pic-7
Дарья Атлас

Искусство: главное за неделю

Искусство: главное за неделю

Чего нельзя пропустить с 25 февраля по 3 марта (по мнению редакции)


Карл Брюллов в Пушкинском музее, Борис Орлов в Третьяковке, Филипп Паррено в «Гараже», Сейду Кейта в МАММ, «Московские процессы» в Сахаровском центре, новая тематическая экспозиция в ММСИ.


26 февраля, вторник, 10:00
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Волхонка, 12

Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов

© arts-museum.ru

Вполне вероятно, кто-то нежно любит Брюллова — например, за образы сочных итальянок или за искусность и молниеносность исполнения. Гоголь страстно любил его за «красоту», за «верховное изящество», за эффекты и за «море блеска» в картинах: «У Брюллова страсти, чувства, верные, огненные, выражаются в таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения». Еще более вероятно, что кто-то Брюллова сильно не любит — например, за слащавый академизм или декоративность, как, в частности, Тургенев, по мнению которого, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания». Но как бы то ни было, на выставке в ГМИИ будут показаны довольно редкие акварели художника. «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» — это итальянская графика Брюллова, произведения конца 1820-х — начала 1830-х годов, созданные во время его первой поездки в эту европейскую страну. Увиденная художником Италия захватила все его воображение, оставив неизгладимые впечатления и сильно повлияв на творчество Брюллова. Некоторые работы будут продемонстрированы в Москве впервые (в том числе и так называемый Итальянский альбом, до недавнего времени малоизвестный не только широкой публике, но и профессиональным исследователям).
По 12 мая


26 февраля, вторник, 11:00
Jeu de Paume 
1, Place de la Concorde, Париж, Франция

Адриан Пачи. Жизнь в транзитном состоянии

© jeudepaume.org

Адриан Пачи (Adrian Paci, род. 1969) — художник родом из Албании, которому в связи с жестокими беспорядками в 1997 году пришлось бежать из своей страны и укрываться с семьей в Италии. Пачи занимается исследованием экзистенциальных и социальных проблем нашей эпохи, затрагивая в своих видеоработах темы миграции, мобильности, утраты дома и родины, поиска идентичности, глобализации, памяти и ностальгии. По словам художника, основой его фильмов является «факт нахождения на перекрестке, на границе двух отдельных идентичностей». Вдохновляясь злободневными историями, произрастающими из его повседневной жизни, Пачи позволяет им поэтически соскальзывать в ирреальное. В центре его творчества — подход, основанный на принципе «постоянного движения от реальности к метафорическому». На выставке собраны разные работы художника: видео, инсталляции, картины и скульптуры, созданные с 1997 года — момента его переезда в Италию.
По 12 мая


26 февраля, вторник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Александр Панкин. Прибавочный элемент Казимира Малевича и его числовой образ
Во вторник в ГЦСИ открывается однодневная выставка российского художника и члена Союза архитекторов России Александра Панкина (род. 1938), курируемая Виталием Пацюковым. Собственную художественную стратегию Панкин выстраивает посредством обращения к наследию Казимира Малевича. Творчество Панкина основано на поисках цифровой гармонии чисел, расчетах и замерах, исследовании принципов золотого сечения. На выставке состоится встреча с художником, в которой также примут участие сотрудники Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, который является соорганизатором проекта.

 
26 февраля — 3 марта

26 февраля, вторник, 14:00
Пресс-конференция в ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

1—3 марта
Сахаровский центр, Выставочный зал
Ул. Земляной Вал, 57, стр. 6

Московские процессы. Мило Рау и International Institute of Political Murder. Пресс-конференция

Предоставлено организаторами

Макет декорации

Режиссер и основатель Международного института политических убийств Мило Рау представит свой новый театральный проект «Московские процессы». 26 февраля в ГЦСИ состоится пресс-конференция и презентация проекта, в которой примут участие Мило Рау, Леонид Бажанов, Сандра Фримель, Анна Ставицкая, Антон Николаев, Анита Соболева, Ольга Шакина, Михаил Калужский. Сам же театральный проект будет показан в течение трех дней, с 1 по 3 марта, на другой площадке — в Сахаровском центре. Авторы проекта планируют воссоздать историю трех судебных процессов, прошедших в России за последние десять лет: суда над арт-группой Pussy Riot, судов над кураторами и участниками выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006». Все по-настоящему: будут стороны обвинения и защиты, присяжные, слушания и вердикты — в Сахаровском центре будет выстроен судебный зал. По словам Мило Рау, освещение этих трех судебных процессов «в международных СМИ придало им статус иконы. Мы верим, что средствами искусства, театра мы можем попытаться создать поле открытого диалога, который так необходим каждому современному обществу».
Слушания в Сахаровском центре:
1 марта, пятница, 19:00—21:00 — вводная сессия;
2 марта, суббота, 12:00—15:00 — слушание по делу «Осторожно, религия!»;
16:00—19:00 — слушание по делу «Запретное искусство»;
3 марта, воскресенье, 11:00—14:00 — слушание по делу Pussy Riot;
15:00—17:00 — заключительная сессия;
19:00 — чтение вердикта.

 
26, 27 и 28 февраля, вторник—четверг, 19:00—21:00
Приволжский филиал ГЦСИ, Медиатека
Нижегородский кремль, корп. 6, Арсенал, Нижний Новгород

Идеологическое дефиле по мотивам произведения Б. Брехта «Ме-ти. Книга перемен»
В рамках программы «Синтетика» и параллельной программы к выставке «Елка Вальтера Беньямина» художник-концептуалист Вадим Захаров предлагает обратиться к опыту прошлого, чтобы лучше понять настоящее. Причем обращение должно произойти в неожиданной форме идеологического дефиле по книге, а основой ему послужит работа Брехта «Ме-ти. Книга перемен». В этом произведении писатель выстаивает диалоги ряда известных исторических деятелей, таких, как Ленин, Сталин, Гитлер, Троцкий, Маркс, Энгельс, Роза Люксембург, Фейхтвангер, Гегель, сам Брехт, Рут Берлау, причем всем персонажам даны псевдокитайские имена: Ми-энь-ле, Ни-энь, Хи-е, То-цзы, Ка-ме, Э-фу, Са, Фе-ху-ванг, Хе-ле, Кин, Лай-ту. В проекте Захарова эти личности будут возникать из небытия на подиуме, в псевдокитайских одеждах.
Общая концепция, сценарий, постановка, свет: Вадим Захаров, Мария Порудоминская.
Концепция костюмов: Вадим Захаров.
Композитор: Алексей Сысоев (Москва), участвуют ансамбль No-name (Нижний Новгород), перкуссионист Дмитрий Власик (Москва).
В главных ролях: Дмитрий Саврасов (Москва — Нижний Новгород), Игорь Бессчастнов (Санкт-Петербург), Наталья Пшеничникова (Москва—Берлин).
Речевой и вокальный тренинг: Наталья Пшеничникова.
Куратор: Иветта Вечхайзер.

 
27 февраля, среда, 17:00—19:00
Приволжский филиал ГЦСИ, Медиатека
Нижегородский кремль, корп. 6, Арсенал, Нижний Новгород

Вальтер Беньямин и Бертольт Брехт: история одной дружбы. Лекция

© ncca.ru

Дружба двух известнейших немцев, философа Вальтера Беньямина и поэта, прозаика и драматурга Бертольта Брехта, началась в середине 1920-х и продолжалась до самой смерти Беньямина в 1940 году. Встречаясь, они не только обсуждали стихи и пьесы, разговаривали о политике, технике письма и философии истории, но также, например, играли в шахматы. Об истории этой дружбы расскажет глава архива Беньямина и Брехта при Академии художеств Берлина, литературный критик Эрдмунд Вицисла. Лекция будет прочитана на немецком языке с переводом и пройдет в рамках параллельной программы к выставке «Елка Вальтера Беньямина».

 
27 февраля, среда, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Пространство искусства в популярной прессе: анализы примеров. Лекция Марии Москвичевой
Вторая лекция курса «Пространство искусства в популярной прессе» журналиста, историка и культуролога Марии Москвичевой, известной также как арт-обозреватель газеты «Московский комсомолец». Курс посвящен особенностям описания и объяснения искусства неподготовленному зрителю. На этой лекции Мария Москвичева объяснит особенности разговора об искусстве в популярной прессе на основе анализа конкретных примеров.
Стоимость лекции — 100 рублей. Для льготных категорий — 50 рублей.

 
27 февраля, среда, 19:00
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, 16

В среду в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии-2013» в московском Мультимедиа Арт Музее открывается сразу две выставки.

Сейду Кейта. Из коллекции Жана Пигоцци

© mamm-mdf.ru

Завораживающие портреты жителей Республики Мали, сделанные в конце 1940-х — начале 1960-х всемирно известным африканским фотографом-самоучкой Сейду Кейта (Seydou Keïta, 1921—2001). Всю жизнь он снимал людей родного города Бамако, но заметили и стали активно выставлять его в то время, когда семидесятилетний фотограф уже вышел на пенсию. Представленные работы находятся в коллекции Жана Пигоцци.
По 5 мая

Валери Белен. Иллюзия жизни

© mamm-mdf.ru

Декоративно-орнаментальные снимки, сделанные француженкой Валери Белен. Вне зависимости от того, что она снимает — живое или неживое, лица, фрукты, манекены, машины, товары, людей, — все выходит в равной мере безжизненным и застывшим. Но сохраняется ощущение, что умирает или застывает все это в самый подходящий момент. В день открытия в 16:00 состоится мастер-класс фотографа.
По 31 марта

 
27 февраля, среда, 21:00
Гоголь-центр 
Ул. Казакова, 8

Герман Виноградов. Гоголь-музыка. Авангардная мистерия

© Камилла Любарт

Если вдруг кто-то устал от приятной обыденности, художник и перформансист Герман Виноградов готов внести всего за 300 рублей немного разнообразия в вашу жизнь и превратить обыкновенный будничный вечер в нечто таинственное и мистически-сакральное. В программе: исполнение восьми частей ветхозаветных Песен Соломона, музыка, пластические импровизации Камиллы Любарт, а также, как сообщают организаторы, «медитативные волны, цветы и иероглифы видеоарта Андрея Колосова». В общем, вполне в духе Германа Виноградова.
Билеты тут.


27 февраля, среда, 19:00
Экспериментальная площадка КИСИ при культурном центре «Типография»
Ул. Рашпилевская, 106, Краснодар

WhiteBalance. Кубанский трип

© КИСИ

Повествование в этом проекте выстраивается вокруг мифа о патриотизме, тонких чувств глубоко житейской ностальгии и сокровенного патриотизма, а также идеального образа малой родины. Главным героем является «простой парень», Кубанский Ковбой, одержимый своей привязанностью к корням, бесконечно бродящий по Краснодарскому краю в поисках идентичности. Из пресс-релиза можно сделать вывод, что этот проект одновременно «work in progress, документация реальности, партизанинг, искусство реальных пацанов, коллективные действия ребят из пгт Ильский станицы Северская». Авторы проекта — группа WhiteBalance, объединение художников, музыкантов и сценаристов из Москвы, Краснодара и Ильского, занимающихся, по их собственным словам, исследованием современных и древних мифологий, а также изучением эстетики повседневности. Зрителя ждут инсталляции, скульптуры, видео, а также музыкальный перформанс «Шаманский шансон».
По 10 марта

 
28 февраля, четверг, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Гуманная резиньяция и советская эстетика. Часть I. Лекция Кети Чухров

© ncca.ru

Лекция посвящена исследованию эпистемологических различий между эстетическими позициями западных философов 1960—70-х годов и философов советских, таких, как М. Лифшиц, Э. Ильенков и Ю. Давыдов. Раскроет эту тему Кети Чухров — философ, поэт, теоретик культуры, кандидат филологических наук, доцент кафедры всеобщей истории искусства РГГУ, член редакционного совета «Художественного журнала». В этот четверг состоится первая лекция, продолжение рассказа Чухров о «гуманной резиньяции и советской эстетике» будет в марте.

 
28 февраля, четверг, 19:00
ММСИ
Ул. Петровка, 25

Сны для тех, кто бодрствует. Пятая тематическая экспозиция ММСИ

© mmoma.ru

Борис Смелов. Без названия. 1982

Пятая тематическая экспозиция ММСИ «Сны для тех, кто бодрствует», название которой отсылает нас к платоновскому диалогу «Софист», посвящена закономерностям зрительного и зрительского восприятия. Выставка является очередной попыткой рефлексии на вечные вопросы о возможностях передачи идей, особенностях взгляда на реальность и ее отражения, противоречиях оппозиции «истинного» и «фантомного» образов, законах отображения и построения реальности в произведениях искусства. При этом художественные произведения будут представлены в сопровождении специальных экспонатов: оптических приспособлений, научных изображений и артефактов. Иными словами, этот проект — художественно-кураторское исследование с налетом научности на довольно обтекаемую тему, что обусловлено необходимостью найти общий знаменатель у большого числа самых разных, порой, казалось бы, несовместимых художников, соседствующих в имеющейся музейной коллекции.
Кураторы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян.
Архитекторы: Сергей Ситар, Алексей Кононенко.
Участники: АЕС+Ф, Никита Алексеев, Сергей Братков, Олег Васильев, Франциско Инфанте, Илья Кабаков, Алексей Каллима, Георгий Кизевальтер, Елена Ковылина, Вячеслав Колейчук, Александр Лабас, Игорь Макаревич, Рауф Мамедов, Владислав Мамышев-Монро, Таус Махачева, Ирина Нахова, Дмитрий Пригов, Георгий Пузенков, Александр Родченко, Айдан Салахова, Леонид Соков, Ростан Тавасиев, Дмитрий Цветков, Иван Чуйков, Юрий Шабельников, Сергей Шутов. Экспозицию дополнят работы приглашенных авторов: Татьяны Ахметгалиевой, Марины Беловой и Алексея Политова, Ларисы Звездочетовой, Таисии Коротковой, группы «МишМаш», Хаима Сокола и других.
Партнеры проекта: Государственный Дарвиновский музей, Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова и другие институции.
По 29 сентября

 
28 февраля, четверг, 19:00
ММСИ
Ул. Петровка, 25

Экспансия предмета. Специальный выставочный проект ММСИ

© mmoma.ru

Бурлюк Д.Д. Революция. 1917

Начало XX века легитимизировало смешение обособленной области искусства с предметно-вещевым миром реальности — стали появляться коллажи, ассамбляжи, реди-мейды. Художники стали все активнее втаскивать элементы повседневности в свои произведения. Подобные изменения в понимании искусства и стали темой специального выставочного проекта ММСИ «Экспансия предмета», посвященного трансформациям бытования предмета в изобразительном искусстве
Кураторы: Людмила Андреева, Борис Михайлов, Ольга Турчина.
Архитекторы: студия MASSTAM, Борис Михайлов, Надежда Борзенкова, Игорь Гуськов.
Участники: Владимир Издебский, Давид Бурлюк, Борис Турецкий, Оскар Рабин, Елена Берг, Борис Орлов, Анатолий Брусиловский, Борис Смертин, Игорь Макаревич, Виталий Пушницкий, Борис Михайлов, Андрей Дюков, Анна Желудь, Анатолий Осмоловский, Вячеслав Колейчук, Константин Звездочетов, Иван Чуйков, Александр Соколов, Иван Лунгин, Вадим Воинов.
По 29 сентября

 
1 марта, пятница, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Дханя Пило aka VJ Decoy. Сделано в Индии. Видеопоказ, встреча с художником

© dhanyapilo.com

В рамках вечерней встречи в ГЦСИ индийская видеохудожница и видеожокей Дханя Пило покажет свои проекты. Ее работы — это соединение визуальных кодов поп-арта, элементов индийской танцевальной культуры, искусства «новых медиа», документальной реальности и ее интенсивной компьютерной обработки. Будут представлены шесть различных работ художницы: фильм «Dudro», видео «36khz» и «Hoverloupe», проекты «The Zebra» и «Wasserkraft», а также онлайн-перформанс с Aether 9 Collective. Также запланировано обсуждение основных тенденций видеоискусства Индии.

 
1 марта, пятница, 10:00
ГТГ
Ул. Крымский Вал, 10, зал спецпроектов № 38

Спецпроект. Борис Орлов. Фантомные боли

© tretyakovgallery.ru

Новый проект звезды соц-арта Бориса Орлова, организованный Третьяковской галереей совместно с Культурным фондом «АртХроника», посвящен уже привычным для художника темам: гибель советской империи, безжалостное время, утрата общественной памяти об ушедшей эпохе. Фантомные боли, мучения от которых запечатлены в названии выставки, обусловлены тем, что художник ощущает связь времен, разорванную в момент исторического перелома. Проект состоит из двух частей: «Безжалостный Хронос» и «Опыты реставрации». В первой, по словам организаторов, художник «демонстрирует, как Память сопротивляется Хроносу, с которым у Б. Орлова ассоциируется prima materia (первичная материя), визуализирующаяся в виде растительного орнамента, неизменного в течение веков». Вторая часть посвящена стремлению осмыслить современное понимание героизма и сакральности власти. Экспозиция включает 23 произведения, среди которых скульптурные и живописные объекты, настенные рельефы.
По 23 июня


1 марта, пятница, 18:00
Галерея ВХУТЕМАС
Ул. Рождественка, 11

Андрей Туканов. Выставка живописи

© andreytukanov.ru

Андрей Туканов — один из учеников известного представителя «неофициального искусства» Владимира Вейсберга. И, по словам организаторов, «один из талантливейших». Его живописные работы очень легко принять за абстракции, но нас предупреждают, что это было бы ошибкой. На самом деле эти разноцветные живописные поверхности являются результатом пространственных теорий художника, направленных на передачу окружающего мира в форме, максимально близкой к тому, как мир является глазу. Как пишет Лиза Плавинская: «В результате многолетних исследований художник пришел к идее, что пространство картины должно быть расчленено и организовано заново, соответственно движению глаза по пространству».
Куратор: Елена Овсянникова.
По 14 марта

 
1 марта, пятница, 19:00
Random Gallery
Ул. Поварская, 20, вход со двора 18-го дома, под вывеску «театр “Открытая сцена”, служебный вход»

Что находится за этим занавесом?
Про выставку студентов и выпускников Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко в просторных апартаментах с лепниной на Поварской улице организаторы говорят словами Лори Андерсон: «It was a large room. Full of people. All kinds. And they had all arrived at the same building at more or less the same time. And they were all free. And they were all asking themselves the same question: What is behind that curtain? You were born. And so you're free. So happy birthday». Также известны имена куратора (Кирилл Преображенский) и участников: Наталья Табакова, Никита Шохов, Татьяна Ильина, Илья Батраков, Александра Мамаева, Ник Дегтярев, Надя Дегтярева, Елена Артеменко, Андрей Головин, Надя Гришина, Илья Коробков, Настя Кузьмина, Саша Пирогова, Альберт Солдатов, Ирина Цыханская, Саяна Монгуш, Андрей Режет, Алина Клейтман, Женя Демина и Михаил Максимов.
По 20 марта

 
2 марта, суббота, 11:00
ЦСК «Гараж»
Ул. Крымский Вал, 9, стр. 45, Парк Горького

Филипп Паррено

Courtesy: Pilar Corrias Gallery © garageccc.com

Филипп Паррено. Мэрилин. 2012. Кадр из фильма.

Выставка известнейшего художника вполне в духе «Гаража». Француз Филипп Паррено (Philippe Parreno, род. 1964) при кураторской поддержке Ханса-Ульриха Обриста развернет в «Гараже» театр ощущений и образов, срежиссирует зрительно-звуковой экспириенс, управляя как передвижениями зрителя, так, в определенной мере, и его чувствами и мыслями. Частью этого проекта станет вращающаяся инсталляция-трибуна, которая, «по задумке художника, даст зрителю возможность войти во взаимодействие с видеоработами». На этой первой в России персональной выставке Паррено будут представлены две недавние работы художника: «Мэрилин» (2012) и «Зоны, пригодные для постоянного обитания» (C.H.Z., 2011). В течение просмотра фильма «Мэрилин», по задумке, можно будет ощутить незримое присутствие Мэрилин Монро. Ее призрак моделируется на основе трех алгоритмов: «камера становится ее глазами, компьютер реконструирует звук ее голоса, а робот воссоздает почерк». По окончании просмотра этого фильма вращающаяся трибуна направит внимание зрителя на второй фильм. Аббревиатура C.H.Z. — астро-биологический термин, означающий «зоны, пригодные для постоянного обитания», и использующийся для описания планет, условия которых пригодны для развития жизни. Непрерывно наблюдая за черным садом и слушая звуки, доносящиеся из земных недр этого ландшафта, ведомый художником взгляд зрителя будет направлен на созерцание «непрестанно расширяющегося и сужающегося пространства».
По 4 апреля


Адрес для пресс-материалов — art@colta.ru. Информация, поступившая позднее четверга предыдущей недели, может не попасть в эту рубрику. Редакция оставляет за собой право публиковать или не публиковать присланные материалы.

Предыдущий материал «Оскар» против Истории
Следующий материал Nine Inch Nails возвращаются

новости

ещё