Искусство: главное за неделю
Чего нельзя пропустить с 11 по 17 февраля (по мнению редакции)
Вечер вернисажей на «Винзаводе», день открытий в PinchukArtCentre, Евгений Фикс в Нью-Йорке, Евгений Антуфьев в Италии, 1993 год в New Museum, «Документы времени» в ГЦСИ.
11 февраля, понедельник, 19:00
Галерея «Комната»
Ул. Неглинная, 29/14, в здании театра «Школа современной пьесы»
Михаил Заиканов. Правила игры
Новый проект Михаила Заиканова, дебютировавшего выставками в квартирной галерее BrownStripe и на Площадке молодого искусства «Старт», посвящен играм. Художник предлагает найти «правильный угол зрения» и увидеть за невинными шалостями «корень многих проблем в обществе, болевые точки и явления, способные его расколоть».
Куратор — Елена Яичникова.
По 14 марта
12 февраля, вторник, 19:00
XL Projects в пространстве XL-галереи
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
0331c. Забор
В пространстве галереи XL в рамках новой экспозиционной программы XL Projects откроется выставка московского уличного художника 0331с. В проекте «Забор» он соединит декоративно-коммерческое начало с грубой стихией улицы, совместит бесконечные бетонные заборы, заполненные надписями и граффити, с утонченной уютно-домашней эстетикой фарфора. Это будет серия из 133 фарфоровых статуэток, расписанных вручную в технике подглазурной росписи, хрупких миниатюрных копий отдельных уличных заборов. По словам художника, он «хотел запечатлеть часть истории, скопировав рисунки современных уличных художников, граффитчиков и просто людей, которые используют стены как холст, как послание своих мыслей или пропаганду чего-либо», а проект «Забор» — это «просто способ принести улицу в галерею».
Cоавтор — Гриша Что. Кураторы — Кирилл Кто, Анна Нистратова.
По 13 марта
12 февраля, вторник, 19:00
Галерея Pop/off/art
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Влад Юрашко. Не выходя из леса
В своем новом проекте «Не выходя из леса» живописец Влад Юрашко занимается, как следует из пресс-релиза, поисками «архетипического образа славянской души». Эти поиски привели художника напрямую к образу леса, причем «леса, из которого нет выхода». В живописных экспериментах Юрашко лес связан с целой цепочкой очень конкретных и личных ассоциаций: армейская служба, бытовая агрессия, жизнь в животном состоянии, духовный опыт и художественные практики.
По 10 марта
12 февраля, вторник, 19:30
Галерея Grinberg
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Павел Пепперштейн. Расширенная семья / Extended Family
Проектом Павла Пепперштейна галерея «Гринберг» открывает новую выставочную программу, планируя уйти от привычного формата фотовыставок. «В рамках современного художественного процесса фотография сближается с другими тиражными практиками, что дает возможность расширить ее контекст, рассматривая ее как “малую семью” в рамках “расширенной семьи”: у фотографии масса кузенов и кузин, и между разными семейными ветвями нет такой уж большой разницы», — поясняют организаторы. Первый проект, совместно с галерей Paperworks, посвящен графическим работам Павла Пепперштейна из альбома «День», в котором аллегорически переосмысляется Великая Отечественная война, а исторический и конкретный День Победы трансформируется в некий обобщенный и вечный. Также в рамках выставки будут представлены альбомы Валерия Чтака, Виктора Пивоварова, а также еще один альбом Пепперштейна The Gun and the Heart.
По 10 апреля
12 февраля, вторник, 19:00
Культурный альянс. Проект Марата Гельмана
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Вектор Перми. Итоги развития современного искусства в регионе
Это уже вторая выставка «Культурного альянса», посвященная искусству регионов, пионером проекта стал Ижевск. На этот раз будут показаны художники из Перми — города, в котором последние годы был так активен Марат Гельман.
Участники: Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич, Вячеслав Смирнов, Андрей Безукладников, Александр Греков, Антон Семакин, Зоя Миронова, Александра Бубнова, Петр Стабровский, Игорь Рябов, Александр Агафонов и Алексей Гаврилов, Sad Face.
По 10 марта
12 февраля, вторник, 19:00
ЦСИ «Винзавод», Площадка молодого искусства «Старт»
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Екатерина Лупанова. Почти ничего
Выставку Екатерины Лупановой не надо смотреть. Ее надо слушать и трогать, предупреждают нас организаторы. Создавая сложносочиненную инсталляцию, молодая художница делится своим повседневным тактильно-слуховым опытом. Посетителя ожидают шуршание бумаги, шелест фольги, хруст гравия, щелканье проектора, другие звуки и ощущения.
По 17 марта
12 февраля, вторник, 19:00
Frolov Gallery
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Ральф Касперс. Избранное
Ральф Касперс — представитель знаменитой дюссельдорфской школы концептуальной фотографии, известный немецкий фотограф, чьи выставки за последние годы неоднократно проходили в России на разных площадках. Он работает с различными темами, но одно из преобладающих направлений его деятельности — монументальные виды природы, города и архитектурных сооружений. Ряд проектов Касперса создан специально для России. На выставке будут представлены как новые, так и уже известные работы.
По 31 марта
12 февраля, вторник, 19:00
Галерея 11.12
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Владимир Колесников. ВВС
«ВВС» — персональная выставка краснодарского живописца Владимира Колесникова, бывшего художника галереи «Айдан». Новая серия масштабных работ расширит круг уже узнаваемых монохромных и очень графичных живописных композиций Колесникова. Как говорится в пресс-релизе: «Данная экспозиция является продолжением серии работ Владимира Колесникова “Силы Небесные”. Вертолеты сменили модифицированных ангелов. Ноль эмоций, строгие, холодные рисунки, вызывающие в памяти знаменитую сцену вертолетной атаки Фрэнсиса Форда Копполы на фоне музыкальной темы “Полет валькирий” из вагнеровской оперы о Нибелунгах». На выставке будут представлены как новые работы Владимира Колесникова из серии «ВВС», так и проекты, созданные художником за последние пять лет.
По 10 марта
12 февраля, вторник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Ирина Дрозд и Иван Плющ. Творческая встреча
Питерские художники, занимающиеся живописью, создающие скульптуры и масштабные инсталляции, расскажут о своем творчестве на примере отдельных работ. Встреча проходит в рамках цикла «Художники коллекции», целью которого является осмысление истории современного искусства через обращение к отдельным произведениям, а также популяризация постоянной коллекции ГЦСИ.
13 февраля, среда, 12:00
ЦСИ «Винзавод», Цех красного, Цех белого
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Лучшие фотографии России — 2012 (Best of Russia)
Ежегодный масштабный проект «Лучшие фотографии России — 2012», организованный «Винзаводом», проводится в этом году в пятый раз. Целью проекта, поддерживаемого Министерством культуры, заявлено стремление отобразить жизнь России за прошедший год. По словам организаторов, речь пойдет о «выборах президента России, наводнении в городе Крымске, торжественном марше на Красной площади, матче Лиги чемпионов УЕФА, строительстве моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке, митингах на Болотной площади». В экспозицию вошло 276 фотографий, география которых охватывает всю Россию — «от Москвы до поселка Хужир в Бурятии, от города Терскол в Кабардино-Балкарии до Надыма в Ямало-Ненецком автономном округе, от Камчатки до Крымска в Краснодарском крае».
По 24 марта
13 февраля, среда, 12:00
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Болотная набережная, 3, стр. 1
Яков Рюмкин. Живите, пожалуйста!
Выставка приурочена к столетию выдающегося советского фоторепортера Якова Рюмкина (1913—1986). Рюмкин создал свою фотолетопись работы, войны и быта СССР, запечатлев как важные мгновения истории, так и милые моменты повседневности. В довоенное время, с начала 1930-х годов, работал в украинских газетах «Вечернее радио» и «Коммунист». Во время Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты «Правда», снимал на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, а затем — в Берлине. В послевоенные годы сотрудничал с газетами «Правда», «Советская Россия», журналом «Огонек», издательством «Колос». На выставке будет представлено более 50 фотографий военного и послевоенного периода, напечатанных вручную с оригинальных негативов.
По 7 апреля
13 февраля, среда, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Блицкриг: текст анонса выставки. Лекция Фаины Балаховской
Лекция Фаины Балаховской, искусствоведа, критика и редактора рубрики «Искусство» журнала Time Out, посвящена одному из жанров письма об искусстве — анонсу выставки. Этот жанр имеет свои особенности и правила, которые отличают его от рецензий, монографий и статей. Фаина Балаховская поделится опытом и расскажет, как избежать ошибок.
Стоимость лекции — 100 рублей. Для льготных категорий — 50 рублей.
13 февраля, среда, 11:00
New Museum
235 Bowery, Нью-Йорк, США
Нью-Йорк 1993: Experimental Jet Set, Trash and No Star
Впечатляюще масштабная выставка, которая заполнит все пять этажей New Museum, задумана как капсула времени, эксперимент с коллективной памятью, попытка захватить отдельные явления на пересечении искусства, поп-культуры и политики. Цель выставки «Нью-Йорк 1993» — представить искусство, созданное и выставленное в Нью-Йорке в течение одного года, и создать синхронную панораму времени, в которой признанные авторы выступают рядом с художниками, чьи имена со временем перестали обсуждаться. Выставка будет включать в себя ряд исторических реконструкций важных инсталляций и выставок 1993 года. Название Experimental Jet Set, Trash and No Star отсылает к одноименному альбому, записанному рок-группой Sonic Youth в Нью-Йорке в том самом 1993 году. По словам организаторов: «Социальный и экономический ландшафт начала 1990-х был поворотной культурной точкой на национальном и глобальном уровне. Конфликт в Европе, попытки установления мира на Ближнем Востоке, распространение СПИДа, национальные дебаты по вопросам здравоохранения, контроль над огнестрельным оружием, права геев и едкие политические дискуссии послужили фоном и материалом для ряда молодых художников, которые стали известны в 1993 году».
Куратор выставки — Массимилиано Джони, сокураторы — Гари Каррион-Мураяри, Дженни Мур, Марго Нортон.
Участники: Мэтью Барни, Андреа Фрэзер, Роберт Гобер, Риркрит Тиравания, Нан Голдин, Феликс Гонзалес-Торрес, Кики Смит, Лорна Симпсон, Вольфганг Тильманс, Дерек Джармен, Коко Фуско, Питер Хелли, Сара Лукас, Андрес Серрано, Габриэль Ороско, Пол Маккарти, Синди Шерман, Дэвид Хэммонс, Рудольф Стингел, Майк Келли, Энни Лейбовиц и еще около 60 других авторов.
По 26 мая
14 февраля, четверг, 19:00
Историко-мемориальный музей «Пресня»
Б. Предтеченский пер., 4
Показ фильма «И все-таки я верю…»
В рамках программы «История контр история», организованной музеем «Пресня», состоится второй показ, на этот раз фильма «И все-таки я верю...», снятого советским кинорежиссером Михаилом Роммом, автором знаменитого «Обыкновенного фашизма». «И все-таки я верю...» — документальный фильм середины 1970-х, последняя работа Ромма, так им и не завершенная — доделывали ее молодые Элем Климов и Марлен Хуциев. Фильм-размышление пронизан апокалипсическими ощущениями. По словам Климова, эту работу «можно назвать построммовским фильмом. В нем нашел свое отражение и спокойный и рассудительный характер Хуциева, и мой более взрывной темперамент. Мы старались его доделать с любовью и надеждой, что апокалипсисы были и будут, однако человеческая природа это побеждает». Фильм представят кинокритик и режиссер Кирилл Адибеков и историк Илья Будрайтскис.
Фильм будет показан в DVD-копии.
Вход по билетам в музей — 50 р.
15 февраля, пятница, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Документы времени. Новое поколение. Видеопоказ, дискуссия
В рамках программы Карины Караевой «Видео-cinema» состоится дискуссия, совмещенная с видеопоказом документальных работ режиссеров из школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Молодые режиссеры предлагают новый документальный язык, сочетающий, по словам организаторов, «реакцию на политические изменения с романтизацией стиля». В программе: «С.П.А.Р.Т.А.: территория счастья», реж. Анна Моисеенко (62 мин., 2012); «Временные дети», реж. Зося Родкевич (50 мин., 2010); «25 сентября», реж. Аскольд Куров (30 мин., 2010). Все эти работы стали провозвестниками нашумевшего фильма «Зима, уходи».
Участники дискуссии: Марина Разбежкина, Алексей Жиряков, Денис Клеблеев, Дмитрий Кубасов, Аскольд Куров, Надежда Леонтьева, Мадина Мустафина, Зося Родкевич, Антон Серегин, Елена Хорева.
15 февраля, пятница, 18:00
Winkleman Gallery
621 West 27th Street, Нью-Йорк, США
Евгений Фикс. Гомосексуальность — это атомная бомба Сталина, уничтожающая Америку
«Гомосексуальность — это атомная бомба Сталина, уничтожающая Америку» — очередная персональная выставка Евгения Фикса, художника из Москвы, последние 20 лет живущего и работающего в Нью-Йорке. Большинство проектов Фикса являются художественными исследованиями истории коммунизма, и настоящий — не исключение. Название взято из статьи сторонника «холодной войны» Артура Гая Мэтьюза и связано с бытующей в американском правительстве в середине XX века конспирологической теорией о зловещем заговоре Советского Союза, «пропагандирующего гомосексуализм» как инструмент для уничтожения Америки. Выставка исследует исторические и идеологические связи между антикоммунизмом и гомофобией в Соединенных Штатах, как и коммунистических взглядов с сексуальной идентичностью. Используя сухие факты и доводя их порой до гротеска, художник проводит параллель между коммунистической деятельностью начала XX столетия и движением за права геев во второй половине века.
По 16 марта
15 февраля, пятница
Guggenheim Museum
1071 Fifth Avenue (at 89th Street), Нью-Йорк, США
Гутай: Величественная площадка для игр
В Музее Гуггенхайма открывается масштабная выставка, посвященная одному из самых известных и влиятельных направлений в послевоенном искусстве Японии — группе «Гутай». Эта первая в США ретроспективная выставка «Гутай» призвана стать своего рода исследованием творчества объединения, продемонстрировать деятельность художников во всем разнообразии, изучить социально-политический контекст их творчества и рассмотреть связи этого важного международного авангардного движения 1950—60-х с общей историей современного искусства в мировом масштабе. На выставке будет представлено около 120 объектов 25 художников, собранных из крупных музейных и частных собраний Японии, США и Европы. Экспозиция, организованная тематически и хронологически, объединит как знаковые, так и менее известные работы группы «Гутай».
По 8 мая
16 февраля, суббота
PinchukArtCentre
Ул. Большая Васильковская / Бассейная, 1/3-2, блок А, Бессарабский квартал, Киев, Украина
Джейк и Динос Чепмены. Цыпленок
Тони Оурслер. agentic iced etcetera
Алексей Салманов. В лесу дешевле
Коллекционная платформа 4: Эмоции и технологии
16 февраля в киевском центре современного искусства PinchukArtCentre откроются одновременно четыре выставки. Скандальные английские художники Джейк и Динос Чепмены представят свою персональную выставку под названием «Цыпленок». Второе открытие — выставка американского художника Тони Оурслера agentic iced etcetera, на которой будут показаны новые работы художника. Проект Оурслера, известного своими скульптурными видеоинсталляциями, формально будет сделан в духе предыдущих его проектов и, как сообщается на сайте художника, затронет «общие темы случая в повседневной жизни, безнадежно романтических отношений и тенденции к магическому мышлению». Помимо этого откроется персональная выставка лауреата специальной премии PinchukArtCentre Prize Алексея Салманова. Проект «В лесу дешевле» разместится в пространстве РАС-UA. Параллельно с тремя персональными выставками в эту же субботу в PinchukArtCentre стартует групповой проект «Коллекционная платформа 4: Эмоции и технологии».
Выставка Салманова — по 17 марта, остальные — по 21 апреля
16 февраля, суббота, 18:00
Collezione Maramotti
Via Fratelli Cervi, 66, Реджо-Эмилия, Италия
Евгений Антуфьев. Двенадцать, дерево, дельфин, нож, лохань, кристалл, кости и мрамор — синтез. Исследуя материалы
Этот проект с длинным и нарочито загадочным названием создан в Италии специально для Collezione Maramotti. Еще одна алхимическая выставка художника основана на использовании типичных для автора материалов: тканей, дерева, кристаллов, костей, волос и зубов. Антуфьев трудится: шьет, вышивает, вырезает куски дерева и кости, и все это — чтобы восстановить ныне утерянную, древнюю ауру таинственности и священности образов, вспомнить шаманские обряды родной для художника Сибири.
По 31 июля
16 февраля, суббота, 18:00
Gagosian Gallery
6-24 Britannia Street, Лондон, Великобритания
Роберт Раушенберг. Jammers
В лондонском филиале Галереи Гагосяна открывается персональная выставка известного абстрактного экспрессиониста, концептуалиста и поп-артиста Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg, 1925—2008). В начале 1970-х Раушенберг переносит свою студию из Нью-Йорка на остров Каптива, недалеко от побережья Флориды. Этот переезд послужил толчком к новому этапу творчества: Раушенберг начинает активно оперировать большими объемами локального цвета и обращается к языку геометрической абстракции. Серия Jammers, отсылающая нас к названию парусного судна Windjammer, служит напоминанием о новой островной жизни художника. В то же время середина 1970-х, когда создавалась серия, — это годы путешествия Раушенберга в Индию, экзотика которой и вдохновила художника на использование ярких цветов и особое внимание к текстурным особенностям тканей.
По 28 марта
Адрес для пресс-материалов — [email protected]. Информация, поступившая позднее четверга предыдущей недели, может не попасть в эту рубрику. Редакция оставляет за собой право публиковать или не публиковать присланные материалы.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials