Повар, его жена и ее любовник
В мелодраме Сары Полли «Любит / не любит» ДЕНИС РУЗАЕВ с удивлением увидел не заурядный сюжет о превратностях любви, а фильм о том, что случится, если мыслить жизнь как нарратив
Девушка встречает парня. На ней (Мишель Уильямс) дурацкая желтая ветровка и не сходящее с лица выражение легкой интеллигентной скуки, он (Люк Кирби) — просто единственный мужчина моложе тридцати из всех посетителей музея канадской живой истории. Они встретятся снова — на соседних креслах рейса до Торонто. Ее привезут к трапу на инвалидной коляске, он выведет ее на чистую воду: «У тебя же нет никаких проблем с ногой». Она оправдается тем, что в аэропортах ей всегда одиноко: «Ненавижу промежуточные состояния». Когда попутчики сядут в такси и окажется, что они еще и живут по соседству, станет очевидно: Вселенная определенно хочет парочке что-то сообщить. Первой это поймет девушка. «Я замужем», — скажет она на прощание. «Паршиво», — прозвучит в ответ.
Следующие полтора часа героиня будет метаться между мужем и соседом — но не вполне так, как это принято в мелодраматическом жанре, здесь еще и усугубленном мотивом адюльтера и присутствием большого комедийного артиста Сета Рогена (именно он играет мужа). Фильм помельче мог бы тут же удариться в превратности любви на стороне или легкую буффонаду пряток от обманутого супруга. Но канадская актриса Сара Полли, для которой «Любит / не любит» — второй полнометражный опыт в режиссуре, с изменой тянет до последнего. Вместо этого героиня Уильямс переключается между режимом «любит» и режимом «не любит» — туда и обратно, как тумблер, «вкл./выкл.». Меняются и субъекты этой любви/нелюбви: она то искренне ластится к мужу, то обещает соседу поцелуй, то обижается на одного за слово, на другого за дело. Фильм все это время кажется экранизацией косой черты, разделяющей «любит» и «не любит», даже оправдывая таким образом странное русское название.
Во всей красе, впрочем, это кино раскроется, лишь когда мятущаяся душа героини наконец определится, а в дело вступит название оригинальное («Take This Waltz»). Для большинства режиссеров финал одного экранного романа и полноценный старт другого — уже достаточный повод запустить титры: вот он, классический хеппи-энд, наша девочка нашла своего суженого. Но Полли врубает «Take This Waltz» Леонарда Коэна и снимает одним планом тот вальс, что в обычной мелодраме кружит уже после титров: еблю, сначала счастливую, а потом не очень, калейдоскоп сближений и отчуждений, переход от влюбленности к привыканию и раздражению. Не успеют вступить титры, а на лице героини возникнет то же смятение, которое и подтолкнуло ее к смене партнера. «Новое однажды тоже станет старым», — еще в середине фильма прямо скажет одна из знакомых героини по группе водной аэробики, а режиссер эти слова наглядно проиллюстрирует, встык противопоставляя молодые и старые тела в общей женской душевой.
Все так — любовь эфемерна и ее границы не очертишь четкими линиями, а прелесть новизны обязательно выветрится. И реакция на поведение героини — Уильямс болезненно убедительна в своих срывах с ласки на истерику — логичным образом варьируется между раздражением и узнаванием. Но интереснее этих банальностей оказывается, впрочем, другой аспект отношений девушки с двоими ее мужчинами.
Дело тут в том, что метания героини между таким милым, но таким надоевшим мужем и обещающим полноту чувств соседом — это не только и не столько метания между любовью старой и новой. В куда большей степени Уильямс играет выбор между бессюжетностью брака и четким, будто бы предопределенным нарративом, который, как ей кажется, привнесет в ее жизнь, наполнив душевную пустоту смыслом, новый роман. Некоторая нелепость совпадений, сводящих ее героиню с любовником, тут только на руку: в конце концов, персонажей любой мелодрамы обычно сталкивают случайности. Именно этот выбор «Любит / не любит» подчеркивает и ритмически, и сюжетно: от видимой осмысленности отношений с соседом (складывающихся в полном соответствии с жанровыми клише и во многом поэтому намекающих на еще один штамп — хеппи-энд) фильм перескакивает к рутине семейной жизни пары, которой давно уже нечего друг другу сказать и которая поэтому подменяет общение — играми, слова — подмигиванием, грубый секс — дружеской нежностью. Стоит Уильямс зайти домой, как четкая в своем развитии мелодрама сменяется размытым хоум-видео — и точно так же персонажи Сета Рогена и Люка Кирби различаются между собой лишь принадлежностью к этим двум жанрам. Муж — призрачный образ откуда-то из прошлого (писатель по профессии, он даже книжки пишет без сюжета — сборники рецептов приготовления курицы), любовник — романтический герой, не столько мужчина, сколько мечта о нем (с профессией не менее показательно нереалистичной — он зарабатывает на жизнь, таская повозку рикши).
Поэтому та безнадежность, с которой в финале героиня обнаруживает летучесть любого чувства, оборачивается для зрителей почти физически ощутимым, словно посткоитальным, опустошением. А история о природе любви — рассказом о том, что жизнь, конечно, может складываться по законам сценария (столь четко вбитого в сознание каждого сотнями вымышленных лав-стори, что отказаться от этого вальса почти невозможно), но не закончится вместе с его, этого сценария, развязкой. Можно ли из этого горького факта сделать какой-то вывод? Ну разве что такой: неплохо бы иметь в запасе пару других жанров — чтобы, когда жизненная мелодрама исчерпала себя, не оказаться в пустоте, переживающим уже пройденные сюжетные повороты, переслушивающим уже отыгравший свое саундтрек.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials