pic-7
Оксана Баулина

Страх и ужас +

Страх и ужас +

ОКСАНА БАУЛИНА изучила практику применения нового закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Знаменитый Федеральный закон № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет» в своем названии упирает на защиту детей и лишь походя упоминает «отдельные законодательные акты». Но принятый, как теперь заведено, стахановскими темпами (внесен в Думу 7 июня, прошел первое чтение 6 июля, принят во втором и третьем чтении 11 июля, одобрен Советом Федерации 18 июля, подписан президентом 28 июля), ФЗ № 139 коснулся не только титульного Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», но и КоАПа, а также Федеральных законов № 126-ФЗ «О связи» и № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

© Юлия Якушова

Накануне частичного вступления закона в силу с 1 сентября (статьи 2 и 3 вступают в силу с 1 ноября) режиссер Виталий Манский сообщил, что его документальный фильм «Анатомия t.A.T.u.» был снят с эфира на «Культуре», а кирово-чепецкие телевизионщики засомневались в «культурности» этого канала. 6 сентября «Вести» рассказали о якобы первой «жертве» закона — кемеровской пиринговой социальной сети «О-ГО», принадлежащей ООО «Е-Лайт-Телеком»; его оштрафовали на 800 тысяч рублей. Правда, к «детскому» закону эта история была притянута за уши — по мнению наркоконтроля, провайдер нарушил Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» тем, что «в одной из коллекций фильмов, открытой для свободного доступа всех пользователей данной интернет-сети, содержатся сведения о наркотических средствах, способах их употребления (в основном — о конопле и ее производных), которые способствуют формированию позитивного отношения у человека к наркотическим средствам». Что это были за фильмы, наркоконтроль умолчал.

Примеров особенно рьяной защиты детей от «вредной информации» за первый, пробный, месяц действия закона набежало изрядно. Министерство культуры отказалось выдать прокатное удостоверение картине «Клип» Майи Милош, победившей на Роттердамском фестивале, поскольку (эта цитата достойна того, чтобы быть приведенной полностью) «в фильме демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера. Несмотря на то что титры фильма содержат указание на совершеннолетие актеров, по сюжету фильма, действие которого происходит в школе, в этих сценах участвуют подростки, не достигшие совершеннолетнего возраста, что противоречит нормам, установленным Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”». Телеканалы вроде бы разослали список запрещенных слов производителям контента, но вроде бы не всем. Певца Романа Кенгу попросили «не совершать поступательных движений телом». Каналу «2х2» пришлось серьезно скорректировать программу и даже воспользоваться цензурными спецэффектами. Владимирские чиновники потребовали убрать с улицы скульптуру «Ангел на велосипеде», так как, по их мнению, она «наводит страх и ужас на детей». Скульптуру перенесли в торговый центр, но в ответ художники арт-группы «Творюки» пожаловались президенту. После обращения Екатеринбургского родительского комитета к детскому омбудсмену Павлу Астахову, а того — в прокуратуру Свердловской области издательство «АСТ» решило изъять из продажи и уничтожить тираж книги Валерии Фадеевой «Как взрослеет мое тело», адресованной детям 8—11 лет. Но, говорят, книга сама по себе не то чтобы очень хороша. Да вот еще по соцсетям широко разошлась «новость» авторитетного информагентства FogNews о том, что в Таганрогский суд Ростовской области подано заявление о признании сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» экстремистской, а Николай Сванидзе разразился по ее следам то ли гневной, то ли саркастической колонкой.

Пока книгоиздатели (раз, два) и СМИ учатся жить и работать в новой, маркированной, реальности, блогосфера иронизирует над ее гипотетическими (раз, два) и реальными проявлениями. Выяснилось, например, что фильм Альмодовара «Кожа, в которой я живу» можно показывать младенцам, а просмотр мультфильма «Элвин и бурундуки» разрешен только гражданам, которым уже дозволено покупать алкоголь (фото — из фейсбука Т. Шороховой, «Кинопоиск»). Ограничения по возрасту коснулись и классической музыки. Концерт Монсеррат Кабалье получил рейтинг 16+ — не хочется думать, что это связано с пышными формами 79-летней оперной дивы или с ее совместным альбомом с Фредди Меркьюри в 1988 году. Фестиваль немецкой оперы предназначен для подростков старше 14 лет. Правда, здесь много загадочного: если верить афише, «Тоску» написал Верди, а не Пуччини, и она каким-то образом вдруг из итальянской оперы превратилась в немецкую. Возможно, именно с этим связана возрастная планка: дети, не овладевшие еще навыками критического восприятия действительности по формуле Козьмы Пруткова «если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол — не верь глазам своим», могут принять эти сведения на веру. Литературному вечеру к 120-летию Марины Цветаевой присвоили статус 16+, хотя стихотворения Цветаевой появляются в школьной программе начиная с 6-го класса. Знакомиться с творчеством шведской группы АВВА стоит только после совершеннолетия, а в его ожидании развивать музыкальный вкус детям поможет Тимати. Впрочем, осторожный, что называется, оптимизм внушает то, что Леди Гагу рекомендуется смотреть и слушать с 12-летнего возраста.

Поводы для оптимизма есть и у Роскомнадзора. Во-первых, его глава Александр Жаров не скрывает радости, что «без исключения всеми средствами массовой информации закон был воспринят нормально, маркировка осуществляется». А во-вторых, с 1 ноября его ведомство вместе с МВД и ФСКН займется составлением «черных списков» запрещенных сайтов. Тем временем у контролирующих органов появляются добровольные помощники, возмущенные недостаточно рьяной защитой детей от вредной информации — главным образом почему-то в кинотеатрах. И пока одни лишь пишут гневные твиты, другие строчат письма в газету и Министерство культуры. Этим людям и им сочувствующим посвящается фрагмент музыкальной программы для детей и подростков «100%», которая выходила на канале «ОРТ» в 1999—2002 годах. Пока YouTube не запретили.


Комментарии экспертов

Мария РОГУЛЕВА, главный редактор журнала «Артхроника»

Мы беспокоились за дизайн обложки — это единственная часть нашего журнала, которая фактически подверглась изменениям в связи с новым законом. Наше беспокойство легко понять, прочитав «рекомендации по применению» закона на сайте Роскомнадзора. Во-первых, само слово «рекомендации» — это уже довольно зыбко. Во-вторых, формулировки далеки от точности. Вот, к примеру: «Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе». Только представьте себе размер логотипа на обложке любого журнала! Призвав на помощь здравый смысл и наших юристов, мы постарались интерпретировать рекомендации Роскомнадзора правильным образом. Судя по всему, у наших коллег из других изданий ход мысли был такой же.


Александр ГАВРИЛОВ, руководитель Института книги, книготорговец

Мне представляется, что сам по себе предложенный механизм — решительно бессмысленный. Он основан на ошибочном предположении, что взрослые могут точно знать, как воздействует на детей та или иная информация, что дети запрограммированы на определенную реакцию. Как профессиональный педагог, я знаю, что реакции детей могут быть парадоксальными и малопредсказуемыми. Да и потом — не всякая похвала заставляет подражать: из тех, кто читал Платона, немногие стали гомосексуалистами.

В практической части все еще хуже, чем в теоретической. Книгоиздателей закон нагружает кучей дополнительных расходов — финансовых, людских, умственных. Мы вчера с коллегами обсуждали, что делать. Если строго по закону, мы должны на каждую книгу наклеить наклейку. Я не говорю про «Шерлока Холмса», которому мы должны будем присвоить рейтинг 18+, но ведь мы будем вынуждены поставить на дальнюю полку Ги де Мопассана, отказаться от «Анны Карениной», от «Войны и мира», от Библии — от огромного количества тех книг, которые и должны формировать личность подростка.

Мы будем нарушать этот закон ежедневно, потому что у культуры есть свои законы. Какие бы наклейки от меня ни требовали клеить на книги, я не могу совершить преступление куда более тяжкое — преступление против наших детей и нашего будущего.

новости

ещё