Про даунов
МАРИНА ДАВЫДОВА о самом сильном впечатлении Авиньона-2012 — спектакле Жерома Беля Disabled Theater
Много лет назад, оказавшись впервые в городе Верона, я зашла в один из тамошних музеев. На входе сидел человек с синдромом Дауна, он отрывал корешки от билетов и говорил: начало осмотра — направо. На следующий день в другом музее я тоже обнаружила среди работников человека с синдромом Дауна. В третьем музее на контроле сидел человек с симптомами церебрального паралича, и стал окончательно ясен смысл происходящего: государство не просто платит инвалидам некое пособие, оно их абилитирует. Оторвать корешок и сказать «вам направо» легче легкого, но при этом каждый день ты чувствуешь себя нужным десяткам и даже сотням людей. Эта акция показалась мне тогда верхом гуманистической мысли. Тогда я еще не видела включенный в программу нынешнего Авиньона спектакль Жерома Беля Disabled Theater.
Цюрихский театр Hora, в котором работал Бель, был создан в 1993 году. С тех пор его необычные артисты (в просторечии большинство из них именуются «даунами») уже успели переиграть спектакли, в основе которых лежали произведения Шекспира, Конрада и Феллини. В Disabled Theater они никого, кроме самих себя, не играют. И спектакль этот — не просто дань пресловутой политкорректности, он — произведение искусства. Даже на звездном фоне нынешней на редкость сильной авиньонской афиши — Кристоф Марталер, Кэти Митчелл, Саймон Макберни, Жозеф Надж, Ромео Кастеллуччи, Томас Остермайер — он врезается в память и задает какую-то новую планку сценической подлинности. Можно сказать и иначе: он на свой лад интерпретирует те темы современного искусства и современного театра, которые можно обнаружить в спектаклях других хедлайнеров феста.
«Сначала Жером Бель попросил каждого из участников представления одну минуту постоять перед публикой», — сообщает сидящая в правом углу ведущая. С этого минималистского акта спектакль начинается. Исполнители выходят попеременно на сцену — один, другой, третий… Кто-то всматривается в нас. Кто-то — в себя. Кто-то задерживается подольше. Кто-то старается побыстрее убежать. Простейшее действие сразу же превращает абстрактных больных в индивидуумов: вот этот холерик, этот меланхолик, этот гордец, этот скромняга. «Потом Жером Бель попросил каждого из участников спектакля представиться». Для многих отчетливо произнести свое имя — уже задача. Но они произносят — имя, возраст, род занятий (каждый называет себя артистом), диагноз. Объясняют, что именно каждый из них не умеет делать. «У меня болезнь Дауна, и я не умею читать. Мне это очень горько».
Чем могут удивить люди, с трудом произносящие собственное имя, других людей, только что вошедших в зал с авиньонской улицы, где буквально на каждом шагу подстерегают ловкие жонглеры, голосистые певцы и обаятельные лицедеи? Да ничем. Но что может быть удивительнее самого факта нашего с вами существования, его абсолютной уникальности? Создатели спектакля не бьют на жалость и не показывают зрителям кунсткамеру. Он заставляют вглядеться в другого и увидеть в нем себя. «Потом Жером Бель попросил каждого участника спектакля исполнить свой танец на ту музыку, которая ему нравится»…
Некоторые из этих танцев до сих пор стоят у меня перед глазами. В них артисты театра Hora ироничны, остроумны, надменны, забавны, порочны, целомудренны, беззащитны, совершенно свободны и фантастически интересны. В их порой совершенно примитивных, порой непредсказуемых движениях выражено все то, что им трудно выразить иным путем, — страсть, боль, отчаяние, нежность, полет мысли и воображения. Это не о них спектакль, а обо всех нас.
Ведь там, внутри, мы куда талантливее, чем на поверхности. В глубине души и на просторах своего воображения мы поем иногда как Мария Каллас, танцуем как Сильви Гиллем, слагаем стихи — и они прекрасны, только отчего-то не у всех облекаются в нужные слова, сочиняем гениальную музыку, только отчего-то не можем ни запомнить ее, ни записать. Потерянный Рай есть, вероятно, потерянное умение свободного и беззаботного самовыражения. Там каждое движение твоей души легко облекается в нужные жесты, фразы, аккорды. Но сейчас сквозь грубую материю, из темницы земного бытия они прорастают с трудом — словно травинки через асфальт. Танцующие инвалиды не просто заставляют нас поверить в их способности и их полноценность. Скорее наоборот — они заставляют осознать несовершенство всех живущих и глубоко запрятанный в тайники сознания и тела дар каждого из нас.
У Кристофа Марталера был гениальный спектакль «Защита от будущего». Года два назад его тоже играли в Авиньоне, но поставлен он был в Вене, в одном из корпусов знаменитого госпиталя Отто Вагнера, а попросту говоря, в психушке, печально известной тем, что в годы нацизма в ней осуществляли эксперименты на людях с ментальными заболеваниями. В самом финале спектакля унылые фрики в кургузых пиджачках, вечные персонажи Марталера, только что бодро докладывавшие нам с трибун что-то о евгенике, селекции эмбрионов и новейших достижениях косметологии, выходили на сцену в масках даунов, и каждая из этих масок хранила в себе черты портретного сходства с артистом, который ее надел. Между ним и его двойником — один шаг, даже меньше — один миллиметр. Между нами и артистами театра Hora — тоже.
Большинству россиян по обе стороны рампы кажется, что если из искусства, а точнее, со сцены уйдут люди с красивыми телами, неземными голосами и прекрасными лицами, искусство оскудеет и станет примитивнее, чем прежде. Но все ровно наоборот. Чтобы увидеть сложное в простом, а прекрасное в несовершенном, надо обладать очень изощренной оптикой. И у Жерома Беля она есть. Он, как и все талантливые современные художники, ищет частицу божественного там, где ее трудно сыскать. Словно бы строит свой Большой адронный коллайдер, пытаясь уловить в нем загадочный бозон Хиггса. Эта эстетическая задача не часть пресловутой политкорректности, но она производная от нее.
У меня есть знакомая. Она инвалид второй группы. Живет в городе Серпухове. Диагноз — острая шизофрения. Ее пособие составляет 8000 рублей. Врачам надо доплачивать просто для того, чтобы в периоды обострения болезни они не закололи ее в больнице. В стране, где живет моя знакомая, очень любят классический балет, но никто не создаст Disabled Theater. И скорее всего никто не будет его смотреть. Так же как в физике доэйнштейновских времен никто не стал бы строить огромную трубу, чтобы найти в ней какую-то странную, неуловимую «частицу Бога».
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials