pic-7
Георгий Горюнов
1 февраля 2013 Медиа Комментарии ()

Мумин Шакиров: «Без уволенных сотрудников “Свободы” сохранить высокий уровень невозможно»

Мумин Шакиров: «Без уволенных сотрудников “Свободы” сохранить высокий уровень невозможно»

Бывший журналист «Свободы» рассказал COLTA.RU о своем нашумевшем проекте «Холокост, клей для обоев», о том, что делали в Освенциме участницы веселой телепрограммы «Безумно красивые», и о перспективах своего возвращения на радио


— Расскажите, пожалуйста, про предысторию вашего проекта.

— Я, как и все, заметил в сети ролик телевикторины с участием сестер Каратыгиных. Когда увидел, что участницы программы обыгрывают слово «Холокост», меня это резануло. Это было в марте прошлого года, и я был сотрудником «Радио Свобода». Я решил отыскать этих девушек, которых, как мне кажется, немного подставили. Вообще задавать такой вопрос в веселых программах типа «Безумно красивых» не совсем корректно. И я решил познакомиться с ними и нашел их координаты. Они пришли на «Радио Свобода», в московский офис, заодно я пригласил для беседы Аллу Гербер. Мне ужасно хотелось понять, почему они так ответили: потому что не знали или потому что так надо для поддержания рейтинга программы.

© cinema-rp.com

— Какое впечатление они на вас произвели?

— Они мне сразу понравились. Они показались мне открытыми, где-то наивными, добрыми, воспитанными. В то же время они действительно многого не знают.

— Идея отправить их в поездку в Освенцим родилась во время передачи?

— После передачи. Я тут же вспомнил историю про английскую телезвезду 4-го коммерческого канала Джейд Гуди. Я пытался провести параллель, хотя это не совсем корректно, так как разные страны, разная культура, но точки соприкосновения есть. Каратыгины и Гуди из небогатых семей, Гуди приехала в Лондон из провинции, Евгения и Ксения из Красной Горбатки, у Гуди мама инвалид, у Каратыгиных мама после операции, пенсионерка. Все хотят закрепиться в этой жизни и добиться успеха. У Гуди это получилось через скандалы, она их вольно или невольно сама и устраивала, а Каратыгины случайно оказались в такой неприятной ситуации. Поэтому мои симпатии на стороне Евгении и Ксении, хотя они также мечтают об успехе. И телевидение дает такой шанс. Ксения и Евгения участвовали в различных шоу и выглядели там неплохо, к примеру, они организовали команду в телевикторине «Сто к одному», где можно было проявить свои знания и интеллект. Но споткнулись в программе «Безумно красивые». В «Сто к одному» их команда проиграла, однако это была борьба, где победила сильнейшая команда.

© Мумин Шакиров

— В результате вашей совместной поездки родился документальный фильм, трейлер которого размещен на сайте «Совершенно секретно». Когда выйдет его полная версия?

— В настоящий момент мы ищем средства для постпродакшн, думаю, обязательно найдем. Монтаж займет около месяца, потом озвучка и т.д. Хотелось бы уложиться в полтора-два месяца.

— Средства для реализации проекта дал Польский культурный центр. Но, насколько я знаю, вы предлагали этот проект руководству «Радио Свобода»?

— Я предложил этот проект своим тогдашним работодателям, написал письмо руководству «Радио Свобода», но не получил поддержки. Бюджет этой поездки не был столь внушительным, всего лишь около 180 тысяч рублей, но денег не нашлось. Это было летом. Параллельно я искал деньги на стороне, и, к моему счастью, через друзей и коллег о моей идее узнал Марек Радзивон, который возглавляет Польский культурный центр в Москве. Мы с ним встретились, и он сразу сказал: «Я сделаю все, чтобы вы поехали в Освенцим». И сдержал свое слово. К этому моменту я, как и многие мои коллеги, был уволен с «Радио Свобода». Когда мы вернулись из Польши, я понял, что этот репортаж может вырасти в документальное кино. Но для этого нужны были дополнительные средства. Я стал вкладывать в этот проект свои личные сбережения, и небольшую сумму дал Немецкий культурный центр имени Гете в Москве. Мы снимали весь ноябрь, декабрь и январь. Несколько дней назад съемки завершились. Теперь предстоит осмыслить отснятое и собрать картину.

© Мумин Шакиров

— Ваш текст о поездке девушек в Освенцим и трейлер фильма появились на сайте «Совершенно секретно», который возглавила уволенная с «Радио Свобода» одновременно с вами Людмила Телень. Вы являетесь сейчас сотрудником «Совершенно секретно»?

— Нет, не являюсь. Просто встал вопрос, где разместить видеоконтент, чтобы заявить о своем проекте. К счастью, Телень возглавила «Совершенно секретно», она знала о моем проекте и предложила написать материал об этой поездке. Тем более что в марте 2012 года на сайте «Радио Свобода», который возглавляла Телень, была опубликована наша беседа с сестрами Каратыгиными с участием Аллы Гербер. И эта публикация имела большой резонанс. Так что вполне логично, что мы с Телень продолжили делать этот проект уже на мультимедийной платформе «Совершенно секретно».

— Каким образом ваш материал оказался на сайте «Радио Свобода»?

— Вы имеете в виду вчерашнюю публикацию на англоязычном сайте «РС»? Думаю, что ролик вызвал колоссальный интерес в сети и мои бывшие коллеги из англоязычной редакции «Радио Свобода» не могли пройти мимо. И они написали небольшой текст и вывесили видео. Вначале без ссылки на «Совершенно секретно», затем эта небрежность была устранена. Но Русская служба, которую возглавляет Маша Гессен, пока ничего об этом не написала. Может, что-то черкнет, не знаю.

© Мумин Шакиров

— Вы подписали письмо уволенных и нынешних сотрудников «Свободы» к новому президенту радиостанции Кевину Клоузу. Каких шагов от него вы ожидаете?

— Мне кажется, он должен увидеть, что произошло с Русской службой после того, как ее возглавила Гессен и ее команда, и попытаться реанимировать то хорошее, что было в московском бюро, реанимировать прежде всего радио, которое лишилось ключевых журналистов, хотя мои бывшие пражские коллеги пытаются сохранить высокий уровень радиопрограмм. Без уволенных сотрудников это невозможно сделать. Клоуз может и должен сделать предложение всем вернуться.

— В том случае, если такое предложение последует, будете ли вы лично готовы его принять? Является ли необходимым условием для этого отставка Гессен?

— Думаю, что работать с Гессен будет сложно по разным причинам. Но каждый для себя это решает сам. Я не вижу себя в команде Гессен.

новости

ещё