pic-7
Мартын Ганин

О чем нужно писать, чтобы получить «Русского Букера»?

О чем нужно писать, чтобы получить «Русского Букера»?

Что привлекательнее для жюри — трагическая история России или экзистенциальный кризис?

12 июля премия «Русский Букер» представила очередной длинный список. Премия обрела недавно нового спонсора в лице банка «Глобэкс» и увеличила в связи с этим размер призового фонда более чем в два раза. Лауреат получает теперь полтора миллиона рублей, а финалисты — по 150 000. Состав жюри этого года таков. Председатель — петербургский критик и эссеист Самуил Лурье. Члены жюри: гендиректор фонда «Пушкинская библиотека» Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик и режиссер Павел Санаев, прозаик и критик Роман Сенчин.

Кто же из длинного списка покажется жюри привлекательным, кто победит? Вот, например, в этом году за «Русский Букер» борются такие разные книги, как антиутопия Александра Терехова «Немцы» и роман Александра Иличевского про интеллигенцию «Анархисты».

Трагическая история России, любовь, семейная хроника, семья, интеллигенция, противостояние государству

В связи с этим мы решили исследовать вопрос о том, какие книги особенно любит «Русский Букер». Речь не о качестве, а только о темах. Для этого мы взяли всех лауреатов премии с самого ее начала, 1992 года, и составили для каждого текста-победителя что-то вроде облака тегов. На схеме очевидно, что из этих тегов встречается чаще, а следовательно, более ценимо и любимо.

«Букер десятилетия» как отдельная акция в списке не учитывался.

Итак, вот список всех победителей «Букера» в хронологическом порядке. К каждому названию привязано облако тегов. Какие статистические результаты это дает, можно посмотреть внизу на схеме.

 

Марк Харитонов. «Линия судьбы, или Сундучок Милашевича»: трагическая история России, религия, любовь, интеллигенция, СССР, провинция, литература, противостояние государству

Владимир Маканин. «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»: экзистенциальный кризис, религия, антиутопия, противостояние государству

Булат Окуджава. «Упраздненный театр»: трагическая история России, семейная хроника, детство, семья, СССР, автобиография

Георгий Владимов. «Генерал и его армия»: трагическая история России, война, альтернативная история, СССР

Андрей Сергеев. «Альбом для марок»: детство, воспоминания, СССР, автобиография

Анатолий Азольский. «Клетка»: трагическая история России, война, СССР

Александр Морозов. «Чужие письма»: эпистолярный роман, СССР, любовь, семья, одиночество, литература

Михаил Бутов. «Свобода»: экзистенциальный кризис, интеллигенция, постсоветская реальность, одиночество

Михаил Шишкин. «Взятие Измаила»: трагическая история России, детство, любовь, семейная хроника, смерть, семья, интеллигенция, СССР, противостояние государству

Людмила Улицкая. «Казус Кукоцкого»: трагическая история России, любовь, семейная хроника, семья, интеллигенция, противостояние государству

Олег Павлов. «Карагандинские девятины»: постсоветская реальность, СССР, смерть, провинция

Рубен Давид Гонсалес Гальего. «Белое на черном»: детство, СССР, смерть, одиночество

Василий Аксенов. «Вольтерьянцы и вольтерьянки»: история России, противостояние государству

Денис Гуцко. «Без пути-следа»: постсоветская реальность, любовь, семья

Ольга Славникова. «2017»: постсоветская реальность, антиутопия, любовь, мистика, политика

Александр Иличевский. «Матисс»: интеллигенция, постсоветская реальность, экзистенциальный кризис, одиночество

Михаил Елизаров. «Библиотекарь»: постсоветская реальность, СССР, интеллигенция, провинция, литература, триллер

Елена Чижова. «Время женщин»: семья, детство, война, трагическая история России, семейная хроника, СССР

Елена Колядина. «Цветочный крест»: религия, секс, история России, семья

 

© Наталья Цыбулина / Colta.ru

новости

ещё