Кристина Ополайс: «Я на сцене сумасшедшая, я себя не берегу»
Бывшая хористка Латвийской оперы о своем превращении в международную оперную звезду
Сегодня на обеих сценах Большого театра начинаются гастроли Латвийской национальной оперы. Самый живой музыкальный театр постсоветского пространства, подчеркнуто европейский, но русскоговорящий, довольно регулярно показывает в Москве свои новинки. На сей раз привезли два спектакля, оба в постановке шефа театра Андрейса Жагарса: «Лючию ди Ламмермур» и «Евгения Онегина». Рижская версия оперы Чайковского, которая еще дальше от ожидаемых публикой березок, чем московская, надо думать, не пройдет незамеченной. Украшение постановки — Кристина Ополайс в роли Татьяны, одна из визитных карточек Латвийской оперы, певица со стремительно развивающейся международной карьерой, приехавшая в Москву после дебюта в нью-йоркской Метрополитен.
— Ну как она, Мет?
— Хорошо! Впечатления замечательные. Город понравился, театр понравился, публика понравилась и опера, которую я исполняла, тоже понравилась — это была «Ласточка» Пуччини. Я раньше мало что знала об этой опере, я думала, что это что-то легкое, почти опереточное. Но это оказалось не так. Очень я полюбила эту роль.
— Тебе твой агент советует, что петь, что не петь, на что соглашаться, от чего отказываться, как планировать свою творческую жизнь? Или ты сама решаешь? Или когда предлагает что-то Метрополитен, то вариантов нет?
— Конечно, считается, что если Метрополитен что-то предлагает, то надо ехать. Потому что Нью-Йорк — столица мира, а Метрополитен — главный оперный театр для певца. Это так. Кто там не поет, кто там не мил, может говорить что угодно, но это так, это главный театр. Все хотят туда попасть. Но у меня сложилось все необычно. Я сначала им отказала. Я должна была там дебютировать в 2010 году в роли Мюзетты (вторая женская партия в опере «Богема». — Ред.), но не в новой постановке. И на этот же период поступило предложение о «Русалке» Дворжака в Баварской опере. Мы с моим агентом оба считали, что надо выбирать «Русалку». В Баварской опере это новая постановка, главная роль, известный режиссер Мартин Кушей, вся пресса будет. А в Метрополитен это возобновление старого спектакля, второстепенная роль. И мы пошли на риск, отказали Метрополитен. Конечно, многие мои знакомые говорили, что это плохая идея, потому что больше не пригласят. Но все прошло гладко, без ссор. И мне предложили в Метрополитен дебютировать в 2014 году в роли Мими (тоже «Богема», но уже главная роль. — Ред.). А уже после моего дебюта в Ковент-Гардене в роли Баттерфляй, куда приехали люди из Метрополитен, и в Нью-Йорке дебют ускорился. Нашли, что мне спеть пораньше, — «Ласточку».
— С самого начала у тебя складывалась карьера такой певицы-актрисы, активная режиссура для тебя — нечто само собой разумеющееся. Еще дома, в Риге, был Андрейс Жагарс. Ты — любимица Чернякова, у которого участвовала в трех постановках. Знаменитостью тебя сделала «Русалка» Кушея. Так что не могу не задать малооригинальный вопрос: что для тебя важнее — музыка или театр?
— Ой. Как же объяснить? Я не могу это разделить. Для меня всегда самое главное — в любой режиссуре остаться на высоте как певица. Но без режиссерской задачи я не могу петь. Тело мое противится. Поэтому я не очень люблю петь концерты. Я люблю оперную сцену. Там все помогает. Там есть образ, партнеры. Есть же сейчас разные специализации у певцов. Есть певцы студийные (которые хорошо диски записывают), концертные, оперные. Вот я — оперная.
— Режиссеры тебя мучают?
— Меня — да. Всегда.
— Больше всех Черняков?
— Наверное. Потому что он больше всех меня знает. С Димой непросто, но интересно. Без сомнения, это режиссер, с которым ты всегда растешь и набираешься опыта. Ну и теряешь нервы.
— Вы сделали «Игрока» в Берлине и Милане, «Дон Жуана» в Экс-ан-Провансе и «Енуфу» в Цюрихе. Что было важнее, сложнее, интереснее?
— Самой гармоничной нашей с ним работой была «Енуфа». Мы понимали друг друга с полуслова. Не было споров, недопонимания.
— Вы обсуждали роль, как-то ее вместе лепили или тебе уже выдавали выверенный по миллиметру план?
— Мы даже иногда работали вдвоем, отдельно от остальных, — в принципе, со всеми моими ролями в его спектаклях так было. Мы всегда имели отдельное общение и отдельное время. Это то, что мне нравится. Это важно, когда режиссер спрашивает, удобно ли мне в моей роли.
— Ты должна была быть еще Февронией в его амстердамском «Китеже», но вместо этого родила дочку. Больше нет планов спеть эту партию?
— Нет. Я вообще теперь от русских партий отказываюсь, к сожалению. Вот отказалась от «Пиковой дамы» в Цюрихе, которую там ставит Роберт Карсен. Мне очень жаль. Но мой голос и карьера тянут меня все больше в итальянский репертуар — Пуччини, Верди. И немножечко остается чешского — «Русалка», «Енуфа». А Лизу в ближайшие пять-шесть лет петь не буду. Татьяну пою. Но нечасто. В Мюнхене буду петь, в Ковент-Гардене.
— Тогда надо уже поговорить нам про Татьяну, ради которой ты сейчас в Москве.
— Да, пора.
— Каково петь эту партию на сцене Большого театра?
— 10 лет назад я приехала в Москву с Латвийской оперой в качестве хористки. Были гастроли «Аиды» в Большом. Это было на основной сцене, еще до ремонта. За кулисами стоял запах кошачьей мочи, экзотика. Все хихикали, но мне было это не важно. Тот приезд в Большой театр — это был переломный момент в моей жизни, мне кажется. Вообще-то пение в хоре засасывает. И мне уже вроде нравилось в нем петь, я была довольна и спокойна. Но после спектакля я стояла на сцене Большого театра и сказала себе: «Я вернусь сюда, но как солистка». И сейчас я об этом вспомнила.
Я вообще всегда разговариваю с театрами. С Рижским театром разговаривала, когда еще была хористкой. Ложилась на пол. Слушала биение сердца театра. Одержимая я тогда была.
— Насколько тебе самой близка роль Татьяны?
— Роль Татьяны близка любой женщине, потому что любая женщина была девушкой, и была влюблена первый раз, и переживала то, о чем поет Татьяна: когда в омут с головой, когда хочется верить, что любовь на всю жизнь. Конечно, я по темпераменту больше Тоска — ревнивая, сумасшедшая. Но у нас же много красок. И в отношениях с разными людьми мы разные. И такой, как Татьяна, я тоже была в своей жизни.
— Есть ли новые проекты с Баренбоймом — который в оперном мире, наверное, тебе как крестный отец? Я помню, как он встал перед тобой на колено после берлинской премьеры «Игрока».
— Это он сделал для латвийской прессы. Потому что он меня очень любил. Ну, мы уже успели с тех пор поссориться. Маэстро считает, что я очень подходящая певица для Вагнера, а я не разделяю его точку зрения, и мы как-то на этом расстались. Но я ему очень благодарна, никогда не забуду того, что он для меня сделал. Девчонку из Риги, которую никто не знал, просто так взял и поставил на роль Тоски! Это был риск. Но «Тоска» была очень удачная.
Я вообще-то к нему тогда приехала прослушаться на Татьяну для его постановки в Зальцбурге. Взяла зачем-то еще много других нот с собой и «Тоску» схватила в последний момент. Режиссеру я сразу не подошла. Они с Баренбоймом чуть-чуть поругались между собой. И потом он спросил: «Что у вас еще есть для меня, “Тоска” есть?» — «Есть!» — «А ноты есть?» — «Есть!» Я считаю, что это судьба. И через 10 минут я уже пела ему Vissi d'arte. Через две недели он меня еще раз пригласил отпеть прослушивание — почему-то оно в Вене было. А потом еще через две недели — в Берлинской филармонии, перед его концертом. И только через восемь месяцев прозвенел звонок! Уже все забыли. А я ждала. Я знала, что все будет в порядке. И я сразу получила три контракта — «Тоска» в Берлине, черняковский «Игрок» в Берлине и он же в Ла Скала. Конечно, после этого я звездой не стала, но опыта поднабралась. Потому что сразу оказаться в руках Баренбойма и Чернякова — сама понимаешь. Актерская база у меня, впрочем, была, с Андрейсом Жагарсом мы много работали.
— Какие театры теперь для тебя главные?
— На ближайшие шесть лет есть четыре театра, на которых я концентрируюсь: Метрополитен, Ковент-Гарден, Мюнхен и Вена. Там мне стабильно предлагают контракты два раза в сезон. В этих театрах я очень хорошо себя чувствую. И публика меня там полюбила. Для меня это важно. Если я не получаю взрыва оваций, я болею. Потому что мне нужна назад вся моя энергия, которую я отдаю во время спектакля. Я на сцене сумасшедшая, я себя не берегу.
— В Риге поешь?
— Нет, почти не получается. Жизнь расписана до 2019—2020 года. В Риге хочется отдохнуть, набраться сил и отдать себя ребенку. К тому же дома тяжело петь. Дома всегда больше ругают. Гораздо легче работать не там, где ты вырос. Люди, которые знают тебя с первых шагов, все время сравнивают, хотят услышать какую-то ошибку. А люди, которые о тебе ничего не знают, воспринимают тебя такой, какая ты сейчас.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials