Московский Beat
17 документальных фильмов о музыке в гиде по Beat 2013: Дэвид Боуи, Каэтану Велозу, Джонни Кэш, Rolling Stones, LCD Soundsystem, Энтони Хегарти, «Город звука», «Город нефти» и идеалисты из гитлерюгенда
С 6 по 11 июня в Москве пройдет фестиваль нового документального кино о музыке Beat Film Festival. Его программный директор Кирилл Сорокин рекомендует фильмы из обширного расписания фестиваля.
Основная программа
Каждый из семи фильмов основной фестивальной программы относится к разряду must see. Поэтому вкратце я расскажу о каждом из них.
1.
«Teenage»
Где: «Формула кино Горизонт»
Когда: 6 июня, 20:00; 9 июня, 17:00
Предмет нашей особой гордости — фильм «Teenage», которым открывается наш фестиваль. Этот фильм мы хотели показать уже очень давно, потому что он является квинтэссенцией всего того, что мы хотели бы показывать на фестивале в принципе. Он был снят под впечатлением от книги Джона Сэвиджа «Teenage: The Creation of Youth 1845—1945» при непосредственном участии Сэвиджа в качестве сценариста. Это предыстория возникновения подростковой культуры, которая впоследствии стала основой всевозможных субкультур. Внимание сосредоточено на молодых людях первой половины ХХ века: живущие вечеринками Bright Young People, идеалисты из гитлерюгенда, бойскауты. С режиссером фильма Мэттом Вулфом я познакомился благодаря его первому фильму «Дикая комбинация. Портрет Артура Расселла», который в свое время наделал много шума — его показывали на больших фестивалях вроде Берлинале. Он, по-моему, дико талантливый, и сразу же, когда я увидел блог, посвященный различным молодежным субкультурам, который он начал вести года два назад, как только приступил к работе над фильмом, я написал ему. Рассказал про книгу Миши Бастера «Хулиганы-80», у нас завязалась переписка, и с тех пор мы следили за его судьбой. Собственно, наш фестиваль — всего лишь третий в мире, где будет показан фильм, и это и правда для нас большая честь.
Мэтт, кстати, приедет на фестиваль, и это тот случай, когда можно с уверенностью сказать, что мы представляем молодого и очень интересного режиссера, который, я думаю, в скором времени выйдет в первую лигу.
2.
«Дэвид Боуи — пять лет»
Где: «Формула кино Горизонт»
Когда: 7 июня, 22:00; 10 июня, 22:00
На нашем фестивале состоится мировая премьера этого фильма. Beat 2013 — первый фестиваль за пределами Британии, где его покажут. Режиссер фильма Фрэнсис Уэйтли страшно загорелся, когда мы предложили ему показать фильм у нас, что было, безусловно, очень приятной неожиданностью, учитывая внимание к Боуи в этом году. Сам Фрэнсис тоже приезжает на фестиваль, чтобы представить фильм и рассказать о том, как он снимался, после просмотра. Фильм посвящен пяти важнейшим годам в карьере музыканта — это 1971-й, 1975-й, 1977-й, 1981-й и 1983-й. Уэйтли потратил на него больше десяти лет, и за это время была проделана огромнейшая работа: в фильме есть редчайшие архивные съемки, прямая речь самого Боуи, выкроенная из старых, неочевидных интервью, и, что важнее всего, нет практически ничего лишнего. То есть это такой закольцованный этими пятью годами коллаж, в котором солирует, безусловно, Дэвид.
3.
«Мой отец и Человек в черном»
Где: «Формула кино Горизонт»
Когда: 9 июня, 19:00
Это история о Джонни Кэше и его первом менеджере Соле Холиффе, который покончил с собой в 2005 году. Его сын Джонатан пытается разобраться и восстановить события из жизни своего отца. Так, из различных отрывков, он как будто заново узнает об отце, Джонни Кэше и его окружении, узнает, надо сказать, не самые приятные вещи — и все это разворачивается на фоне истории о большом американском мифе. Самое увлекательное в этом фильме — то, что он стоит на грани между художественным и документальным кино. В какой-то момент перестаешь понимать, где вообще проходит эта грань, где постановочные кадры, а где архивные. И все то, что происходит в кадре, интересно как с исторической, так и с эстетической точки зрения.
4.
«Тропикалия»
Где: «Формула кино Горизонт»
Когда: 10 июня, 20:00
«Тропикалия» — очень важный для нас фильм про авангардное движение, прежде всего музыкальное, появившееся в Бразилии в 1964 году в ответ на установившийся в стране тоталитарный режим. Фильм сделан, надо сказать, не менее авангардным образом. Несмотря на то что диктатура в итоге победила, тропикалия стала символом этого противостояния и очень мощным сгустком энергии, от которого, по-моему, до сих пор подпитываются люди вроде Бирна и Бека. В конце концов, движение сильно повлияло на культуру Бразилии и во многом обозначило ее контуры. Работа над фильмом длилась целых шесть лет, что позволило собрать самый разноплановый материал — уникальные хроники, интервью, редчайшие фотографии — и, главное, переработать его в нечто не менее яркое, чем собственно песни Жилберту Жила, Каэтану Велозу и Os Mutantes. По-моему, в итоге получилась не столько ностальгическая, сколько очень вдохновляющая картина, которую тем более интересно смотреть из сегодняшнего дня, учитывая все, что здесь и сейчас происходит. Режиссер «Тропикалии» Марсело Мачадо, ровесник и близкий друг тех же Жила и Велозу, приедет в Москву, чтобы лично представить фильм.
5.
«The Rolling Stones: Чарли — мой лапочка»
Где: «Формула кино Горизонт»
Когда: 8 июня, 19:00
Это первый фильм о The Rolling Stones, черно-белый, снятый еще в 1965 году. Питер Уайтхед, который очень точно в свое время запечатлел свингующий Лондон и прочие контркультурные истории по обе стороны Атлантики, снимал тогда еще совсем молодую группу, которая находилась в самом начале своей безумной популярности и выбралась с двумя выступлениями в Ирландию. Уайтхед все время проводит со своими героями, и поэтому создается впечатление, что он — а точнее, его камера — тоже является участником группы. Это идеальный документ не только музыки, но и того времени, безупречно снятый.
6.
«Превращение»
Где: «Формула кино Горизонт»
Когда: 8 июня, 22:30
Это фильм о концертном шоу под названием «Turning» от группы Antony and the Johnsons — и одновременно жутко трогательный фильм о природе сексуальности, которая в России теперь все время оскорбляет чьи-то чувства, показанной через несколько очень простых историй. Во время этого шоу 13 женщин-моделей молча стояли на вращающейся платформе, их выступление снимал режиссер фильма Чарльз Атлас, который до этого всю жизнь снимал Мерса Каннингема и всяких разномастных представителей нью-йоркской артистической среды, а за кулисами они давали интервью уже самому Энтони, рассказывая ему свои печальные, трогательные и смешные истории. Таким образом, с одной стороны, фильм «Превращение» — это красивейшее свидетельство, которое осталось на память от самого шоу, а с другой стороны, его предыстория, показывающая, откуда возникает волшебство, присущее всему, за что берется Энтони.
7.
«Заткнись и играй хиты»
Где: бар «Стрелка»
Когда: 7 июня, 23:00
Все фильмы основной программы идут у нас в кинотеатре «Горизонт», но этот показ пройдет во дворе «Стрелки», так как мы еще устраиваем диджей-сет Пэта Махони и Нэнси Вонг из LCD Soundsystem сразу после показа. Собственно, фильм и посвящен последним 48 часам из жизни группы LCD Soundsystem: он построен вокруг прощального концерта в забитом до отказа Мэдисон-сквер-гардене и рассказывает историю группы за эти пару дней, до и после концерта. Фильм, показанный в прошлом году на фестивале «Санденс», снят британцами Уиллом Лавлейсом и Диланом Саутерном, у которых уже был отличный фильм про Blur — «No Distance Left to Run», показанный нами на фестивале в 2010 году. «Shut Up and Play the Hits» — фраза, брошенная Джеймсу Мерфи кем-то из Arcade Fire во время этого самого концерта, — суммирует то, чем славилась группа под управлением Джеймса Мерфи. Его довольно трогательную несуразность, ни с чем не сравнимый нью-йоркский дух и наличие десятка песен, которые сейчас кажутся если не гимнами на века, то уж точно чем-то большим, чем просто клубные хиты нулевых. В прошлом году в Америке, уже после фестивального марафона, этот фильм показывали в режиме one night only в один день — с тех самых пор нам очень хотелось подобным образом показать его здесь, и вот теперь наконец все сошлось.
Шоукейс SXSW
South by Southwest (SXSW) — это крупнейший американский фестиваль, который совмещает в себе музыкальный шоукейс, кинофестиваль и конференцию, посвященную новым технологиям. Но SXSW является хорошей площадкой именно для независимого кино, которая в этом смысле сейчас уже конкурирует с «Санденсом». В этот раз мы решили не только показать фильмы, представленные на SXSW (каждый год у нас их, как правило, два или три), но и рассказать об этом фестивале.
8.
«Остерегайтесь мистера Бейкера»
Где: «Формула кино Горизонт»
Когда: 7 июня, 20:00
Фильм открывает программу SXSW — в общем-то, как воплощение всего того, чем ценен SXSW, и, кроме того, как их прошлогодний победитель в документальном конкурсе. Это история барабанщика группы Сream Джинджера Бейкера — с его омерзительным характером, огромным количеством наркотиков и в то же время бешеным талантом. Поэтому, с одной стороны, это история конкретного персонажа, а с другой — рассказ об архетипе невыносимого во всех смыслах, но очень талантливого человека, такого абсолютно недостижимого сегодня рок-героя, существование которого было возможно только в 60-е. По-моему, для того чтобы полюбить этот фильм, достаточно просто посмотреть его трейлер.
9.
«Чупитулас»
Где: «Формула кино Горизонт»
Когда: 9 июня, 21:00
Фильм посвящен Новому Орлеану. Трое мальчиков-подростков опаздывают на паром и поэтому отправляются гулять по ночному городу, а именно по улице Чупитулас. Там они встречают всевозможных колоритных персонажей этих мест: проповедников, стриптизерш, пьяниц и, конечно же, музыкантов. Все то, что происходит с ребятами за одну ночь, снималось более 9 месяцев, а потому это концентрат Нового Орлеана в чистом виде.
10.
«Город звука»
Где: «Формула кино Горизонт»
Когда: 8 июня, 20:30; 11 июня, 22:00
Это история Sound City, одной из самых известных американских студий звукозаписи, где был записан чуть ли не весь золотой фонд американской рок-музыки, от альбомов Metallica до пластинки «Nevermind» группы Nirvana. Совершенно очевидно, что режиссер этого фильма — экс-барабанщик Nirvana и лидер Foo Fighters Дэвид Грол снимал этот фильм, не надеясь реализовать свои режиссерские амбиции, а просто потому, что хотел рассказать историю, которая не давала ему покоя. Поэтому можно предположить, что это первый и последний такой фильм в его карьере.
Focus on Scandinavia
Скандинавское кино сейчас находится на невероятном подъеме. С каждым годом оно все растет и растет и превращается в нордическое нашествие. Мы этому только рады и поэтому решили, что мы обязаны показать плоды этого творчества.
11.
«The Pirate Bay — отойдя от монитора»
Где: Центр документального кино
Когда: 7 июня, 21:00; 9 июня, 15:00
Это неочевидный фильм для нашего фестиваля, так как он не рассказывает непосредственно о музыке. Это судебная драма, где рассказывается о деле молодых людей, которые создали ресурс The Pirate Bay. Их обвиняют в пиратстве, они же, в свою очередь, объясняют, что поменялось в мире, почему процесс всеобщего доступа к информации не остановить и как из новых условий извлечь пользу. С другой стороны, если посмотреть глубже, это фильм о том, что весь драйв рок-музыки не исчез, а воплотился в этих интернет-гиках, которые бросили вызов большим корпорациям.
12.
«Призрак Пирамиды»
Где: Центр документального кино
Когда: 11 июня, 16:00
Эта история странным образом очень тесно связана с Россией. Группа Efterklang попадает в заброшенный угольный городок советского образца. Там музыканты путешествуют в поисках новых звуков. Параллельно разворачивается история местного жителя Александра, который всегда был искренним идеалистом, а сейчас является символом краха СССР. В итоге на обломках советской культуры рождаются скандинавские мелодии.
13.
«Жизнь Кидда»
Где: Центр документального кино
Когда: 8 июня, 16:00; 10 июня, 21:30
Это фильм о парне Николасе Вествуде по прозвищу Кидд, который снимает на видео свой рэп, заливает его на YouTube, а на следующий день просыпается знаменитостью: его видео собрало миллионы лайков и просмотров.
Интересно, что в фильме очень короткая дистанция между режиссером и главным героем. По моим ощущениям, режиссер — это человек, который в нужный момент вошел в жизнь героя и в точности запечатлел, что происходит с человеком, когда тот попадает в шестеренки шоу-бизнеса.
Ретроспектива Джулиена Темпла
Четвертая программа Beat 2013 полностью посвящена Джулиену Темплу, режиссеру, который львиную долю своей карьеры посвятил музыке. Эта ретроспектива обрамлена двумя его картинами: первая — «Великое рок-н-ролльное надувательство», вторая — «Лондон — современный Вавилон».
14.
«Великое рок-н-ролльное надувательство»
Где: Центр документального кино
Когда: 9 июня, 21:00; 11 июня, 14:00
Документальный фильм, который являет собой взгляд на Sex Pistols глазами их менеджера Малкольма Макларена. Фильм весьма интересен, потому что вызывает очень много дискуссий. К примеру, Джон Лайдон демонстративно отказался сниматься в фильме, а остальные участники группы были возмущены тем, что фильм основывается только на взгляде Макларена, который склонен преуменьшать их достоинства.
15.
«Лондон — современный Вавилон»
Где: Центр документального кино
Когда: 8 июня, 21:00; 10 июня, 19:00
Этот фильм любопытен по многим статьям. Во-первых, он эпических масштабов и длится более двух часов. Во-вторых, он был снят на лондонской Олимпиаде в 1986 году, а это означало, что Темпл получил доступ к редчайшим кадрам начала ХХ века, которые потом были вклеены в более позднюю хронику и в то, что снимал сам Темпл. Все это пропущено через музыку и дает взрывоопасную смесь, которая рассказывает о том, что есть Лондон на самом деле.
16.
«Город нефти»
Где: Центр документального кино
Когда: 9 июня, 17:00
«Город нефти» — это первый фильм в панк-трилогии Темпла, который является вступлением к его картинам о Sex Pistols и Джо Страммере; их тоже можно будет найти на фестивале. В фильме рассказывается об основателях панк-движения — группе Dr. Feelgood. Из всей трилогии этот фильм наиболее изобретательный и интересный даже для непогруженного человека.
17.
«Гластонбери»
Где: Центр документального кино
Когда: 11 июня, 17:30
Последний фильм из программы — «Гластонбери», лента об одном из самых известных рок-фестивалей в мире. В фильме практически нет закадрового голоса, поэтому создается ощущение полной вовлеченности.
Тот, кто честно посетит все фильмы из программы «Ретроспектива Джулиена Темпла», сможет, с одной стороны, понять, что все его фильмы неповторимы, а с другой — ощутить всю красоту его избыточной манеры. Он любит, когда всего с лихвой: и музыки, и хроники.
Расписание показов здесь
-
18 сентябряМайк Фиггис представит в Москве «Новое британское кино» В Петербурге готовится слияние оркестров Петербургская консерватория против объединения с Мариинкой Новую Голландию закрыли на ремонт РАН подает в суд на авторов клеветнического фильма Акцию «РокУзник» поддержал Юрий Шевчук
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials