Том в Томске
Земфира представила в Томске альбом «Жить в твоей голове», сыграв первый концерт из нового тура. АЛЕКСАНДР АРЛЯПОВ наблюдал, как подготовились к нему фанаты
Последний раз в Томске певица выступала в 2007-м с предыдущим альбомом «Спасибо» (во время позапрошлогоднего тура «12» томским фанатам пришлось ехать на ближайший концерт в Новосибирск).
Волей-неволей на ум лезли сравнения с прошлогодним концертом ДДТ: так уж получилось, что это был последний (из посещенных мной) столь же аншлаговый концерт в томском Дворце зрелищ и спорта. Тогда тоже вся площадь перед дворцом была забита авто, так же чуть в стороне стояли фуры из-под аппаратуры. Такая же давка на входе под нервные выкрики охраны: «Ну-ка все шаг назад!» Такая же проблема с гардеробом, который почему-то рассчитан на куда меньшее количество человек, нежели вмещает зал. На этом сходство, пожалуй, и заканчивается.
Первое, что бросается в глаза, — совсем другой состав публики. Она куда моложе, совсем немного людей старше сорока, зато огромное количество парней и девушек студенческого возраста — причем девушек все-таки больше. Толпа молодежи занимает стоячий партер, боковые сектора с сидячими местами тоже заполнены. В зале никак не меньше трех тысяч человек (возможно, что и больше). Множество знакомых лиц — томские журналисты, дизайнеры, музыканты, владельцы хостелов, диджеи. У края партера – несколько инвалидов-колясочников. Толпа неоднократно принимается скандировать, и вот, с сорокаминутной задержкой, начинается концерт.
«Без шансов» и «Деньги» с нового альбома идут первыми в сет-листе. И под них происходят первые два сюрприза, заготовленные местным фанатским сообществом: на первой песне через толпу передают герберы, которых набирается целая охапка (герберы, похоже, любимые цветы у томских меломанов – на моей памяти их массово дарили группам «Animal ДжаZ» и «Сплин»), а под «Деньги» над головами зрителей взмывают и оседают ворохи отпечатанных на принтере бумажек, псевдодолларов с лицом певицы вместо американского президента. Дальше будет еще флэшмоб с одновременно загоревшимися браслетами, не столь, однако, эффектный на фоне ярких огней со сцены.
Видео- и фотосъемка запрещена, но над толпой взметаются десятки рук с телефонами и планшетниками — и никакая охрана не в силах этому помешать.
Свет хороший, хотя сценография воображения не потрясает: в первой части концерта, на песнях из нового альбома, — сознательный минимализм. Это не пинкфлойдообразное шоу тех же ДДТ и даже не ее же предыдущий концерт «Спасибо», с обилием световых эффектов и разнообразных «роялей в кустах». Здесь все аскетично, строго и без помпезности.
Примерно то же можно сказать и о музыке — в первой части концерта все звучит максимально лаконично. Внешне группа и вовсе выглядит как постпанк-коллектив — все в черном, музыканты стоят как вкопанные; никаких движений на сцене, никакого шоу. Новый гитарист в составе — Дмитрий Емельянов — выглядит как типичный инди-рокер: ухоженная копна волос, темные очки, «глаза в пол».
Без шероховатостей не обходится — чувствуется и то, что материал новый, необкатанный, и то, что это первый концерт тура, еще идет притирка — в том числе и техническая. Внезапно затягиваются неловкие паузы между песнями, певица нервничает, она недовольна — особенно на песне «Кувырок». Обращается за поддержкой к публике: «Несмотря ни на что, все состоялось, альбом вышел, и я продолжаю творить. Это первый концерт после такого чудовищного перерыва, полгода мы не играли, поэтому прошу прощения за какие-то наши огрехи, мы очень стараемся. Короче, город Томск, город студентов, надеемся на вашу благосклонность».
Город студентов в поддержке не отказал — никто не свистел и не возмущался во время пауз, а каждое слово Земфиры встречали громом аплодисментов. Чтобы выучить песни, фанатам хватило всего суток, что был доступен в сети новый альбом: заглавную «Жить в твоей голове» толпа в партере подхватывает хором. Новые песни вообще слушаются живьем удивительно органично, тот же хорал в финале «Похоронила» совсем не режет слух и не кажется чужеродным.
Старые хиты тоже звучат по-новому. Хип-хоповый ритм в «Мачо» заставляет публику покачиваться в такт. Свет на сцене меняется — становится ярче, насыщеннее, агрессивнее. Более всего удивляет «Город», перелицованный под радиохедовскую «Idioteque». Забавно, сравнения Земфиры с Томом Йорком становятся общим местом не только у критиков — вот недалеко от меня одна девушка кричит другой сквозь грохот музыки: «Да она же Том в юбке! Она даже танцует как он!»
Нон-стопом друг за другом идут электронные номера «Прогулка» и «Кофевино». Снова неловкая пауза — и «Итоги». Под эти песни люди начинают двигаться активнее, толпа прыгает, возле меня кружатся в танце те самые девчушки, что обсуждали «Тома в юбке».
После «Итогов» группа уходит. Но все ждут выхода на бис. Скандирование все яростнее, люди на рядах громко топают ногами. И при первых же аккордах «Почему» зал начинает сходить с ума, танцы становятся яростнее, публика массово спускается с сидячих рядов в партер и присоединяется к хоровому пению.
Музыканты томской группы «ММ» пытаются передать певице диск со своим альбомом. Земфира представляет группу и техников; оказывается, один из звукооператоров – бельгиец. А дальше: «Сейчас я спою не свою песню, но вы ее хорошо знаете, это песня из моей юности, из двухтысячных».
Сюрпризом оказался кавер на «Дельфинов» «Мумий Тролля», прозвучавший в связке с «Хочешь» и «Ариведерчи», этакая ностальгическая подборка для всех, кто вырос на пресловутом «рокапопсе». И вот тут уже никаких аранжировочных инноваций — весь блок «на бис» звучал практически в канонических версиях. В зале под него публика уже чуть ли не плакала от зашкаливающего градуса ностальгии — у кого по юности, а у многих и вовсе по детству.
На этой духоподъемной ноте все и завершилось — музыканты удалились уже окончательно, публика широким потоком потекла в гардероб и к лоткам, где продавались по 500 рублей свежеотпечатанные диски с «Жить в твоей голове», а также саундтрек к «Последней сказке Риты» и бокс из трех первых альбомов.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials