Наталья Югринова

20 новых «наших» альбомов: май

20 новых «наших» альбомов: май

Дайджест примечательной музыки за месяц: «Океан Ельзи», Mitchell, Tesla Boy, Chikiss, «Лемондэй», Xi Zhuang, Ishome, МакSим и другие

© Colta.ru

1.
МакSим
«Другая реальность»
Gala Records

К четвертому альбому популярная певица МакSим ожидаемо повзрослела, успокоилась и разродилась какой-то очень будничной записью — с аккуратной электронной подложкой, усталыми текстами и общим ощущением того, что былой накал страстей вдвое выкрутили в сторону уменьшения. Выражаясь метафорами другой популярной певицы Земфиры, она больше не задыхается от нежности, но пытается жить в твоей голове. Сравнение, кстати, всплывает не случайно: в «Ты говоришь» и «Я буду ждать» МакSим как будто примеряет на себя интонации старшей коллеги. И зря — иногда хочется, чтобы школьницы, как котята, никогда не вырастали.

Зачем слушать. Как достойный повод распрощаться с детством, если вы в нем тоже задержались.

Альбом на iTunes

 
2.
Tesla Boy
«The Universe Made of Darkness»
Gorby Raegan

Едва ли не в каждом интервью лидер группы Tesla Boy Антон Севидов уточняет, что всю жизнь прожил в другом, чуждом русскому уху музыкальном континууме — потому предъявлять ему претензии за прозападность песен глупо и бесполезно. В нехватке идей тоже не упрекнешь: любимый диско-поп с реверансами Daft Punk и Chic он от трека к треку переизобретает по-новому. К профессионализму Севидова придираться невозможно: звук на втором лонгплее гладко отполирован, чисто выбрит и разве что не надушен одеколоном. Так что остается, пожалуй, занудствовать о том, что при всех этих плюсах пресловутой «божьей искры» в песнях Tesla Boy нет; впрочем, поиск ее, как известно, — это обычная вкусовщина.

Зачем слушать. Если вы ищете музыку на экспорт.

 
3.
«Лемондэй»
«Фаворит»

C дуэтом «Лемондэй», ради которого пришлось выдумать термин «антигруша», за несколько лет произошли все возможные перемены. Он несколько раз распадался и собирался снова, дважды прирастал барабанщиком, переехал из Красноярска в Петербург, пересочинил и перезаписал свои песни и выпустил наконец дебютный альбом. А главное, ушел от пубертатных песен под гитару с придурью в сторону стылого постпанка и нью-вейва. Так что теперь, когда девушки играют по канонам Bauhaus и Siouxie and The Banshees, призывы вроде «Ксюша, не валяй дурака, найди мужика» тянут не на шутку, а на манифест поколения. Примерно то же самое, если помните, параллельно случилось с единомышленником «Лемондэй» Арсением Морозовым (Sonic Death); девушки, что примечательно, преобразились ярче.

Зачем слушать. Чтобы выучить все песни до ближайшего концерта — на «Лемондэй» лучше всего смотреть вживую.

 
4.
«Океан Ельзи»
«Земля»
Никитин

В какой-то момент начало казаться, что до своего двадцатилетия «Океан Ельзи» так и не доживет: Святослав Вакарчук ударился в сольное творчество и даже организовал тур с новой группой «Брюссель», где играли Сергей Бабкин и Дмитрий «Pianoбой» Шуров. Вышло же наоборот. После «Земли» украинцев можно окончательно записывать в ветераны рок-сцены — причем здесь это комплимент. Пластинке очень здорово подходит название: это плотный, жирный, черноземный поп-рок с хрипатыми боевиками и развесистыми балладами — не тот, в котором можно встретить что-то новое, но тот, на который можно твердо опираться обеими ногами.

Зачем слушать. Хотя бы подивиться звуку, который «Океану Ельзи» делал продюсер Кен Нельсон, работавший с Snow Patrol и Coldplay.

 
5.
Ishome
«Confession»
Fuselab

Российскую битс-сцену лихорадит то повальным шумовым эмбиентом, то вычурным глитч-хопом. Уроженка Краснодара Мирабелла Кирьянова, засветившаяся на прошлогоднем «Стереолете» и сербском EXIT, если не переломит тренд, то хотя бы создаст гармонию. Под ее крылом уживается все, что должен любить поклонник модного баса: глухой и густой гэридж, сухопарое техно, разреженный постдабстеп, запитченный вокал — неудивительно, если к Ishome привяжется эпитет «русский Burial в юбке».

Зачем слушать. Если вы — русская Мэри Энн Хоббс.

 
6.
Xuman
«49 Nymphomaniacs» EP
Xuman Records

Выпустив первый альбом и немножко покатавшись с ним по городам, певец и диджей Александр Хьюман как будто забросил творчество и с головой ушел в культуртрегерскую деятельность: он руководит студией звукозаписи, где пишутся близкие по виду и духу, но чуть более популярные On-the-Go. Оказалось, это была лишь пауза. Новые песни Xuman отчаянно похожи на старые: это все тот же достающий до небес фальцет, мягкотелый поп-рок без хуков и северная зябь по следам Mew и Tears for Fears в аранжировках.

Зачем слушать. Если новый альбом Tesla Boy уже доиграл, а вечеринка еще продолжается.

 
7.
Chikiss
«Ничего не бойся»

О метаморфозе певицы Гали Чикис, забросившей гитары и фортепиано ради стареньких синтезаторов, хочется говорить только в нежных интонациях: кажется, в нынешнем вязком, отстраненном, туманном звуке она действительно нашла себя. И, что главное, не растеряла найденное раньше: среди экспериментов с псевдокассетной музыкой в духе лейбла 100% Silk встречаются милые девичьи песни с обостренным чувством прекрасного — то ли как у Инги Коупленд, то ли как у Майи Кристалинской.

Зачем слушать. Если не ради песен Гали, то ради песен ее друзей — на альбоме есть каверы на «СБПЧ» и омского двойника Sonic Death под названием Arm Author.

 
8.
Mitchell
«Полиэтилен»

На всякий протест, как известно, есть контрпротест. Озлобленный украинский бард Дэн Митчелл под копеечный бит витиевато рассказывает о том, как не любит хипстеров и современное искусство, — и попутно заставляет гитару страдать форменным Мадди Уотерсом. Интонации Михаила Феничева и Васи Васина ложатся на реликтовый блюз на удивление ладно; еще больше удивления вызывает тот факт, что песни эти довольно крепко заседают в голове.

Зачем слушать. Чтобы научиться брюзжать технично.

 
9.
Vinyl Sluts
«Don't Abuse Your Heart»

Петербуржцы Vinyl Sluts сочиняют ударные хиты для ретро-дискотек, скверно поют по-английски и фотографируются в красных колпаках, как группа Devo. Впрочем, если выбить из музыкантов всю наносную чепуху, выясняется, что в них есть и талант, и старание: так скрупулезно воссозданием канонического синт-вейва в России занимались разве что в начале 90-х.

Зачем слушать. В нагрузку к новому альбому Daft Punk.

 
10.
Петр Налич
«Песни о любви и родине»
Tukan Records / Мистерия звука

Проект «Петр Налич изображает Суфьяна Стивенса» в действии. Не уместившись в эстрадную форму и выдуманный им же жанр «веселые бабури», герой вирусных роликов замахнулся на большие романсы и тяжеловесные оркестрованные арии. И, как легко представить, удачно: лирический тенор Налича и его композиторские амбиции еще со времен «Гитар, гитар» жаждали бархатных занавесов, картонных декораций и театральных страстей.

Зачем слушать. В надежде на то, что поклонники Налича с его подачи возьмутся за Верди и Римского-Корсакова. Ну или хотя бы за Стивенса.

Слушать и скачать альбом по официальной ссылке

 
11.
Андрей Самсонов & Laska Omnia
«Incredible»
Яндекс.Музыка

Продюсер Андрей Самсонов, приложивший руку к половине российской поп-, рок- и world-музыки последней десятилетки (в частности, к последнему альбому Земфиры), закончил наконец долгострой, который записывал с начала нулевых. Мук творчества на альбоме почти не слышно: это живая, броская, очень напевная запись с умеренной патетикой и зашедшим на чай Марком Алмондом у микрофона.

Зачем слушать. Потому что Самсонов — Фил Спектор наших широт.

 
12.
«Иллинойз»
«Для никого»
Kroogi.com

Больше всего нижегородцы «Иллинойз» напоминают диковинный гибрид «Детей Пикассо» и «Кубикмагги» — у первых они заимствовали крикливую эпатажность, у вторых набрались авангардной зауми. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо то, что музыканты не боятся экспериментов со сложным жанром и сочиняют песни глубокой мысли и широкой души. Плохо, что жанр этот никогда не будет собирать в России полные залы.

Зачем слушать. Все равно от Гаи Арутюнян и Ксении Федоровой новостей нет.

 
13.
Xi Zhuang
«Pillow Talk»

Москвич Федор Веткалов несколько лет назад засветился в концертной программе проекта «Ежи и Петруччо», рассказывавшего психоделические сказки под вкрадчивый аккомпанемент. С тех пор любовь к аккуратным инструменталам он делит со страстью к живым синтезаторам. Получается этакий Solar X с поправкой на пятнадцать лет: бал тут правят тонкокостный IDM, легконогое электро и прочие танцы для ума.

Зачем слушать. Xi Zhuang протежирует Александр Зайцев («Елочные игрушки»), а это вполне себе знак качества.

 
14.
Ассаи
«Задеть за мертвое»
Союз

Петербуржец Ассаи — из той части рэпа, в которой с помощью многоэтажных метафор и туманных мелодий говорят об очень простых вещах. К четвертому альбому понимаешь, что это не напускная мина, а вполне себе художественный метод: деликатный бас и воздушные женские голоса заставляют вспомнить продюсера Clams Casino, а Иван Дорн, напевающий простенькие строчки про реку, выглядит в таком контексте как минимум далай-ламой.

Зачем слушать. Рекомендуется гуманитариям — рэп филологический и философский в наших краях явление пока еще редкое.

 
15.
Анна Пингина
«Ахимса»
Kroogi.com

Анна Пингина сделала карьеру в российских адаптациях мюзиклов вроде «Нотр-Дам де Пари», и этот факт ее вполне характеризует. В наличии амбиции большой актрисы, голос, которым можно поднимать волны, и поразительная уверенность в том, что все самое интересное в русской музыке случилось в эфире «Нашего радио» в начале нулевых. Судя по записям с концертов, Пингина с ее любовью к эзотерике могла бы стать нашей Наташей Хан (Bat for Lashes), а то и Кейт Буш — но скромная роль очередной Хелависы ей явно больше по душе.

Зачем слушать. Если из всех летних фестивалей вы решили ехать на «Дикую мяту».

 
16.
DOK
«Be Water»
ThankYou.ru

Саксофоны, дискредитированные в начале нулевых доживавшими свое эйсид-джазовыми проектами Red Snapper и Masfel, в десятых реабилитировали софт-рокеры Destroyer и Rhye. Киевская группа DOK застряла где-то посередине между первыми и вторыми: духовые тут отвечают за простые, внятные мелодии, которым в джазовом сумбуре внезапно ломают хребет.

Зачем слушать. Иногда Кэнди Далфер кажется слишком слащавой, а на Джона Колтрейна не хватает духу.

Слушать и скачать альбом на ThankYou.ru

 
17.
Do-Re-Mi Orchestra
«Do-Re-Mi Part II (Summer)»
Kroogi.com

Питерский оркестрик под управлением Мити Гольцмана, успевшего переиграть чуть ли не во всех группах культурной столицы, включая «СБПЧ Оркестр», мог бы неплохо зарабатывать каверами на Рамина Джавади в переходах. Свои вещи, собранные во вторую часть дебютного альбома (первая вышла еще в декабре), у него слишком бледноваты: это камерные, игрушечные, трепетные пьески с оглядкой на раннего Яна Тирсена и каких-нибудь Detektivbyrån — робкие и очень уж неприметные.

Зачем слушать. Разве что ради техники: играет ансамбль вполне прилично.

 
18.
MAYГLEY
«Стикс»

Новобранцев последней «Электромеханики» — дуэт, название которого читается как «Маугли», — удобнее всего записать в модный лагерь постнью-эйджа. Они звучат ровным счетом так, как звучали бы Deep Forest и Vangelis в условиях ядерной зимы: белый шум, морок, мрак, гипнотические ритмы, религиозное оцепенение. Только все это с важной поправкой на русский язык. С ним петербуржцев Яну и Антона слушать куда интереснее, чем случайных артистов с лейбла Tri Angle.

Зачем слушать: У MAYГLEY кроме атмосферы есть еще какая-то правильная повествовательность в песнях — они не просто кружат голову, но еще и что-то вкладывают в нее.

 
19.
Cao Sao Vang
«Inna De Concrete Janhl»
Shufflebrain

Человека, который взял псевдоним в честь бальзама «Звездочка», вроде бы зовут Евгений, и живет он вроде бы в Петербурге. Распространяться о себе Cao Sao Vang не любит, предпочитая давать слово музыке, а ей явно есть что сказать. Это цветистый электронный хип-хоп, в котором, как в огромном котле, варится все, что плохо лежит: брейкбит, синтезаторное спейс-диско, племенная азиатская музыка, маримба и бас, сердито гудящий шмелем.

Зачем слушать. Большая космополитичная запись, которая и вправду ложится на душу бальзамом.


20.
Bajinda Behind the Enemy Lines
«Pučina»

Лет шесть назад самарская группа держалась в первых рядах условной «надежды русской музыки»: окучивала фестивали, выдавала хлесткие синглы, имела не армию, но полк поклонников. Пертурбации в составе и звуке, случившиеся с тех пор, не пошли ей на пользу. Хотя играет BBTEL все тот же азартный мэдчестер, к которому пришла еще на первом альбоме, огонь из него куда-то улетучился. Для фестивалей группа, конечно, еще годится, но не удивимся, если в расписании ее будут ставить исключительно в первую половину дня.

Зачем слушать. Чтобы не забывать, что надежды часто имеют свойство себя не оправдывать.

Комментарии пользователей Facebook

новости

ещё