗИНАИДА ПРОНЧЕНКО прожила несколько лет в Париже и столкнулась с повсеместной нелюбовью французов к нашим соотечественникам
Наши эмигранты в Париже любят рассказывать следующую побасенку: если один русский позвонит другому, то, даже допустив ошибку в комбинации цифр, он все равно попадет на русского. Эта история тешит их (наше) самолюбие — действительно, русских в Париже много, более чем достаточно. И с некоторых пор я тоже являюсь частью пресловутой communauté russe, или, как нас пренебрежительно называют французы, — russkof.
Желание взять числом у бывших сограждан есть не что иное, как защитная реакция. На нелюбовь местного населения к нашему сорту. К «этим русским».
Казалось бы — мы, русские, не только работаем продавцами в магазине «Шанель», косметологами в салонах красоты, проститутками на rue St. Denis или ворами в законе на Лазурном Берегу, держателями заграничного общака. Нас можно встретить и за кафедрой Сорбонны, и среди лауреатов Гонкуровской премии. Но французы упрямы в своем опасливом предубеждении в наш адрес. Во всяком случае, таков мой опыт — человека, прожившего здесь несколько лет. И опыт многих моих друзей и знакомцев. Этот наш скромный опыт показывает, что для них мы чуть лучше арабов и цыган и чуть хуже китайцев и поляков (или любых других выходцев из стран Восточного блока). Мы есть зло, с падением железного занавеса ставшее неизбежным. Причем мы одинаково раздражаем и в качестве приехавших на ПМЖ, и в качестве фланирующих по бульварам туристов. Почему?
Причин множество — политического, исторического, идеологического свойства. Да, по всем вышеперечисленным пунктам у Франции к России накоплено порядочно претензий. Но суть проблемы тем не менее кроется в другом — паническая боязнь и тотальное неприятие «чужого» есть основа основ коллективного бессознательного французов или, наоборот, национального самосознания, кому как больше нравится. И уже не важно, откуда «чужой» родом. Достаточно посмотреть, какими эпитетами они встречают остальных иностранцев.
Немцев они и поныне величают «бошами» или casques à pointe (кайзеровский шлем); ну хорошо, допустим, живы еще в памяти канонады Первой и Второй войн, несмотря на совместные возложения венков Колем и Миттераном. Но что французы не поделили с англичанами, «нацией лавочников» (завистливая придумка Наполеона), или китайцами, chinetoques (говорят, это этимологически связано с Made in China)? Всех без разбору выходцев из Северной Африки они обзывают basané («загорелые»), а своих же соотечественников, жертв колониальной политики, уехавших жить и работать в Северную Африку, когда-то называли pieds-noirs (дословно «черноногие»). Евреев в пылу беседы по понятиям запросто могут заклеймить sale youpin («грязные жиды»). Швейцарцы и бельгийцы для французов — вечный объект неполиткорректных насмешек, считай, «армянское радио».
Не говоря уже о том, что чужой может прятаться под самым что ни на есть franco-français обличьем. Для эльзасцев чужие — южане, для корсиканцев — континентальные жители, а парижане — главные враги всех провинциалов. У Стивена Спендера в знаменитом романе «Храм» очень верно описана отличительная черта французов — принципиальная местечковость. Французы — страшные почвенники и сепаратисты в том смысле, что нет ничего важнее для француза, чем та земля, на которой он родился и произрос, и те фундаментальные отличия, которые сегодня делают его чертовски непохожим на кого-то, кто родился и произрос двумя кварталами или двадцатью километрами севернее. Любимая французская забава — встретившись на отдыхе, часами выяснять, кто из какой деревни происходит, как в той или иной деревне положено выпивать, закусывать и при помощи какой именно фразеологии там принято выражать свои мысли. Мы на этом фоне выглядим типичными безродными космополитами, мы смешны с разницей в три жалких слова (батон, поребрик, парадное) на 800 с лишним километров (практически вся Франция с севера на юг), разделяющих Москву и Санкт-Петербург. Во Франции каждый регион говорит на своем диалекте: в Пикардии на ch'ti, в Бретани на бретонском языке, в Эльзасе на смеси немецкого и фламандского. Характерно еще и то, что, завидев чужака, французы тотчас же переходят на свои диалекты — из вредности, только чтобы он, не дай бог, не понял, что они про него сейчас начнут рассказывать, хотя все у них написано на лицах.
Мы снова для Европы la menace rouge.
И вот эти-то местечковые ценности и традиции все-таки помогают французам в нелегкие кризисные времена психологически оставаться на плаву. Тем более что в наши дни у них и вправду есть поводы для беспокойства. Реальность атакует по всем фронтам. Les Trente Glorieuses (славное послевоенное тридцатилетие) осталось в далеком прошлом: неприличный внешний долг, унизительный диктат вечного конкурента Германии в лице Ангелы Меркель на каждой брюссельской сходке, безработица растет, один за другим банкротятся национальные производители (Doux, Lejaby, PSA, Arcelor Mittal), две сомнительные войны следом — Ливия и Мали, неутешительная смена политических режимов (правые, проиграв, заняты междоусобными распрями, а левые успели за полгода себя дискредитировать, кабинет министров Франсуа Олланда официально называют фейсбук-правительством). Отсюда и все неловкие ситуации прошлого года — переполох вокруг налоговых переселенцев (до Депардье настоящий водевиль устроили вокруг исхода Бернара Арно, главы LVMH), позорные 17,90% Марин Ле Пен на президентских выборах. О чем это говорит, как не о страхе и комплексах, которые вызывают во французах «другие и другое»? Почему Саркози проиграл, а не почему Олланд выиграл, прекрасно рассказано журналистом Филиппом Гуревичем в эссе для «Нью-Йоркера» «No Exit». Вкратце: Саркози проиграл потому, что во время предвыборной кампании не пил вина и не ел вонючего сыра, окруженный благодарными фермерами, и потому, что не плясал под аккордеон на провинциальных эстрадах. Он венгр, то есть «чужой» и от местечковых ценностей далек. Но самое главное прегрешение Саркози, по мнению французского народа, заключалось в его неприкрытой любви к деньгам, к капиталу. В решающих дебатах Саркози заявил: «Хочу больше богатых». Олланд ему ответил: «А я хочу меньше бедных» — и стал сутками позже новым президентом Пятой республики. Тут-то мы и подходим к самому интересному, к камню преткновения в дружбе народов. Если немцам, арабам, китайцам, евреям французы готовы многое простить и готовы многое от них терпеть, то русским — никогда. Потому как у русских совершенно особое отношение к деньгам, нескромное. На деньги большинство из нас смотрит свысока. Они для нас — всего лишь разноцветные бумажки, которых бывает много или мало. Катаклизмы ХХ века научили нас жить одним днем. Еще неизвестно, что случится завтра — может, запретят свободное хождение валюты, а может, закроют границы снова или отменят частную собственность. Ведь было уже? Было. Поэтому деньги для нас — способ прожить один день красиво, психануть и спустить все до последней копейки, по-паратовски, как подгулявший купчик на ярмарке. А там посмотрим. Французам смотреть нечего — завтра будет то же, что вчера, психовать бесполезно. Полезно во всем себя ограничивать, копить и передавать по наследству. Оттого-то мы их так и раздражаем.
Да, конечно, мы раздражаем и своей бесцеремонностью. Мы ведь повсюду. На бульварах, в ресторанах, в музеях и магазинах ненавистная даже мне фразеология — «стойте, пошлите, здесь вот пивка, в “Диор” ходили? дорого, дешево, а Дима где?» — заглушает в Париже шепелявую галльскую фонограмму. Загляните в любое туристическое место (а учитывая, что Франция — один сплошной аттракцион, то просто в любое), и вы увидите фланирующих гостей из Перми в компании ярких, чересчур говорливых женщин, окающих на каждом безличном обороте, рядом плетется усталый француз, толкая тележку, нагруженную вюиттоновскими чемоданами с бирками авиакомпании «Россия».
И своим варварством. Мы заказываем чай в мишленовских заведениях в качестве аперитива, а вместо благородных вин — коньяки. Мы всегда слишком нарядны: и в пир, и в мир, и в баню — мы во всеоружии блестящих и дорогих вещиц. Сколько уже раз я слышала от знакомых буржуа возмущенные истории про невоспитанных русских, которые портят им налаженную инфраструктуру более чем эксцентричными выходками. Моя любимая — про яйца всмятку. Однажды в гостях благообразного вида мадам рассказывала присутствующим:
— В последнее время стало совершенно pénible посещать трехзвездочные рестораны. Эти новые русские повсюду устанавливают свои законы: в прошлом году в Куршевеле, в Roi Soleil, мы с Жаком попросили яйца всмятку на завтрак, так знаете, что они нам ответили?..
Выдерживает паузу, кто-то из гостей спрашивает: «Что?»
— А то, что яйца больше не подают в Roi Soleil, потому как русские кидают эти яйца об стену!
Мадам окинула комнату победительным взором:
— Об стену! Можете вы в это поверить?
И все, конечно, поверили. Про нас же известно, что любимая славянская забава — выпить на посошок и бросить рюмку за спину, восклицая: «На здоровье!» Чего бы нам и яйцо не метнуть, если есть такое желание? Скажете — анекдот? Нет, к сожалению, это жизнь!
На худой конец, мы снова для Европы la menace rouge. Мы внушаем ужас. Нас боятся. Мы несем в себе хаос и энтропию. Мы все коррупционеры, мафиози, путинские приспешники. Собственно, про Путина вас не спросит только ленивый. Первый вопрос — у вас холодно? Даже если дело происходит в июле. Второй — вы тоже боитесь Путина? Ка Жэ Бэ etc. Ну, естественно, еще год назад мы держали фигу в кармане, а теперь потрясаем кулаком. Кто бы не испугался. В этой связи выступления Гарри Каспарова, презентовавшего публике в передаче у Мишеля Денизо свой новый опус «Путин: шах и мат», фобиям публики только на руку. Знакомая история, то же, что и в эпоху застоя, Солженицын в гостях у Бернара Пиво. Кто-то на ломаном иностранном языке пытается объяснить миру, что мир нужно спасать. От нас. Результат — качающие обеспокоенно головой перед экраном французы.
Но корень всех зол тем не менее заключается в деньгах. И продавщицы магазина «Шанель», и косметологи из салонов красоты, и проститутки, и воры в законе (еще бы) готовы тратить деньги как в последний раз. Не гибнуть за металл, отдавая ежедневно кусочек души, физические силы, молодость и зрелость, а жить ва-банк. Собственно, решились бы они переехать из башкирской глуши, из Краснодара, из Белоруссии и даже из Москвы на чужбину, в никуда, если бы им было что терять? Да, здесь их никто не ждал, здесь они «эти русские», как нелюбимые дети у матери: своей-то они не нужны, а чужая их гонит от подола. Но они уже здесь. И все-таки стараются ассимилироваться — стараются улыбаться в булочной, соблюдать правила дорожного движения, пить вино, разговаривать тише. А что французы, они стараются? Они до сих пор спрашивают, есть ли в Москве море. Талдычат любому русскому про водку и снег, напевают «Натали» Жильбера Беко. Что бы они делали без нас и прочих приезжих? Кого бы они ненавидели? Самих себя? Это уже аутодеструкция, это по нашей части. Им это не надо. Они не сдюжат.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials