Легенда о дрексианцах
НИК ЗАВРИЕВ рассказывает о возникновении в электронной музыке культа Drexciya и о его современных последователях
Едва успел начаться 2013-й, как в чартах продаж магазинов, специализирующихся на электронной музыке, замелькал очередной альбом проекта Drexciya. «Journey of the Deep Sea Dweller III» — третий за год с небольшим выпуск антологии детройтского электро-дуэта, которого уже больше десяти лет не существует. Пластинка совсем не из разряда тех, что должны пользоваться спросом — и жанр, казалось бы, не самый актуальный, да и переиздания нынче могут кого-то удивить, только если речь идет о каких-то потерянных бриллиантах 35-летней давности, которых никто не слышал.
Но здесь история особая. Электро — что-то вроде блэк-метал от электроники, жанр до жути консервативный. Здесь в цене не новаторы, а те, кто свято верен канонам. Недаром словечко «тру» применительно к электро-музыкантам звучит ничуть не реже, чем в адрес металлистов. Сформировался этот канон в начале девяностых, и оформили его именно Drexciya. В багаже у Джеймса Стинсона (James Stinson) и Джеральда Дональда (Gerald Donald) тогда были, с одной стороны, опыты Kraftwerk и Cybotron (музыка из эфиров легендарного радиодиджея The Electrifying Mojo), с другой — весь детройтский техно-соул, к тому моменту уже потихоньку замахивавшийся на мировое господство.
Джеймс и Джеральд стали не просто музыкальной группой, а чем-то вроде художников-концептуалистов. Обязательной частью Drexciya была легенда о дрексианцах — разумной расе жителей морских глубин (отсюда и название антологии «Путь глубоководного обитателя»), которые, по признанию Стинсона, явились ему во сне. Вместе с научно-фантастическим подтекстом у Drexciya существовала и собственная социальная философия. В то время, когда первое поколение «отцов техно» вроде Джеффа Миллза (Jeff Mills) потихоньку интегрировалось в глобальный шоу-бизнес, Дональд и Стинсон хранили верность андеграунду. Они скрывали свои лица, сторонились публичности и никак не рекламировали свои релизы, узнать о которых частенько можно было лишь через сарафанное радио или в «правильном» магазине пластинок (что тоже было не так просто, поскольку Дональд и Стинсон использовали множество псевдонимов). Drexciya водили дружбу с левацким техно-подпольем Underground Resistance и с европейскими интеллектуалами вроде Афекса Твина. Эксцентричный британец разглядел в Джеймсе и Джеральде родственные души и не только подписал их на свой лейбл Rephlex, но и немало сделал для создания культа аналоговой электроники.
«За последний год мы записали семь альбомов, и у нас нет планов останавливаться. Опыт должен продолжаться до самой смерти», — сказал Стинсон в своем единственном радиоинтервью весной 2002-го. Жить в тот момент ему оставалось несколько месяцев — в сентябре у Джеймса, которому было всего 32 года, случится сердечный приступ. Его партнер прозорливо решил не продолжать Drexciya в одиночку — карьера самого Дональда от этого ничуть не пострадала (за последующие 10 лет он запишет десятки пластинок как Arpanet, Dopplereffekt, Der Zyklus и Zerkalo и станет этаким Че Геварой от электроники, харизматиком, окруженным романтическим ореолом), а Drexciya вскоре обросла культом а-ля Joy Division.
«Опыт должен продолжаться до самой смерти».
По прошествии десяти лет дрексианское аналоговое электро культивируют десятки музыкантов и даже целые лейблы (в первую очередь — многочисленные питомцы дистрибуционной сети Clone, например Frustrated Funk). Базовые принципы нынешних электро-адептов — аналоговый звук (все они недолюбливают компьютеры и скупают винтажные ритм-машины и синтезаторы), сыроватая, невылизанная запись (подолгу полировать аранжировки здесь не принято), мрачноватая ретро-футуристическая эстетика и, разумеется, пренебрежение к мейнстриму. Превращения локального культа в массовое помешательство ждать едва ли стоит — это, как и метал, все же нишевая история. Но и недостатка в новых последователях учение не испытывает. На выступлениях Джеральда Дональда или его более молодых коллег вроде E.R.P или 214 с каждым годом встречаешь все больше серьезных юношей, еще не родившихся в благословенные времена, когда Стинсон, вдыхая дым Города моторов, видел цветные сны о морских жителях.
5 последователей Drexciya
Fah
Голландия всегда считалась родиной электро-ренессанса, но даже в этой компании Робин Де Беккер выделяется особой верностью заветам.
-=UHU=-
Латыш Гатис Пастарс дебютировал на International Deejay Gigolos под крылом у диджея Хелла, но сейчас предпочитает более подпольный и идеологически выверенный лейбл Transient Force.
Cygnus
В США тоже растет новое поколение электро-адептов, только зоны их обитания переместились из северного Детройта на юг, во Флориду и Техас.
214
Крис Роман, он же Джей Альварес, — тоже из Штатов, но чаще других американцев выступает в Европе, особенно в Англии.
Luke Eargoggle
Швед Лукас Карл Иргоггл записывал первые пластинки еще при жизни Джеймса Стинсона, однако и сейчас активнее многих юнцов. Возрождение электро в Европе случилось во многом благодаря ему и его лейблу Stilleben Records.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials