Дайджест новой русской музыки: январь
17 интересных русских записей месяца: отечественные Ашер и Адель, русский рэп под Portishead, околоопера про троллей и эльфов и общественная выгребная яма имени КАЧа
1.
Сергей Лазарев
«Лазарев»
Sony Music Russia
Под занавес прошлого года певец-англофил Сергей Лазарев умудрился не только выпустить альбом, но и поссориться с социальной сетью «ВКонтакте». В ответ на обвинения в пиратстве руководство удалило с серверов все песни Лазарева, сославшись на низкое качество исполнения и отсутствие культурной ценности. «Лазарев», впрочем, всеми силами стремится доказать обратное: с первых минут Сергей поет и пляшет заводным зайцем и, вовсю флиртуя с r'n'b, воображает себя отечественным Ашером. Вкупе со злоупотреблением дабстеп-басами это, пожалуй, означает расширение музыкальных горизонтов — да и затесавшийся Тимати чувствует себя в таком контексте уютнее.
Сергей Лазарев и Тимати. «Moscow to California»
2.
Алевтина
«12»
Выпорхнувшая из-под крыла продюсера Александра Шульгина певица Алевтина претендует на место русской Адели. Это читается и в названии альбома (Адель прославилась пластинкой «21»), и в обертонах чуть шероховатого голоса, и даже в легком внешнем сходстве певиц. Только если британка поет о боли надтреснутого сердца, то русская женщина, как и положено, светится изнутри: это песни идеальной подруги-жены-матери, подбирающейся к пику матримониального счастья. Убрать эстрадный лоск — и можно смело использовать любую песню в качестве гимна какой-нибудь приоритетной программы родовых сертификатов.
Слушать альбом на «Яндекс.Музыке»
3.
«МореКорабли»
«Куколки&Коконы»
Остросюжетный поп-рок с панковской ухмылкой, речитативами за жизнь и задиристой фанковой ритм-секцией — такое перестали делать еще в середине нулевых. Севастопольцев «МореКорабли» это не смущает — они записывают уже третий альбом, на котором попеременно примеряют на себя шинели «...И друг мой грузовик» и «Кирпичей». Убежать от ощущения, что кто-то зачем-то включил канал O2, невозможно.
4.
Brandy Kills
«Dead Love Songs» (LP) / «Темнопоп» (EP)
Mountain Fighting / Brandy Kills
Наш персональный фаворит — обаятельный синти-поп из Новосибирска, исполненный на английском (лонгплей) и на русском (EP) языках; на русском получается лучше. Все на месте: ритм-бокс с танцплощадок 80-х, гулкий вокал с металлическим привкусом, отстраненная сексуальность Дэвида Гэхана (Гэана) и надменность Эндрю Элдрича, пляски в ледяном мегаполисе. У создателя проекта Игоря Шапранского к тому же обнаруживаются неплохие сонграйтерские задатки — песня «Лада Дэнс», к примеру, привязывается не хуже хитов Ивана Дорна.
«Dead Love Songs»
«Темнопоп»
5.
EyeScream
«No.Future»
Abstrakt Reflections
23-летний астраханец Андрей Новиков начинал с ершистого глитча и IDM, но на четвертом альбоме перешел к материям более деликатным. Скудной палитрой эмбиента он рисует вполне себе драматические картины, в которых будущего и правда нет: пластинка начинается с позвякивающего музыкальными шкатулками детства, а к финалу остается лишь эхо заброшенных космических станций. Электронику с сюжетом слушать всегда интереснее — тем более Новиков описывает те времена, когда лейбл Hyperdub разорится, а роботы победят людей. Потом, правда, выяснят, что без них грустно и одиноко.
Слушать и скачать альбом на лейбле
6.
The Stokes
«2012»
Формат «Нашего радио» белорусы The Stokes изучили вдоль и поперек: зависали в чартах с совместной с Ильей Чертом песней «По плану», пару лет подряд играли на «Нашествии». Новый альбом не выходит за пределы комфортной зоны: он полон житейского гитарного рока, фамильярных отповедей и патриотичной души нараспашку. «Хотели попасть в солдаты рок-н-ролла — успели только в стройбат», — поет голосом случайного попутчика Алексей Стокс; лучше про его группу и не скажешь.
7.
Марина Барешенкова
«Дальше»
«Отделение Выход»
Бледнолицая москвичка за фортепиано Марина Барешенкова нащебетала альбом субтильных камерных песен, в которых слышно, как вздыхает воздух под клавишами. Профессиональный театровед, Барешенкова играет на чеховских сантиментах — она сплетает воедино рафинированное томление Ирины Богушевской, напор Тори Амос и кротость Энни Хаслам. Это шелестение чувствами порой кажется чересчур «ванильным» — но как, скажите, не симпатизировать девушке, в репертуаре которой есть песня с названием «Я люблю Кьеркегора и Jethro Tull»?
Марина Барешенкова. «Лист»
8.
EXIT Project
«Сон через мост»
Маркетинговых инициатив у проекта EXIT Project едва ли не больше, чем музыкальных. Когда-то группа одной из первых в мире издала альбом на флешке, присовокупляла к дискам пустые «болванки» с просьбой копировать альбом для друга, издавала «триплет» — приложение для айфонов, с помощью которого музыку можно было воспринимать как единство звуков, видеороликов и текстовых историй. «Сон через мост» — тоже в каком-то смысле триплет: на сайте группы к плееру прилагаются документальный фильм о создании альбома, фотографии и подписи к каждому треку с цитатами из Басё и Гандавьюха-сутры. Наверное, только так и нужно слушать музыку Олега Смирнова и Кирилла Паренчука — без материального базиса этот легковесный фьюжн с вертлявыми соло сопрано-саксофона и бисерными ритмами таблы растворяется в пространстве, как дым от ароматической палочки.
Слушать и скачать альбом на официальном сайте
9.
ITSU
«It's You»
Beatport
Уроженец Краснодара, а ныне студент ВТУ им. Щепкина Артем Маркарьян мог бы прибиться к хвосту российской битс-сцены (DZA, Lapti, Vtgnike, Moa Pillar), но предпочитает другой путь. Он отдает дань глитчевым ритмическим узорам и синтезаторным абстракциям, но душой оказывается куда ближе к истоптанной территории кибернетического IDM эпохи пост-Autechre. Что в его случае совсем не плохо: с хаосом щелчков, попискиваний и потрескиваний он справляется, словно дрессировщик с каким-то инопланетным зверинцем. Правда, новых фокусов от его зверей ждать не стоит — на «It's You» сюрпризов меньше, чем хочется.
10.
Weary Eyes
«Ghostwritten Stories» (EP)
Дебютный мини-альбом квартета Weary Eyes спродюсировал Аарон Харрис, ударник столпов постметаллической сцены Isis, — он же, например, делал звук любителям выносящих стены барабанов Pelican и The Jezabels. Но даже в руках мастера осанистый построк москвичей звучит то ли сыро, то ли спонтанно — как будто они репетируют в соседней комнате. Этот эффект «здесь и сейчас» приходится, как ни странно, кстати: без него в нахрапистых риффах и унылых построковых шаблонах «тише — громче — адски громко» можно было бы заскучать.
11.
Brick Bazuka
«Ешь»
Трип-хоп наконец-то добрался и до петрозаводского «худа» — чем еще объяснить тот факт, что новый альбом тамошнего рэпера Brick Bazuka почти полностью начитан на перекроенные биты Portishead? Впрочем, Bazuka, за плечами которого стоят восходящие звезды русского рэпа The Chemodan, — неврастеник и убежденный мизантроп, так что бристольская эстетика ему как нельзя к лицу. Если вы случайно пропустили все, что происходило последние годы в русском рэпе, — пробегитесь по «фитам» этого альбома; здесь сплошь важные имена вроде Рема Дигги, Вадяры Блюз и ОУ74.
Brick Bazuka. «Внутри»
Скачать альбом по официальным ссылкам
12.
«Легенды Про»
«Две стороны одной медали»
ЦАО Records
Москвичи «Легенды Про» выросли под чутким взглядом группы Centr — ветераны рэпа подписали их на свой лейбл, выпустили совместный альбом, а Слим и Птаха не раз делились с подшефными микрофоном на своих сольных записях. Пока молодняк берет скорее напором и трудолюбием: новый — двойной — альбом группы тянется пару часов и претендует на концептуальность. На первой, темной, стороне «Легенды Про» предсказуемо протаптываются по масс-культуре и «плохому рэпу», на второй, светлой, читают про заботы и терзания спальных районов в формулировках типа «хочу бутерброд, но нет денег на колбасу». А что — жизненно и исчерпывающе.
13.
«Трэш-шапито КАЧ»
«Заслуженный чекист»
Проект скандалиста и маргинала Сергея Смирнова почему-то не теряет популярности в медиасреде, хотя за шесть лет от него уже можно было порядком подустать. «КАЧ» выпускает примерно по два альбома в год, регулярно оскорбляет селебритиз (за что, случается, бывает битым), а объекты для выхода желчи выбирает по простому принципу — с главной страницы «Ленты.ру». Формуле он верен и сейчас: стартуя с очевидной кричалки «Зло плюс режим равно шесть шесть шесть», Смирнов мешает в одну дурнопахнущую кучу Ксению Собчак и «нашистов», Перельмана и Березовского — в общем, играет привычную роль общественной выгребной ямы.
«Трэш-шапито КАЧ». «Супермодель»
Скачать альбом с официального сайта
14.
Emerald Night
«Король эльфов»
Musica Production
Главный козырь дарк-металлистов Emerald Night — штормовое меццо-сопрано вокалистки Руны; всего в группе поет шесть человек, но именно ее голосом можно бить хрусталь и рвать барабанные перепонки. Используется этот козырь, к слову, очень умело: в крупной околооперной форме костюмированные рассказы про берсерков и троллей перестают казаться несусветной глупостью. Всем, кто не заснул на премьере «Хоббита», — принять к сведению.
15.
Katalepsy
«Autopsychosis»
Unique Leader / SFC Records
Природную узость жанра «брутальный дэт-метал» москвичи Katalepsy пытаются обойти по-разному: перетряхивают кадры (от первого состава за пять лет остался только басист), рвут жилы над техникой, заселяют в булыжные гитарные риффы комичные электронные попискивания. Почти все получается на ура: уже от пары песен Katalepsy хочется отрастить хаер, записаться в качалку и задавить в слэме Стива Вая.
Katalepsy. «Evidence of Near Death (E.N.D.)»
16.
Pur:Pur
«Nevertheless»
Kroogi.com
Харьковскую группу Pur:Pur очень любят приглашать на фестивали — за четыре года жизни она засветилась на «Вдохе», «Джаз Коктебеле», «Усадьбе Джаз» и «Стереолете». Оно и понятно: жизнерадостная музыка с ветром в голове летом так уместна, особенно вкупе с голыми плечами, открытыми верандами кафе и дребезжащим голосом Наты Смириной, позаимствованным со старых джазовых пластинок. По той же причине — легкость мыслей и звуков — харьковчан принято считать продолжателями традиций своих знаменитых земляков Lюk, что тоже понятно и, в общем, неплохо, учитывая, что земляков этих уже год как не существует. Но на «Nevertheless» Pur:Pur звучат отнюдь не так тонкокостно, как можно было ждать: тут есть почти тарантиновский боевик «Love Your Little Girl», канонический построковый пассаж «Bubble», панковский шабаш «Messy Sounds», будто стянутый из демо-записей Cheese People. Что ж, когда хорошие девушки прикидываются плохими, наблюдать за ними становится еще интереснее.
17.
Cheekbones
«Eat Sleep Mom Dad»
Motherland
Про трио из Санкт-Петербурга неизвестно почти ничего, кроме имен участников: за вывеской Cheekbones скрываются хорошенькие сестры Мила и Анелия и статный бородач Вячеслав. Вроде бы все они — вчерашние студенты; вроде бы познакомились пару лет назад; вроде бы быстро сыгрались — и даже выступили на маленьком исландском фестивале. Говорят музыканты мало, но сказать им явно есть что. Дебютный альбом «Eat Sleep Mom Dad» — плотно сбитая запись с реверансами в сторону британской женской альтернативы и дрим-попа; звучит это все то как Lush, то как School of Seven Bells.
-
11 сентября«Гоголь-центр» открывает «Театральную медиатеку»
-
10 сентябряРоссийские власти борются с гей-пропагандой в Италии Cut Copy выступят в московском клубе В Москве ученые вышли на митинг против реформы РАН Букер объявил шорт-лист Андрейс Жагарс может покинуть пост директора Латвийской национальной оперы
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials