Умер, но дожил
17 января на 93-м году жизни умер Иван Шевцов — автор знаменитого антиинтеллигентского романа «Тля», самый бескомпромиссный оппонент шестидесятнической оттепели. ОЛЕГ КАШИН, встречавшийся с писателем, пытается подвести итог его долгой жизни.
Мы разговаривали с Иваном Шевцовым пять лет назад, и я лучше дам прямую ссылку на описание той нашей встречи, чем стану пересказывать новыми словами впечатления пятилетней давности.
Лучше похвастаюсь — ну, теперь уже ясно, что предчувствием. Когда стало известно о трагедии в семье Кабановых, и когда началось все вот это, про «креаклов» , «белоленточников» и прочее, я вспомнил (еще раз похвастаюсь, но уже в скобках — да, я читал всего Шевцова) один эпизод из шевцовского романа «Во имя отца и сына», которым даже можно было бы проиллюстрировать колонку о реакции охранительной общественности на кабановское дело, если бы мне пришло в голову ее писать.
«Во имя отца и сына» — это как «Тля», только более позднее и, видимо, поэтому более жесткое произведение. Это из него знаменитая в пересказах сцена, когда один подонок лишает невинности честную советскую девушку, приглашая ее в гости почитать свежий номер журнала «Юность» — а в этом журнале, как заметил Шевцов, публикуемые стихотворения отделялись друг от друга не пятиконечными звездочками, как в других толстых журналах, а шестиконечными. «Каждому светят свои звезды», — заключал автор.
Еще в романе среди отрицательных героев был модный поэт Артур Воздвиженский (очевидно, Вознесенский и Рождественский, объединенные в одного персонажа), который, напоив хорошего человека, украл у него в ресторане партбилет, чтобы создать ему проблемы по партийной линии. А в финале еще один подонок, тоже модный писатель, автор пьесы «Хочу быть порядочным» (прямой намек на повесть «Хочу быть честным» Войновича), внимание, заколол шилом и расчленил собственную тещу. Посыл понятен — «они все такие».
Молодое поколение удивится, но в шестидесятые в Советском Союзе охранительную общественность тоже будоражила проблема «креативного класса». «Октябрь» и «Молодая гвардия» в каждом номере высказывались в том духе, что интеллигенция обнаглела, и пора бы закрутить гайки — имя Сталина старались не произносить, решений XX и XII съездов никто не отменял, но и без имени Сталина было ясно, что они имеют в виду. Собственно, настроения тех лет зафиксированы и в дневниках, и мемуарах, и вообще везде, интересующийся найдет без труда.
И безусловно, самым деятельным и, каламбур, креативным оппонентом шестидесятнического креативного класса был именно Иван Шевцов. Ему и только ему мог прийти в голову Войнович, расчленяющий свою тещу. А дальше начинается что-то совсем с нашей точки зрения странное.
Советский Союз, как известно, был тоталитарным государством. Пропаганда не чета нынешней, партия не чета «Единой России» и промышленность не чета «Уралвагонзаводу». И при всем при этом — антиинтеллигентские истерики Шевцова никогда не выходили за пределы текстов самого Шевцова. Их не подхватывала газета «Правда» и советское радио, их не повторяли с трибун седоусые рабочие, более того — единственной официальной реакцией на его романы была единственная строчка, даже полстрочки, в знаменитой статье замзавотделом пропаганды ЦК Александра Яковлева «Против антиисторизма», который вскользь, перечисляя чуждые советской морали тенденции, назвал и «истерические писания» Ивана Шевцова. От Шевцова шарахались даже радикальные охранители — тот же Всеволод Кочетов, не говоря уж о Михаиле Алексееве, но это полбеды — его даже с десятком опубликованных романов не принимали в Союз писателей! И если даже некорректно называть его диссидентом, то лояльным системе человеком он тем более не был — он действительно противостоял официальной идеологической линии и имел в связи с этим гораздо больше проблем, чем условный Евтушенко.
«О, Юра, ты вышел в ФРГ, поздравляю, меня вот не переводят», — «А ты введи танки, переведут».
И, видимо, это был нормальный феномен любого большего католика, чем Папа Римский. Сусловская идеологическая машина была хоть и неуклюжим, но не безумным устройством. Слева китайцы, справа еврокоммунисты, и свою интеллигенцию обратно в тюбик не затолкаешь — приходилось маневрировать с максимальным в тех условиях изяществом. Доклад Брежнева к 20-летию Победы — консерваторы ждут реабилитации Сталина, реформисты пишут коллективные письма протеста в ЦК, требуя не реабилитировать. В итоге Брежнев называет Сталина один раз, перечисляя через запятую партийных руководителей времен войны. Зал аплодирует, Твардовский с Чуковским тоже довольны — компромисс. И так каждый день.
И бескомпромиссный Шевцов в эту систему, конечно, вписывался не более органично, чем даже Солженицын, и если приносил меньше головной боли, то только потому, что в отличие от Солженицына и от любого обычного шестидесятнического писателя, был абсолютно неконвертируем. Гладилина переведут во Франции, Аксенова в Америке, а Кочетова и тем более Шевцова — нигде и никогда, разве что на китайский. Говорят, был разговор Михаила Алексеева с Юрием Трифоновым: «О, Юра, ты вышел в ФРГ, поздравляю, меня вот не переводят», — «А ты введи танки, переведут». Но у Алексеева были хотя бы танки, а у Шевцова не было ничего.
Но в России надо жить долго. Обычно эту поговорку вспоминают в связи с биографиями людей, которые дождались свободы, демократии и прочего — ну понятно, при Сталине очереди на свидание в тюрьму, а при Хрущеве оксфордская почетная мантия. Но, оказывается, поговорка относится и к тем, кто скучает по тридцать седьмому году. Пять лет назад я спрашивал Шевцова, о какой России он мечтает. Он надолго задумался, потом сказал — ну хотя бы как Белоруссия при Лукашенко.
И, черт подери, дожил до нее, да даже не до нее, а до регулярных ремейков «Тли» по телевизору и с трибун, до старых рабочих, готовых разогнать «этих козлов с Болотной», до буквальной цитаты из романа «Во имя отца и сына» про расчленителя из «креативного класса». Если бы кто-то сорок лет назад написал, что все будет так, никто бы не поверил, даже Иван Шевцов. А все именно так и вышло.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials