Пол Томас Андерсон: «Фредди весь фильм хочет кого-нибудь трахнуть, весь сюжет вокруг этого строится!»
Режиссер киноромана «Мастер» принял посильное участие в попытках ДЕНИСА РУЗАЕВА интерпретировать его фильм
На следующей неделе в российский прокат выходит «Мастер» Пола Томаса Андерсона — большой фильм-роман, повествующий о странных взаимоотношениях между мастером и учеником — увлекающимся алкоголем оккультным гуру Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман) и неофитом, профессиональным самогонщиком и циником Фредди (Хоакин Феникс). Чуть подробнее прочитать о том, что происходит в «Мастере», можно тут , видеорецензия на фильм появится на COLTA.RU на следующей неделе, а пока — слово режиссеру.
— «Мастер» снят на пленку шириной 65 мм. Почему вы выбрали этот, строго говоря, анахроничный формат?
— Для этой истории он подходил лучше всего.
— И только?
— Да. Мы попробовали разные варианты — цифру, стандартную 35-миллиметровую пленку. Увидев результаты проб пленки шириной 65 мм, я понял: это то, что нам нужно.
— Я почему об этом спрашиваю — широкоформатная проекция позволяет добиться такой четкости, что реализм изображения оборачивается гиперреализмом. Ощущение, будто смотришь чей-то сон.
— А я бы не назвал «Мастер» реалистичным фильмом. Собственно, к этому гипнотическому эффекту я и стремился, мне как раз и хотелось, чтобы фильм смотрелся как сон, морок, может быть, трип. 65-миллиметровая пленка как раз и была одним из средств достижения цели.
— Но вы же отдаете себе отчет, что только малая часть зрителей увидит фильм в том виде, в котором он задумывался? Большинство посмотрит его в 35-миллиметровой проекции или и вовсе в DCP.
— А кто-то — и вовсе на экране планшета, да? Это реалии современного потребления кино, и не мне с ними воевать. Конечно, если расставлять все форматы по ранжиру, то идеальный способ посмотреть «Мастера» — в 65-миллиметровой копии, следующий по качеству — 35-миллиметровая копия, потом — DCP. Но, честно говоря, мне не так важно, в каком формате зрители посмотрят фильм. Лишь бы посмотрели.
— Вас ведь считают убежденным апологетом пленки — я читал, что вы не только не снимаете на цифровые камеры, но и монтируете вручную, а не на компьютере. Вы как считаете, предрекаемая уже давно смерть пленки — это конец кино, каким мы его знаем?
— Я так не считаю. И, кстати, «Мастер» смонтирован на компьютере. Не стал бы зарекаться и насчет цифровой камеры — если она будет лучше подходить интересующей меня истории, то я без всяких рефлексий сниму фильм на цифру.
— Но вряд ли вы станете отрицать, что цифра влияет на поэтику кинематографа? Да и просмотр фильма в DCP — не вполне то же, что на пленке.
— Но фильм же при этом не перестает быть фильмом? Я вообще не склонен пускаться в разговоры о смерти кинематографа. Если у тебя есть хорошая история, интересные персонажи, убедительные идеи, то твое кино будут смотреть вне зависимости от того, как оно снято и в каком виде показано. Сценарий всегда — повторюсь, всегда — важнее технических деталей. И потом — нет единственно правильного способа снимать кино, точно так же как нет единственно правильного способа его смотреть и тем более — понимать.
— Тогда бог с ними, с техническими деталями. Сейчас много говорят, что большой литературной форме в кино уже не место — и место большим американским фильмам (по аналогии с большими американскими романами) теперь на телевидении.
— Я не согласен. По-моему, прекрасно написанных фильмов хватало и хватает всегда. В одном только прошлом году вышли «Линкольн», «Цель номер один», «Джанго освобожденный», «Королевство полной луны», «Операция “Арго”». Это все большие, отлично написанные фильмы. Нет, настоящей, хорошей литературы на экранах хватает.
— Это правда, но я имел в виду другое — не столько качество сценариев, сколько именно форму большого романа на фолкнеровский, том-вулфовский манер. С соответствующими темпом и подходом к развертыванию истории и аркам развития персонажей, возможностью использования таких приемов, как, например, внутренние рифмы или лирические отступления. Вы, кажется, один из немногих, кто по-прежнему так снимает.
— Возможно, дело просто в том, что я старомоден? Я по-прежнему смотрю много классики, много фильмов времен Золотого века Голливуда, да и вообще для меня всегда любимым было американское кино 50-х — и пересматриваю его я чаще, чем смотрю что-то новое. Видимо, потому я так и снимаю, что впитал подобную форму рассказывания историй еще в детстве.
— Говоря о рифмах. Меня озадачила предпоследняя сцена в фильме: герой Хоакина Феникса, Фредди, встречает девушку, оказывается с ней в постели — и вдруг дословно повторяет тот допрос, который ему устроил при первой встрече Ланкастер Додд. Этот эпизод, в сущности, ничего не добавляет фильму — и только лишний раз подчеркивает тот странный, почти гомосексуальный по своей природе, характер отношений между Фредди и Доддом. Для чего вам понадобился этот повтор?
— Сказать по правде, мне просто показалось красивым так завершить фильм. Вы правы, без этой сцены легко можно было обойтись — но это была, во-первых, действительно хорошая рифма, во-вторых, это некоторое подобие хеппи-энда. Фредди же весь фильм хочет кого-нибудь трахнуть, весь сюжет вокруг этого строится! В этой сцене у него наконец все получается.
— Получается, что слова, которые Додд использовал, чтобы проникнуть к нему в голову, Фредди использует, чтобы проникнуть в...
— Нет, нет и еще раз нет. Это просто ерунда, которую он несет перед сексом. Он просто хочет ее трахнуть и говорит то, что впечатано в его сознание плотнее всего.
— Но вы же не станете отрицать, что связь между героями не лишена гомосексуальных подтекстов? Как, в общем-то, бывает в любом фильме о мужской дружбе.
— Отрицать не стану. Но я бы не сказал, что это ключевой момент в их отношениях. Я, опять же, не сторонник идеи о том, что у фильма может быть только одно правильное прочтение.
— Но в отношениях ваших героев можно много всего прочитать. Например, модель отношений учителя и ученика или вопрос веры — скажем, Ланкастеру нужен Фредди и нужна его вера в него, чтобы самому преодолеть кризис веры.
— Да, это интересная трактовка. Мне нравится. И она по-своему справедлива. Есть еще предположения?
— Не знаю, писали ли вы их такими, но они во многом кажутся отражениями друг друга, персонажами, имеющими много общего, но только одно различие — умение встроиться в социум, которое есть у одного и которого начисто лишен другой.
— (Задумывается.) Писал я их, конечно, разными, но получились они и правда во многом похожими. Вы, кажется, очень близко подошли к сути, к тому, что «Мастер» и пытается предложить зрителю.
— Ладно, хватит догадок. Вы себе эту странную связь двух мужчин как объясняли?
— Никак не объяснял, вот в чем дело. То есть пытался, конечно, но вербализовать это так пока и не смог. Понимаете, меня интересовал ответ на такой вопрос: почему иногда мы встречаем кого-то впервые и испытываем ощущение дежавю, будто когда-то его знали? Почему мы тянемся к таким людям — даже если знаем, что это не доведет нас до добра? Причем ты осознаешь последствия, но все равно следуешь за кем-то, подчиняясь своему нутру и не обращая внимания на отчаянно сигналящее тревогу сознание. Что это? Может быть, память о прошлых жизнях? К ответу я так и не пришел.
— У вас во время съемок не было ощущения, что история получается не такой, какой вы ее задумывали изначально, что она развивается так, как вы и не представляли?
— Нет, не было. Хотя я и предположить не мог такой самоотдачи от своих актеров, что, в общем, сказалось на том, каким получился фильм. Мы многое обсуждали еще до начала съемок — и примерно понимали, какими получатся персонажи. Другое дело, что стоило Фениксу войти в образ (на это ушло дней десять, наверное), как я осознал, что он может не то чтобы изменить персонажа, каким я его придумал, а оживить его, добавить глубины и какой-то... не знаю... истины? И я просто доверился ему, позволил ему вести Фредди туда, куда он захочет. По-моему, не прогадал.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials