pic-7
Денис Бояринов

Уве Шмидт: «Настало время вернуть месседж в электронную музыку»

Уве Шмидт: «Настало время вернуть месседж в электронную музыку»

Немецкий электронный музыкант, известный под псевдонимами Atom™ и Senor Coconut, об империалистском попе, унылой электронике и Depeche Mode


Из множества личин Уве Шмидта наиболее известен, пожалуй, мариачи с маракасами по имени Сеньор Кокос. В конце 1990-х под псевдонимом Senor Coconut Шмидт выпустил несколько пластинок латиноамериканского кавер-бэнда, который переигрывал знаменитые песни Kraftwerk, Yellow Magic Orchestra и даже Deep Purple c The Doors в ритмах ча-ча-ча и кумбии. Переделки Senor Coconut получили такое широкое распространение, разойдясь в сборниках легкой музыки, что до сих пор звучат в московских ресторанах. Мерно жующая под них публика и не догадывается, что автор этих веселеньких композиций, проживающий в Сантьяго немец Уве Шмидт, — один из интереснейших продюсеров современности, автор сотен пластинок с футуристичной электронной музыкой, выходившей под самыми странными никами (например, Urban Primitivism или Fonosandwich), а этот забавный оркестр, услаждающий их слух, во-первых, полностью виртуален, во-вторых — шутка с подтекстом. Несколько лет назад Уве Шмидт перестал плодить виртуальные личности и стал выпускать музыку только под ником Atom™ — разную, но неизменно интересную и умную. Пару месяцев назад вышел его новый альбом «HD», на котором Уве Шмидт, можно сказать, впервые за много лет взялся за песенный формат, пригласив вокалистов. Бывший барабанщик Шмидт, помимо того что в совершенстве владеет синтезаторами, драм-машинами и ProTools, — сам себе графический дизайнер и сам себе видеохудожник, а также умело придумывает оригинальные концепции под свои альбомы и не прочь пофилософствовать. Пользуясь тем, что продюсера привозят в Россию на фестиваль «Ночь новых медиа», ДЕНИС БОЯРИНОВ списался с ним и выяснил, что от латиноамериканской музыки тот до смерти устал.

© AtomTM

— Ключевой трек на вашем новом альбоме — «Stop (Imperialist Pop)» — содержит строчку «Gaga Gomez Timberlake give us a fucking break» («Гага Гомес Тимберлейк — дайте нам передохнуть»). Вы правда не любите Леди Гагу и Тимберлейка или это сказано для рифмы?

— Имена, которые звучат в треке, можно воспринимать как пустые поля. Впишите туда любого другого артиста, исполняющего империалистский поп. Эти, разумеется, просто рифмовались хорошо. Честно говоря, по поводу их музыки у меня нет никакого определенного мнения, кроме Леди Гаги, которая, на мой взгляд, плохой артист и музыкант.

«Stop (Imperialist Pop)»

— Мне казалось, что вы любите поп-музыку. Когда-то вы выпустили пластинку «Pop Artificielle» с изумительными кавер-версиями песен Донована, Джеймса Брауна и Принса. Джеймс Браун и Принс — это не империалистский поп?

— Для меня было важно в первую очередь сделать заявление. Хотя в социологическом и философском значении оно может показаться не до конца связным. Вы сравниваете две пластинки, которые разделяет больше десятилетия: «Pop Artificielle» был выпущен в 1999-м, а «HD» — в 2013-м. Эти альбомы возникли из разных идей, в разное время и, я бы даже сказал, были записаны разными людьми. Сравнивать их бессмысленно, тем более из логической посылки, что одна и та же персона не может сама себе противоречить, с которой я абсолютно не согласен. Вообще-то мне очень нравятся противоречия, несогласия и все, что с этим связано, — потому что это значит, что есть «трение». А «трение» значит, что есть движение. Конечно, между «Pop Artificielle» и «HD» есть кое-что общее, хоть они и абсолютно разные. Многие месседжи на «HD» сформулированы нарочито «круто» — со всей осознанностью рисков, которые несет с собой эта «крутость». Мне показалось, что настало время вернуть месседж в электронную музыку, потому что электроника превратилась в унылое музыкальное направление, в котором все такое умненькое, сложное и милое: текстура звука, структура, разные техники — и ничего кроме. Я вообще скучаю по «трению» — противоречиям и людям, осмеливающимся делать заявления.

Кроме того, да — я люблю некоторую музыку, которую когда-то называли «поп», и в то же время считаю: то, что сегодня называется «поп», — это что-то совсем другое.

Электроника превратилась в унылое музыкальное направление, в котором все такое умненькое, сложное и милое.

— Обложка альбома «HD» напомнила мне крафтверковский «Die Mensch-Maschine», равно как и музыка. Я где-то читал, что, по вашим словам, музыка Kraftwerk не имела на вас особенного влияния, что довольно удивительно слышать от электронного музыканта, тем более немецкого. И что даже первые песни проекта Senor Coconut возникли строго из-за концептуального желания столкнуть друг с другом типично латиноамериканскую и типично немецкую музыку, а вовсе не от любви к песням Kraftwerk.

— Дело обстоит немного иначе. Когда я начинал заниматься электронной музыкой, Kraftwerk уже не были популярными и довольно давно не выпускали ничего нового. Я интересовался очень разными стилями электронной музыки, и для меня тогда Kraftwerk были где-то на периферии. Конечно, я знал их музыку, но долгое время не считал их важными лично для себя. Долго-долго, пока не осознал, насколько глубоко их музыка растворена в моем подсознании. Также я понял, что мое понимание музыки совпадает с их, поэтому цитирование и ссылки на Kraftwerk — это вполне естественно и органично.

— Под псевдонимом Senor Coconut вы также выпускали альбом кавер-версий Yellow Magic Orchestra, так называемых японских Kraftwerk. Это было по любви или тоже концепта ради? Кто для вас важнее — Kraftwerk или YMO?

— Забавно, что YMO сыграли бóльшую роль для меня, чем Kraftwerk, во времена, когда я только стал открывать для себя электронную музыку, — в начале 1980-х. По странному стечению обстоятельств большинство моих друзей были поклонниками YMO, и потому у меня была тонна кассет с японским электропопом. Что мне всегда нравилось в японской поп-музыке, у нее никогда не было «плотности» — депрессивного вайба, который исходил от всей европейской электроники конца 1980-х. Японская музыка была куда более позитивна и на ступень более сложна, что меня тогда и привлекало. Так что Yellow Magic Orchestra — это любовь навсегда.

Senor Coconut — «Yellow Fever!»

— Ваши друзья и коллеги Diamond Version накануне вашего совместного выступления на фестивале в Никола-Ленивце играют на разогреве московского концерта Depeche Mode. Depeche Mode — это ведь тоже империалистский поп. Вы бы согласились сыграть на их концерте? И как вам понравился их последний альбом «Delta Machine», для записи которого они использовали редкие модульные синтезаторы?

— Вообще я очень люблю Depeche Mode. Последний альбом я не слышал, поскольку полагаю, что все, что они выпускают последнее десятилетие, очень непривлекательно, увы. И не важно, какие синтезаторы были использованы. Но я их уважаю.

На разогреве у них я бы выступать не стал. Несмотря на то что DM — великолепная группа и, я думаю, приятные люди в общении, мне кажется, что выступать перед ними было бы неправильно в символическом смысле. Неправильный «месседж». То, что они пригласили Diamond Version выступать перед ними, много говорит о DM. Это рискованное сочетание.

— В статье на Wikipedia вы провозглашены отцом «электролатино, электрогоспела и эйситона — кислотного реггитона». Мне кажется, что вас можно назвать отцом еще десятка стилей — у вас есть любимые дети? Кстати, следите ли вы за тем, что происходит нового в латиноамериканской музыке?

— Что касается статьи на Wikipedia — конечно, есть парочка стилей, к формированию которых я приложил руку, но мне, говоря исторически, не важно, насколько хорошо отражен мой труд, вклад и все такое. Тем более в интернете, который я считаю... пустоватым. Вся эта возня вокруг стилей — это что-то «очень из 2000-х», как говорится. Я отказался от всех своих псевдонимов, кроме одного, а к игре со стилями давно потерял интерес. Для меня все это — теперь лишь факт моей биографии, ступень в личном развитии. И как следствие этого развития — я потерял всякий интерес к нынешней ситуации в музыкальных стилях. Так же как и к латиноамериканской музыке — она мне до смерти надоела.

То, что сегодня называется «поп», — это что-то совсем другое.

— Вы очень плодовитый автор — ваша дискография насчитывает больше 100 релизов. В ней немудрено запутаться, тем более что вы когда-то, как специально для этого, плодили псевдонимы. Могли бы вы сами порекомендовать несколько своих альбомов, которые можно назвать недооцененными — они менее известны, чем того заслуживают?

— Последние пару лет я потратил на то, чтобы навести порядок в своей дискографии. Я собрал все свои записи вместе, и теперь они хранятся на одном жестком диске. Теперь она упорядочена, каталогизирована и доступна онлайн, так что больше нет никакой путаницы!

Следует добавить, что все мои записи скоро будут ремастированы, реструктурированы и доступны для полного скачивания. Правда, из-за объемов это может случиться еще не скоро. Так что я теперь совсем не единственный «судья» своим альбомам, который может решать, какие из них «лучшие», а какие просто хорошие.

Тем не менее вот моя пятерка «менее известных» релизов:

«Binary Amplified Super Stereo — BASS» (1995);
«Schnittstelle» (1998);
«DOS Tracks — : )» (1999);
«Flanger — Spirituals» (2005);
«Atom™ — Muster» (2009).

— Каким оборудованием вы пользуетесь в студии и как будете играть «HD» живьем?

— Моя студия представляет собой соединение аналогового и цифрового оборудования. В ней небольшое количество синтезаторов, драм-машин, эквалайзеров, динамических процессоров и hi-end-усилителей. Редактирование и микширование я полностью делаю в ProTools. Я не пользуюсь ничем особенным, зато это весьма определенное оборудование. Я отказался от всех лишних устройств в пользу тех, поведение и характер которых как следует изучил за многие годы практики. Лайв-версия «HD» походит на мой предыдущий лайв «AV». Основная идея в том, что я играю аудио и видео в реальном времени. Для этих целей я подготовил огромное количество видео и сделал его воспроизводимым. Материал с альбома «HD» будет сведен с другими треками, часть из которых взята из предыдущего лайва «AV», часть специально сделана для выступления.


Второй фестиваль «Ночь новых медиа» состоится 22 июня в Никола-Ленивце (Калужская область) 

новости

ещё