«Светослед»
Последнее поколение мастеров народных промыслов Русского Севера на уникальных фотографиях 70—80-х годов ХХ века
Фотопроект «Светослед» — это любительские фотографии из архива исследователя народного искусства Русского Севера Нины Анатольевны Филевой, дополненные снимками архангельского фотографа Артема Никитина из серии «Призраки Каргополья». Уникальные фото хранителей памяти традиционной крестьянской культуры сделаны искусствоведом в 70—80-е годы ХХ века в этнографических экспедициях в самых отдаленных уголках Архангельской области. Последние мастера, обладатели уникального наследия, и миражи исчезающих деревень — как оставленные на фотопленке блики тонущего в Белом море северного солнца.
Выставка «Светослед» открывается в архангельском Музее изобразительных искусств 17 января.
«Где мыслишь колечко на веретене сделать, тут возвышение оставляю. Для подарков с колечками делали, чтобы шебарчало, а "с душой" внутри, чтобы брякало. Такие редко кто точил. Надо так в нутро камушек вставить, чтобы и не видно было, где он спрятан».
«Вот и отец птичек делал, когда корзины щепал. К Рождеству делали новую... Из сосновой дранки и звезду делали на Рождество».
«Когда в руках в детстве бывает — надолго запомнится… Лет 12—14 было, отец говорит: "Сделай ладку. Стяпай, а потом – гуляй!" Сделаю, конечно, грубо, а уйду, и отец подделает, и не узнать…»
«На Мечище (смотрины девушек) на праздник девушки в уши "кошельки" наденут — серьги с жемчугом серебряные. Ножечки эки висят! Были серьги "семероножки", да разные. Идет девушка на Мечище — как Богородица! Несколько раз в день переодевались — утром в одном, днем в другом, вечером в третьем».
Народный мастер каргопольской глиняной игрушки. Единственная среди других мастеров занималась лепкой игрушки в 50—60-е годы ХХ в., годы упадка гончарного промысла. Имя игрушечницы стало известно в начале 60-х годов ХХ в. благодаря писателю и коллекционеру Ю.А. Арбату, и вскоре к Ульяне Ивановне началось паломничество музеев и коллекционеров. Творческий почерк Ульяны Бабкиной — мастерицы и сказительницы — отличают фантазия и жизнерадостность, свобода лепки, живописная, экспрессивная манера росписи. Ее «бобки» (так называли в старину игрушку) — это фигурки крестьян в праздничных нарядах, сценки народных игр и гуляний, фигурки животных. Любимый персонаж — Полкан-богатырь, покровитель и защитник, олицетворение силы народного духа.
«Вот я ему и женку придумала — Полканиха и есть. Красным покрасила – значит, красивая, добрая. А он – сильный, смелый. Руку всегда вверх поднимает».
«Кровь-то из меня в 1-ю войну вылили, а больше и не наливали. Немцы-то на меня идут и как снопы валятся. А винтовка сама стрелять стала, я только целюсь… Я побежал, а немцы-то думают, я — немец, а пуля-то и попала в меня, я шинелью накрылся — вот тут у меня вся кровь и вытекла, на границе с Германией. С этих пор и стал я легкий, как лоскут на ветру. За то и крестом меня наградили… Дак сейчас-то я хорошо живу: "Всё в порядке, всё в порядке — Ворошилов на лошадке!"»
«Лодка-"стружок" из осины, "осиновка" долбленая. Чем она шире, тем выше мастерство. У нас говорили, где мотор не пройдет, там стружок проскочит. Мы на них еще и сейчас сено возим. Раньше на шесте толкались, а теперь и мотор повесим».
-
29 августаРежиссер судится с властями, обвинившими его в гей-пропаганде
-
28 августаМихаил Фихтенгольц уволен из Большого театра Продлена выставка прерафаэлитов в ГМИИ На могиле Малевича под Москвой построили элитный поселок Руководство Пермского театра оперы и балета поделилось планами В Русском музее выставлены 10 неизвестных картин Брюллова
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials