pic-7

Сделано в Перми. Часть вторая

Сделано в Перми. Часть вторая

Хоровой концерт Шнитке, группа «АукцЫон», Pink Floyd для симфонического оркестра и попытка понять, на что все это похоже, — во втором выпуске видеодневника Дягилевского фестиваля 2013 г., совместного проекта COLTA.RU и Пермской оперы


«Сквозь разбитые стекла» Владимира Николаева

Услышать на Дягилевском фестивале, скажем, Чайковского или Шумана и так гораздо сложнее, чем музыку XX и XXI веков. Тем не менее для любого амбициозного форума особая гордость — партитура, впервые в рамках его программы исполненная. И выбор этой партитуры, ее стилевой вектор, ее рискованность или, наоборот, конформизм — сама по себе показательная вещь. Мировая премьера нынешнего фестиваля — «Сквозь разбитые стекла» москвича Владимира Николаева. В основе сочинения 2003 года лежат ранние композиции Pink Floyd, а в симфонический оркестр встроены электрогитары и ударная установка.

Владимир НИКОЛАЕВ, композитор

Просто захотелось вспомнить молодость. Я ведь в серьезную музыку пришел через увлечение роком, сам играл когда-то в ансамблях на соло-гитаре. Мне хотелось представить два трудно сочетаемых мира симфонической музыки и рока на равных, сплавить их во что-то целое.

При этом я понимал, с какими сложностями столкнусь при исполнении этого сочинения. Когда в 2003 году я закончил партитуру, то подумал: а кто мне это будет играть? Ведь придется подзвучивать не только электрогитары и ударную установку, но и весь симфонический оркестр, чтобы был баланс. Значит, будет много возни и больших затрат на аппаратуру и спецов-акустиков. Но спустя два-три года Наталья Пшеничникова познакомила меня с Теодором Курентзисом. Оказалось, что Курентзис знает Pink Floyd даже лучше меня. Он тут же начал сыпать информацией из истории группы, которая была мне неизвестна. В итоге премьеру сыграл его оркестр MusicAeterna. Исполнение Теодор поручил дирижеру Валентину Урюпину, и я очень этому рад, потому что он оказался гибким, тонким музыкантом. Урюпин признался мне, что с роком его ничто не связывает. Но я прислал ему список композиций Pink Floyd, которые я цитировал, и он честно всё отслушал.

В целом я очень доволен результатом. Конечно, если подходить строго, то с «рок-группой» можно было доработать какие-то детали. Ведь в настоящей рок-группе музыканты все время играют вместе, а наши универсалы встретились непосредственно перед концертом. Но ничего, мне Теодор сказал, что MusicAeterna исполнит это сочинение еще несколько раз, и тогда мы все дожмем.

В «рок-группе» сидели профессиональные академические музыканты. Ударник, басист и органист — на самом деле оркестранты MusicAeterna. Один из гитаристов, Дима Чеглаков, — прекрасный виолончелист, исполнял несколько моих произведений. Он всегда интересовался роком, но играть на гитаре начал только лет десять назад. Второй — Петр Айду, академический пианист, который играет на фортепиано и на старинных инструментах. Когда он увидел партитуру, то у него просто глаза загорелись. А до этого я и не знал, что он еще и гитарист.

Для «рок-группы» я писал, конечно, ориентируясь на стилистику Pink Floyd. Где-то я хотел, чтобы цитаты были узнаваемы, а где-то мне было достаточно, что они просто несли свою драматургическую нагрузку. Один раз получилось даже так: я писал гитарную партию и думал, что пишу свое. А Дима Чеглаков, который тоже хорошо знает музыку Pink Floyd, сказал: «Так это же точная цитата из альбома The Wall”

Что касается оркестровой музыки, я постарался остаться близким к своему стилю. Меня интересует то, что можно назвать полистилистикой, когда одновременно или последовательно участвуют и сложные комплексы звуков, и очень простые. Я чувствовал, что все это может органично соединиться.

 
«АукцЫон»

Культовая питерская рок-группа на сцене академического театра оперы и балета — это не осквернение святынь, а хорошо прочитываемый кураторский жест. В фестивальную программу этот концерт встроился так же, как — чуть раньше в тот же вечер — электрогитара в оркестр MusicAeterna.


Шнитке. Хоровой концерт

Исполнение Концерта для хора Шнитке на стихи из «Книги скорбных песнопений» армянского поэта, мистика, философа, богослова X—XI веков Григора Нарекаци — одно из героических свершений Дягилевского фестиваля. Хоровой концерт принадлежит к числу самых красивых, но почти не звучащих сочинений композитора. Для него собрали Фестивальный хор из двух коллективов — пермского хора MusicAeterna (хормейстеры Арина Зверева и Виталий Полонский) и Саратовского губернского театра хоровой музыки (хормейстер Людмила Лицова). За пультом стоял Теодор Курентзис.

 
По просьбе COLTA.RU участники фестиваля, как специально на него приехавшие, так и постоянно работающие в Перми, ответили на вопрос «На что похож Дягилевский фестиваль?»

Виктория КОРШУНОВА, директор Московского ансамбля современной музыки

Фестиваль не похож ни на что, кроме как на идею самого Дягилева — собрать все самое лучшее и самое разное в русской музыкальной жизни. Дягилев собирал вокруг себя музыкальные дарования, и здесь происходит то же самое.

Александр ХУБЕЕВ, композитор

На Венецианскую биеннале. Благодаря контрасту соседствующих друг с другом событий и их объединению в одно большое событие. Современная музыка — рядом с классической и с барокко, большие оркестровые сочинения — рядом с камерными.

Владислав ПЕСИН, скрипач Московского ансамбля современной музыки

Особенность Дягилевского фестиваля в том, что здесь много друзей встречаешь. Конечно, это не уникальная ситуация, но я с людьми своего круга пересекаюсь почему-то именно здесь. Вот на днях встретил человека, с которым учился вместе в консерватории. Я жил у него в квартире в Берлине пятнадцать лет назад, и вдруг мы столкнулись нос к носу здесь. Или концертмейстер контрабасов из «Заслуги» Тема Чирков, с которым мы уже два года не виделись. В общем, немного похоже на встречу выпускников.

Николай СКАЧКОВ, скрипач оркестра MusicAeterna, участник Фестивального оркестра

Из того, что есть в России, сравнить не с чем. У нас нигде не увидишь вместе настолько разных людей и настолько отличные друг от друга программы. На Дягилевском есть всё: от барочных концертов до перформансов Ромео Кастеллуччи. Здесь соглашаются играть такие музыканты, которые вообще очень редко выступают. Например, Антон Батагов дает в год один концерт в Москве и два в Нью-Йорке. Это уникальная ситуация, скорее похоже на Авиньон или на Берлин.

Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ, композитор

На отель all inclusive на маленьком греческом острове.

Владислав ЛАВРИК, трубач Российского национального оркестра, участник Фестивального оркестра

Напоминает Люцернский фестиваль. На нем тоже выступает оркестр, состоящий из очень хороших музыкантов. Мы обычно существуем отдельно друг от друга, а здесь оказываемся все вместе в оркестре. Поэтому здесь рождается много новых музыкальных идей.

Елена РЕВИЧ, скрипачка, участница Фестивального оркестра

Мне напоминает пионерский лагерь. Я в нем никогда не была, но в детстве именно так себе и представляла.

Михаил МЕЙЛАХ, филолог и балетный критик, участник проходящего параллельно с фестивальной программой Международного симпозиума «Дягилевские чтения»

Мне напоминает фестиваль Гидона Кремера в Базеле, который почему-то был малоизвестен. Он назывался Les Musiques. Все концерты проходили в музеях. В Базеле их очень много, и это давало возможность делать концерты тематическими. Скажем, там, где шла выставка импрессионистов, играли французскую музыку. Иногда выстраивались очень причудливые связи — например, в Музее шоколада в одном концерте объединили композиторов на «Ш», что очень легко. Но в целом фестиваль отличался тем, что в нем на первом месте была музыка, а не шоу. Там был настоящий художественный руководитель, и здесь он тоже есть.

Андрей БАРАНОВ, скрипач, концертмейстер оркестра MusicAeterna и Фестивального оркестра

Для меня это первый фестиваль, в прошлом году я, к сожалению, не смог участвовать. Было очень жалко, так как очень много великолепных музыкантов и моих друзей тогда приехало. Так что я с прошлого года запланировал, что в этом году весь фестиваль буду здесь.

Вообще в фестивалях я редко участвую и впервые — в фестивале такого масштаба. Мы исполняем здесь шикарную музыку, одни из самых гениальных произведений для огромного состава оркестра. Для меня это новый опыт и совершенно непередаваемые впечатления.

К сожалению, у нас столько своих программ, что посещать что-то еще на фестивале нет физической возможности — работаем по 12 часов в сутки.

Мануэль МИНГЕС, кларнетист из Духового оркестра Барселоны, участник Фестивального оркестра

Для меня это замечательная возможность работать с этим оркестром. Дирижер и музыканты фантастичны. Энергетика здесь невероятная. Я очень счастлив. Для меня Стравинский и Дягилев — два самых важных имени в истории музыки. Это событие отличается от всех остальных фестивалей. У меня в стране, в Испании, культура не так значима, как здесь. Я уважаю вашу страну за это.

Любинко ЛАЗИЧ, контрабасист из Белградской филармонии, участник Фестивального оркестра

Что сказать о фестивале? Мне здесь все очень нравится. Меня позвал сюда мой друг Георгий Махашвили, с которым мы учились вместе в Мюнхене. Он сказал: «Если хочешь поиграть с нами — здесь, в Перми, будет хорошая компания, все классные музыканты. Присоединяйся». Я концертмейстер группы контрабасов в Белградской филармонии, мы много гастролируем — и по балканским странам, и в Европе. Я приехал сюда прямо из Любляны, а 2 июля я еду в Белград, и там будем отмечать юбилей филармонии — играем концерт с Зубином Метой.

Это мой первый фестиваль в Перми и второй визит в Россию — до этого я был в Санкт-Петербурге, мы играли концерт для контрабасов.

Мария ФЕДОТОВА, флейтистка, участница Фестивального оркестра

Уже три года я постоянно живу в Италии, однако большинство проектов связано с Веной. Это мой первый фестиваль здесь, и мне нравится дружеская атмосфера среди музыкантов. Отношение публики к артистам замечательное, и на следующий год я бы хотела продолжить сотрудничество и даже приготовить сольную программу. На фестиваль меня пригласил Теодор. Мне сложно говорить об ассоциациях, которые рождает фестиваль, наверное, это всеобщая тенденция к тому, что я называю «время проектов»: когда ты можешь поехать на небольшой период времени куда-то и играть хорошую музыку.


Видеоматериалы предоставлены Театральной видеостудией. Интервью — магистранты факультета свободных искусств и наук СПбГУ: Анастасия Зубарева, Анна Инфантьева, Ася Захарьева


Также по теме:
Дмитрий Ренанский. Сделано в Перми. Часть первая
Екатерина Бирюкова. Сделано в Перми. Часть третья

новости

ещё