Режи Ройнсар: «Это фильм о скорости»
Режиссер французского ромкома о машинистках 50-х объясняет ИННЕ ДЕНИСОВОЙ, чем спорт отличается от размахивания мухобойкой, а его фильм — от сериала «Mad Men»
В российский прокат выходит комедия о соревнованиях машинисток во Франции полувековой давности. Eе оригинальное название «Populaire» (в смысле — «популярная девушка») после встречи с российскими прокатчиками потеряло не только легкость, превратившись в приторную «Любовь на кончиках пальцев», но и ретро-шрифт. Между тем тщательность, с которой дебютант Режи Ройнсар воссоздает в этой истории профессионального и душевного раскрепощения блондинки экранный миф о 1950-х, сравнима с лучшими образцами костюмного ретро. А с сериалом «Mad Men» француз совпадает не только в любви к прокуренным декорациям, но и в убежденности, что ключевым для той эпохи был образ секретарши, начинающей задумываться о карьере.
— Почему вы выбрали такую неочевидную тему для дебюта?
— Я очень много читаю и смотрю. Однажды наткнулся на фильм об изобретении и использовании печатной машинки. Эпизод фильма был посвящен чемпионатам по машинописи: люди печатали на скорость и получали награды. Я стал думать, что за штука такая эта машинка: с одной стороны — символ времени, с другой — спортивный снаряд. Стал наводить справки об этих чемпионатах.
— Они на самом деле были?
— Все как в моем фильме! Чемпионаты проводились в Америке для промоушена какой-нибудь марки печатных машинок. Так же как сейчас гонки устраивают для того, чтобы рекламировать автомобили. Этот чемпионат выглядел очень красиво: мне сразу захотелось про него снимать. Еще я всю жизнь любил фильмы о спорте.
Французских фильмов о спорте почти нет: режиссерам кажется смешным и наивным снимать фильмы про спортсменов, типа, пусть их снимают бездуховные американцы. Другое дело, что и я, как настоящий французский режиссер, задавался вопросом о природе спорта, насколько она благородна. В детстве и юности я всерьез занимался теннисом и думал, чем же мое занятие отличается от размахивания мухобойкой в жаркий день.
— И поэтому теннисист стал режиссером?
— Я никогда всерьез не был теннисистом. Я смотрел кино с раннего детства, я синефил. Режиссером твердо решил быть в пятнадцать. В шестнадцать пошел работать в видеопрокат и пересмотрел все фильмы, которые там были.
— Так вы французский Тарантино?
— Ну, Тарантино перегнал свое время — я бы о себе такого не сказал. Но мне и в самом деле кажется важным сначала собрать культурный багаж, чтобы потом делиться. Хотя я лично начал читать очень поздно. Причем сразу американскую литературу и только потом французскую: французские авторы были слишком сложными для меня.
— Значит ли это, что и в кино вы предпочитаете американскую комедию? Ваш фильм, например, напоминает «Pillow Talk» с Роком Хадсоном и Дорис Дей...
— Я действительно смотрел много американских комедий. Впрочем, американское кино 50-х я и не воспринимаю как американское, поскольку его делали европейцы — венгры, немцы, и что действительно интересно, так это культурный обмен, происходивший в то время. Сценарий написан в соавторстве с американцем, живущим во Франции. Я придумал историю, а диалоги мы с ним писали по-английски. Потом я переводил их на французский. Все для того, чтобы получилась «американская комедия с французским привкусом». Мне это кажется новаторством, мультикультурным приемом.
— Так в итоге вы сняли комедию или спортивную драму?
— Я бы сказал — социально-спортивную драму.
«Populaire» — фильм о скорости. Об обществе, которое начинает развиваться с бешеной скоростью и где не остается времени для рефлексии и выбора. О зарождающемся обществе потребления, где количество предложений становится огромным.
— Вы фанат сериала «Mad Men»?
— Я вообще люблю фильмы о 50-х, стилизации, больше, чем фильмы, снятые в 50-х, — например, «Peggy Sue Got Married» Копполы. Что же до «Mad Men», никакого впечатления, кроме эстетического, сериал на меня не произвел. Хоть я и согласен, что это прорыв для телевидения, и качество сценария очень высокое. О влиянии и вовсе говорить трудно: «Mad Men» снят совершенно в другой манере... ну как если бы это был азиатский фильм. Режиссер и киноман Жан-Поль Рапно, посмотрев «Populaire», нашел множество реминисценций — а я даже не видел ни одного из перечисленных им фильмов.
— Вам грустно, что люди больше не печатают на машинках?
— В 60-х механические машинки исчезли, их заменили электрические, и момент соревновательности сразу исчез, а вскоре появились IBM. Но факт исчезновения совершенно не волнует меня в этом фильме. Мне гораздо интереснее, как все начиналось. И период триумфального расцвета культуры машинописи.
— Почему люди сегодня так очарованы 50-ми? Не из-за «Mad Men» же?
— По нескольким причинам. Первая, конечно, эстетическая: прически, машины, дизайн, архитектура — тогда все было красивым. Вторая — это было время свободы, творческой энергии. Эпоха незамутненности, чистого счастья — после уже не было ничего подобного, сплошное потребление. А в 50-е все менялось. Даже отношения между мужчиной и женщиной.
— Вы тренировали актрису Дебору Франсуа перед съемками?
— Конечно — семь месяцев непрерывных тренировок по машинописи. В конце концов она стала печатать с бешеной скоростью. Наравне с Деборой тренировалась актриса Мелани Бернье, у которой была эпизодическая роль: это обидно — ради 10 минут фильма тренироваться столько же, сколько главная актриса. Ну и, конечно, мы использовали дублеров — нашли их в обществах любителей печатных машинок во Франции и Бельгии и еще в Чехии, где, вы будете удивлены, сохранилось много организаций, ведущих документацию на печатной машинке.
В итоге на съемочной площадке одновременно стучали 150 машинок: было весело и громко. Дебора накачала новый мускул на руке, которого не было прежде. Теперь печатает имейлы с бешеной скоростью. И СМС набирает гораздо быстрее. Странно, что в наше время никто не устраивает чемпионата по набиванию СМС. Впрочем, об этом вряд ли можно было бы снять кино, это уже отнюдь не так эстетично.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials