Режи Ройнсар: «Это фильм о скорости»
Режиссер французского ромкома о машинистках 50-х объясняет ИННЕ ДЕНИСОВОЙ, чем спорт отличается от размахивания мухобойкой, а его фильм — от сериала «Mad Men»
В российский прокат выходит комедия о соревнованиях машинисток во Франции полувековой давности. Eе оригинальное название «Populaire» (в смысле — «популярная девушка») после встречи с российскими прокатчиками потеряло не только легкость, превратившись в приторную «Любовь на кончиках пальцев», но и ретро-шрифт. Между тем тщательность, с которой дебютант Режи Ройнсар воссоздает в этой истории профессионального и душевного раскрепощения блондинки экранный миф о 1950-х, сравнима с лучшими образцами костюмного ретро. А с сериалом «Mad Men» француз совпадает не только в любви к прокуренным декорациям, но и в убежденности, что ключевым для той эпохи был образ секретарши, начинающей задумываться о карьере.
— Почему вы выбрали такую неочевидную тему для дебюта?
— Я очень много читаю и смотрю. Однажды наткнулся на фильм об изобретении и использовании печатной машинки. Эпизод фильма был посвящен чемпионатам по машинописи: люди печатали на скорость и получали награды. Я стал думать, что за штука такая эта машинка: с одной стороны — символ времени, с другой — спортивный снаряд. Стал наводить справки об этих чемпионатах.
— Они на самом деле были?
— Все как в моем фильме! Чемпионаты проводились в Америке для промоушена какой-нибудь марки печатных машинок. Так же как сейчас гонки устраивают для того, чтобы рекламировать автомобили. Этот чемпионат выглядел очень красиво: мне сразу захотелось про него снимать. Еще я всю жизнь любил фильмы о спорте.
Французских фильмов о спорте почти нет: режиссерам кажется смешным и наивным снимать фильмы про спортсменов, типа, пусть их снимают бездуховные американцы. Другое дело, что и я, как настоящий французский режиссер, задавался вопросом о природе спорта, насколько она благородна. В детстве и юности я всерьез занимался теннисом и думал, чем же мое занятие отличается от размахивания мухобойкой в жаркий день.
— И поэтому теннисист стал режиссером?
— Я никогда всерьез не был теннисистом. Я смотрел кино с раннего детства, я синефил. Режиссером твердо решил быть в пятнадцать. В шестнадцать пошел работать в видеопрокат и пересмотрел все фильмы, которые там были.
— Так вы французский Тарантино?
— Ну, Тарантино перегнал свое время — я бы о себе такого не сказал. Но мне и в самом деле кажется важным сначала собрать культурный багаж, чтобы потом делиться. Хотя я лично начал читать очень поздно. Причем сразу американскую литературу и только потом французскую: французские авторы были слишком сложными для меня.
— Значит ли это, что и в кино вы предпочитаете американскую комедию? Ваш фильм, например, напоминает «Pillow Talk» с Роком Хадсоном и Дорис Дей...
— Я действительно смотрел много американских комедий. Впрочем, американское кино 50-х я и не воспринимаю как американское, поскольку его делали европейцы — венгры, немцы, и что действительно интересно, так это культурный обмен, происходивший в то время. Сценарий написан в соавторстве с американцем, живущим во Франции. Я придумал историю, а диалоги мы с ним писали по-английски. Потом я переводил их на французский. Все для того, чтобы получилась «американская комедия с французским привкусом». Мне это кажется новаторством, мультикультурным приемом.
— Так в итоге вы сняли комедию или спортивную драму?
— Я бы сказал — социально-спортивную драму.
«Populaire» — фильм о скорости. Об обществе, которое начинает развиваться с бешеной скоростью и где не остается времени для рефлексии и выбора. О зарождающемся обществе потребления, где количество предложений становится огромным.
— Вы фанат сериала «Mad Men»?
— Я вообще люблю фильмы о 50-х, стилизации, больше, чем фильмы, снятые в 50-х, — например, «Peggy Sue Got Married» Копполы. Что же до «Mad Men», никакого впечатления, кроме эстетического, сериал на меня не произвел. Хоть я и согласен, что это прорыв для телевидения, и качество сценария очень высокое. О влиянии и вовсе говорить трудно: «Mad Men» снят совершенно в другой манере... ну как если бы это был азиатский фильм. Режиссер и киноман Жан-Поль Рапно, посмотрев «Populaire», нашел множество реминисценций — а я даже не видел ни одного из перечисленных им фильмов.
— Вам грустно, что люди больше не печатают на машинках?
— В 60-х механические машинки исчезли, их заменили электрические, и момент соревновательности сразу исчез, а вскоре появились IBM. Но факт исчезновения совершенно не волнует меня в этом фильме. Мне гораздо интереснее, как все начиналось. И период триумфального расцвета культуры машинописи.
— Почему люди сегодня так очарованы 50-ми? Не из-за «Mad Men» же?
— По нескольким причинам. Первая, конечно, эстетическая: прически, машины, дизайн, архитектура — тогда все было красивым. Вторая — это было время свободы, творческой энергии. Эпоха незамутненности, чистого счастья — после уже не было ничего подобного, сплошное потребление. А в 50-е все менялось. Даже отношения между мужчиной и женщиной.
— Вы тренировали актрису Дебору Франсуа перед съемками?
— Конечно — семь месяцев непрерывных тренировок по машинописи. В конце концов она стала печатать с бешеной скоростью. Наравне с Деборой тренировалась актриса Мелани Бернье, у которой была эпизодическая роль: это обидно — ради 10 минут фильма тренироваться столько же, сколько главная актриса. Ну и, конечно, мы использовали дублеров — нашли их в обществах любителей печатных машинок во Франции и Бельгии и еще в Чехии, где, вы будете удивлены, сохранилось много организаций, ведущих документацию на печатной машинке.
В итоге на съемочной площадке одновременно стучали 150 машинок: было весело и громко. Дебора накачала новый мускул на руке, которого не было прежде. Теперь печатает имейлы с бешеной скоростью. И СМС набирает гораздо быстрее. Странно, что в наше время никто не устраивает чемпионата по набиванию СМС. Впрочем, об этом вряд ли можно было бы снять кино, это уже отнюдь не так эстетично.
-
11 июляВенесуэльцам советуют отказаться от Facebook Объявлен лонг-лист «Русского Букера»
-
10 июляЗакон покарает клеветников на веб-форумах Элтон Джон отменил концерты Музея нового западного искусства не будет «Усадьба. Jazz» отправляется в Екатеринбург
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials