Вокальные параллели
ДЕНИС БОЯРИНОВ послушал друг за другом новые альбомы Земфиры и Елены Ваенги и нашел в них несколько отличий
На первый взгляд свежие альбомы Земфиры («Жить в твоей голове») и Елены Ваенги («Лена») слишком похожи. Симметричные монохромные обложки с фотопортретом певицы. Названия набраны простецким шрифтом: у Ваенги — словно на машинке, у Земфиры — начертано от руки. Ваенга как будто делала обложку сама в графическом редакторе, за обложкой «Жить в твоей голове» все же чувствуется работа дизайнера, но месседж в них одинаковый: автор-исполнитель дарит поклонникам свой тонкой ручной работы альбом, главное в котором — он сам.
Треклисты у «Жить в твоей голове» и «Лены» тоже очень похожи: простые и короткие названия песен. Легко перепутать пластинки или, например, составить из них воображаемый диалог двух певиц. Ваенга: «Ре-ля». Земфира: «Река». Ваенга: «Принцесса». Земфира: «Чайка». Ваенга: «Номерок». Земфира: «Кувырок». Ваенга: «Вѝски». Земфира: «Кофевино». Ваенга: «Где была». Земфира: «Похоронила». И так далее. Это обманчивая простота — тексты песен претендуют на поэтическую образность и эмоциональную сложность. Слова в них не просто так подобраны, составлены в предложения и вынесены в заголовок — они вообще главные, ведь это авторская, бардовская песня.
Земфиру принято считать рок-певицей, потому что ее первый альбом был записан музыкантами «Мумий Тролля», потому что она выступала на рок-фестивалях, потому что она без ума от Виктора Цоя и уже почти добилась с ним визуального сходства. Короче, так повелось. Хотя к новой пластинке в интернете уже приклеили другой тег, странный — «барокко-поп». Елену Ваенгу называют исполнительницей русского шансона, хотя это вовсе не жанр, а маркетинговый термин, зонтичный бренд, под которым продают совершенно разную музыку. Но, если не обращать внимания на разницу в аранжировках, Земфира и Ваенга — женщины-барды, в песнях которых собственно музыка отходит на третий план. На втором стоят слова, а на первом — фигура автора, проявляющаяся в его уникальной вокальной подаче, энергетике и личной харизме. Земфира и Ваенга — ближайшие коллеги или прямые конкурентки. Потому-то они, преемницы одновременно Владимира Высоцкого и Елены Камбуровой, очень популярны в стране, где «до сих пор пляшут под слова».
Аудитории у них, конечно, разные. Земфира поет для молодых, которые ведутся на пафос героя-одиночки, тащатся от своей инаковости и ожидают внезапной любви, неотличимой от случайной смерти. Публика Елены Ваенги более укоренена в жизни — они уже, как и сама певица, родили, знают, что «нравится не нравится, а какая разница: мне надо больше двигаться и меньше говорить», и сильнее всего переживают за то, чтобы мужик не ушел к другой. Ну и за маму. Там, где Земфира нагоняет декадентской атмосферы, Ваенга бьет наповал простыми истинами. Это видно по тем же обложкам новых пластинок. Елена «Ваенга» Хрулева улыбается, подперев голову окольцованной рукой, — простая женщина, нашедшая семейное счастье. Взъерошенная Земфира прячется в стильный черный свитер (или водолазку) — мятущаяся натура, богемный персонаж. Колец на пальцах нет — то ли свободна, то ли что-то скрывает. Однако, при всей разности их миров, они могли бы легко поменяться песнями: Ваенга могла бы спеть «Деньги» и «Без шансов», Земфира — «Виски», которая та же «Румба» с ее первого альбома, только на 10 лет старше. Обе бы справились — они исполняют песни с одинаковым надрывом: певицы готовы вырвать свое сердце и без обиняков об этом заявляют — так и поют прямым текстом.
Там, где Земфира нагоняет декадентской атмосферы, Ваенга бьет наповал простыми истинами.
Звук у Земфиры и Хрулевой, разумеется, тоже разный. У Земфиры благородный нуарный минимализм: три цоевских аккорда, лаконичные синтезаторные паттерны и драм-машины, как у Тома Йорка на сольном «Eraser». Ваенга поет под кичевую смесь русской дворовой и латиноамериканского ритма, ресторанного гитарного соляка и духовых. Впрочем, и тут есть общее — забавно, что аналогичный латино-диско-саунд, только куда более утонченный, Земфире сделал Дмитрий Шуров на ее предыдущем альбоме «Спасибо», считающемся неудачным. «Жить в твоей голове» удачнее «Спасибо». Потому что музыки здесь меньше, она не лезет на первый план, не вступает в конфликт с фигурой автора, не отвлекает от голоса. Хотя в некоторых песнях (например, уже упомянутых «Деньгах» и «Без шансов») уж лучше бы отвлекала. Фрагмент из григорианского хорала, подклеенный к «Похоронила», тоже как-то не к месту — он невольно затмевает всю проделанную Земфирой Рамазановой большую вокальную работу. То есть Земфире, как и Ваенге, изменяет вкус. Просто Ваенге он изменяет все время.
Главного у див не отнять — Земфира и Ваенга умеют писать эффектные песни, которые лягут точно в уши и сердца поклонников, намертво свяжутся в их головах с личными переживаниями, приведут на концерты новых фэнов, укрепят статус «главных певиц России» и заставят предать анафеме автора этого текста. На «Жить...» и «Лене» такие песни есть — так что это хорошие пластинки. Остается один вопрос: если бы на воображаемом телевизионном «Музыкальном ринге» Елена Ваенга и Земфира Рамазанова сошлись за титул «главной певицы России» в лобовой атаке, то кто бы кого сборол?
Я бы поставил на Хрулеву.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials