Том в Томске
Земфира представила в Томске альбом «Жить в твоей голове», сыграв первый концерт из нового тура. АЛЕКСАНДР АРЛЯПОВ наблюдал, как подготовились к нему фанаты
Последний раз в Томске певица выступала в 2007-м с предыдущим альбомом «Спасибо» (во время позапрошлогоднего тура «12» томским фанатам пришлось ехать на ближайший концерт в Новосибирск).
Волей-неволей на ум лезли сравнения с прошлогодним концертом ДДТ: так уж получилось, что это был последний (из посещенных мной) столь же аншлаговый концерт в томском Дворце зрелищ и спорта. Тогда тоже вся площадь перед дворцом была забита авто, так же чуть в стороне стояли фуры из-под аппаратуры. Такая же давка на входе под нервные выкрики охраны: «Ну-ка все шаг назад!» Такая же проблема с гардеробом, который почему-то рассчитан на куда меньшее количество человек, нежели вмещает зал. На этом сходство, пожалуй, и заканчивается.
Первое, что бросается в глаза, — совсем другой состав публики. Она куда моложе, совсем немного людей старше сорока, зато огромное количество парней и девушек студенческого возраста — причем девушек все-таки больше. Толпа молодежи занимает стоячий партер, боковые сектора с сидячими местами тоже заполнены. В зале никак не меньше трех тысяч человек (возможно, что и больше). Множество знакомых лиц — томские журналисты, дизайнеры, музыканты, владельцы хостелов, диджеи. У края партера – несколько инвалидов-колясочников. Толпа неоднократно принимается скандировать, и вот, с сорокаминутной задержкой, начинается концерт.
«Без шансов» и «Деньги» с нового альбома идут первыми в сет-листе. И под них происходят первые два сюрприза, заготовленные местным фанатским сообществом: на первой песне через толпу передают герберы, которых набирается целая охапка (герберы, похоже, любимые цветы у томских меломанов – на моей памяти их массово дарили группам «Animal ДжаZ» и «Сплин»), а под «Деньги» над головами зрителей взмывают и оседают ворохи отпечатанных на принтере бумажек, псевдодолларов с лицом певицы вместо американского президента. Дальше будет еще флэшмоб с одновременно загоревшимися браслетами, не столь, однако, эффектный на фоне ярких огней со сцены.
Видео- и фотосъемка запрещена, но над толпой взметаются десятки рук с телефонами и планшетниками — и никакая охрана не в силах этому помешать.
Свет хороший, хотя сценография воображения не потрясает: в первой части концерта, на песнях из нового альбома, — сознательный минимализм. Это не пинкфлойдообразное шоу тех же ДДТ и даже не ее же предыдущий концерт «Спасибо», с обилием световых эффектов и разнообразных «роялей в кустах». Здесь все аскетично, строго и без помпезности.
Примерно то же можно сказать и о музыке — в первой части концерта все звучит максимально лаконично. Внешне группа и вовсе выглядит как постпанк-коллектив — все в черном, музыканты стоят как вкопанные; никаких движений на сцене, никакого шоу. Новый гитарист в составе — Дмитрий Емельянов — выглядит как типичный инди-рокер: ухоженная копна волос, темные очки, «глаза в пол».
Без шероховатостей не обходится — чувствуется и то, что материал новый, необкатанный, и то, что это первый концерт тура, еще идет притирка — в том числе и техническая. Внезапно затягиваются неловкие паузы между песнями, певица нервничает, она недовольна — особенно на песне «Кувырок». Обращается за поддержкой к публике: «Несмотря ни на что, все состоялось, альбом вышел, и я продолжаю творить. Это первый концерт после такого чудовищного перерыва, полгода мы не играли, поэтому прошу прощения за какие-то наши огрехи, мы очень стараемся. Короче, город Томск, город студентов, надеемся на вашу благосклонность».
Город студентов в поддержке не отказал — никто не свистел и не возмущался во время пауз, а каждое слово Земфиры встречали громом аплодисментов. Чтобы выучить песни, фанатам хватило всего суток, что был доступен в сети новый альбом: заглавную «Жить в твоей голове» толпа в партере подхватывает хором. Новые песни вообще слушаются живьем удивительно органично, тот же хорал в финале «Похоронила» совсем не режет слух и не кажется чужеродным.
Старые хиты тоже звучат по-новому. Хип-хоповый ритм в «Мачо» заставляет публику покачиваться в такт. Свет на сцене меняется — становится ярче, насыщеннее, агрессивнее. Более всего удивляет «Город», перелицованный под радиохедовскую «Idioteque». Забавно, сравнения Земфиры с Томом Йорком становятся общим местом не только у критиков — вот недалеко от меня одна девушка кричит другой сквозь грохот музыки: «Да она же Том в юбке! Она даже танцует как он!»
Нон-стопом друг за другом идут электронные номера «Прогулка» и «Кофевино». Снова неловкая пауза — и «Итоги». Под эти песни люди начинают двигаться активнее, толпа прыгает, возле меня кружатся в танце те самые девчушки, что обсуждали «Тома в юбке».
После «Итогов» группа уходит. Но все ждут выхода на бис. Скандирование все яростнее, люди на рядах громко топают ногами. И при первых же аккордах «Почему» зал начинает сходить с ума, танцы становятся яростнее, публика массово спускается с сидячих рядов в партер и присоединяется к хоровому пению.
Музыканты томской группы «ММ» пытаются передать певице диск со своим альбомом. Земфира представляет группу и техников; оказывается, один из звукооператоров – бельгиец. А дальше: «Сейчас я спою не свою песню, но вы ее хорошо знаете, это песня из моей юности, из двухтысячных».
Сюрпризом оказался кавер на «Дельфинов» «Мумий Тролля», прозвучавший в связке с «Хочешь» и «Ариведерчи», этакая ностальгическая подборка для всех, кто вырос на пресловутом «рокапопсе». И вот тут уже никаких аранжировочных инноваций — весь блок «на бис» звучал практически в канонических версиях. В зале под него публика уже чуть ли не плакала от зашкаливающего градуса ностальгии — у кого по юности, а у многих и вовсе по детству.
На этой духоподъемной ноте все и завершилось — музыканты удалились уже окончательно, публика широким потоком потекла в гардероб и к лоткам, где продавались по 500 рублей свежеотпечатанные диски с «Жить в твоей голове», а также саундтрек к «Последней сказке Риты» и бокс из трех первых альбомов.
-
29 августаРежиссер судится с властями, обвинившими его в гей-пропаганде
-
28 августаМихаил Фихтенгольц уволен из Большого театра Продлена выставка прерафаэлитов в ГМИИ На могиле Малевича под Москвой построили элитный поселок Руководство Пермского театра оперы и балета поделилось планами В Русском музее выставлены 10 неизвестных картин Брюллова
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials