pic-7
Александр Мазеев

«Никому Ничего не Нужно», или Про другую «Единую Россию»

«Никому Ничего не Нужно», или Про другую «Единую Россию»

Музыкальный предприниматель АЛЕКСАНДР МАЗЕЕВ выступает с конкретными вопросами и предложениями в адрес профессионального сообщества и министров


Когда я в 2004 году начал заниматься деятельностью на музыкальном рынке, я не строил особых иллюзий. Учитывая малый сегмент, который я избрал (экспериментальная электроника), я не надеялся «взорвать» музыкальный мир, установить свои законы и грести деньги лопатой. Я понимал, что моя деятельность будет скромной, но полезной, ведущей к культурному просвещению населения России и культурной экспансии русской музыки на Запад. Иллюзий я не испытывал, но все-таки кое-что я недооценил. Это «масштаб скромности». То есть деятельность мало того что оказалась незаметной, она оказалась исчезающе ничтожной. Выяснилось, что никому ничего не нужно. И вот эту формулу «Никому Ничего не Нужно», или «ННН», я уже слышал бесчисленное количество раз от многих и многих деятелей культуры в нашей культурной стране. Я слышал это от одиночек-электронщиков, которые многие годы сочиняют и записывают очень красивую/передовую/авангардную (нужное подчеркнуть) музыку. Я слышал это от известных композиторов и музыкальных коллективов. Многие из них имеют не по одному выпущенному альбому, выступали на разной величины сценах и перед сотнями-тысячами зрителей. Десять лет назад, натыкаясь на эту формулировку, я думал: да ладно, все наладится, все будет хорошо, вот увидите.

© Colta.ru

Прошло десять лет. И что же? Все та же формула «ННН» раздается то тут, то там. При этом появился десяток фестивалей, русские группы научились петь по-английски не хуже немцев и шведов, кто-то даже умудряется выступать в Нью-Йорке не перед русским залом. На пабликах независимой музыки «ВКонтакте» собираются от десяти до сотни тысяч любителей. Совершенно очевидно, что это уже не боты. Это настоящие, живые люди. Мог ли я мечтать об этом десять лет назад? Но что мы видим в наших концертных залах? Да примерно то же самое, что и десять лет назад. На выступление уважаемого и многие годы существующего коллектива по-прежнему приходит лишь несколько десятков человек, истинных любителей. Концертные площадки небольшой вместимости только закрываются. Зато с завидной регулярностью открываются многотысячные залы. Летняя Москва радует сразу несколькими большими фестивалями со всевозможными зарубежными звездами, причем даже билет нужно покупать не всегда. Все это радостно и прекрасно! Мы перестали быть музыкальной провинцией, мы теперь не хуже Польши и Финляндии, звезды до нас долетают почти что с каждым новым альбомом!

Казалось бы, на что жаловаться? Однако именно сейчас начинаются разные обсуждения, круглые столы, конференции, радиопередачи — с участниками музыкального рынка. Обсуждают фестивали, обсуждают продвижение артистов. Фестивали мы делать научились. После того как Илья Лагутенко сдюжит в августе свой мегафестиваль на Дальнем Востоке (а мне кажется, что сдюжит) — сможем сказать, что научились делать и фестивали мирового уровня.

За фестивали мне не стыдно и не обидно — все произошло. Однако в Европе уже серьезно задумались: чем же реально полезны такие фестивали? Каждая уважающая себя европейская страна стремится устроить у себя фестиваль, за мало-мальски известных артистов идет нешуточная борьба букеров, не говоря уже о суперзвездах. Но помогают ли эти фестивали местным музыкантам? Идут ли на пользу локальной сцене подобные мегасобытия? Оказывается, что нет, и европейское музыкальное сообщество чуть ли не тревогу бьет. Местная сцена оказывается в том же загоне, что и была. Локальным артистам не становится проще развиваться! Их так же не слышат свои же собственные слушатели, они точно так же не становятся звездами.

Прошло время, когда каждый сам за себя.

Поэтому обсуждать надо именно вопросы продвижения. Вопросы известности. Надо обсуждать вопросы культурной связности страны — чтобы культурные явления имели возможность много и часто перемещаться по стране. Основное наше богатство — размеры страны — оно же и самое большое наше проклятие. Надо поднимать вопросы экспорта музыкального продукта. Надо собирать наших артистов, гастролирующих по миру, — «Мумий Тролль», Motorama, Tesla Boy, Mujuice, Coockoo и других, чтобы они рассказывали, как это было, кто это делал, насколько это полезно, стоит ли вообще все это таких усилий и надежд. Надо пытаться достучаться до исполнительной власти для решения конкретных задач, а для этого непременно нужно обсуждать возможные форматы объединения. Надо обсуждать друг с другом вопросы формирования профессиональных сообществ в области музыки. Прошло время, когда каждый сам за себя! Нужно сформулировать пользу, которую мы можем принести государству, и задавать конкретные вопросы конкретным адресатам.

Например:

Министру экономического развития:

— Музыкальные группы и лейблы решают экономические задачи — создают новые рабочие места, развивают (в том числе экспортный) потенциал в нематериальной сфере. Что нужно: сформулировать понятие «рок-звезда», посчитать экономический эффект от присутствия знаменитого коллектива в регионе (сумму налоговых поступлений).

Министру иностранных дел:

— Решение вопросов культурной экспансии, поддержки русской культуры, метод «мягкой силы», позитивный образ страны в мире, выстраивание новых ассоциаций со страной — в рамках институции, работающей при посольствах страны во всем мире. Что нужно: иметь в штате или в статусе «при посольстве» хотя бы одного национального (русского) человека, состоящего в культурной организации (желательно негосударственной), двух-трех местных скаутов, которые знают местную культурную ситуацию, имеют контакты с организаторами различных культурных мероприятий, занимаются продвижением на эти мероприятия российских коллективов — художников, танцоров, музыкантов, театральных коллективов и т.д. Организация в идеале должна обеспечить беспрепятственное появление в стране нужного коллектива. Задача: чтобы для организаторов мероприятия привоз российского коллектива стоил не дороже, чем местного. Как в финансовом, так и в организационном (визы, приглашения) плане. Позитивные примеры: Испания — Институт Сервантеса; Германия — Гете-институт; Великобритания — British Council.

Министру культуры и министру регионального развития:

— Решение вопросов культурной связности страны — единства культурного пространства, развития и сохранения культуры, вопросов толерантности и межнационального единства. Что нужно: федеральная программа «Единая Россия», в рамках которой раздаются гранты профессиональным сообществам на одну-единственную цель: оплата перемещений культурных (в т.ч. музыкальных) коллективов. На этот счет есть отдельное размышление, которому можно посвятить отдельную статью.

Министру образования:

— Наряду с «Основами православной культуры» внести предмет «Музыка» в Образовательный стандарт (то есть сделать обязательным), в штатное расписание каждой школы внести музработника со следующей квалификацией: знание основ игры больше чем на одном инструменте. Школы при этом хорошо бы оборудовать стандартным оркестровым набором, чтобы там были и духовые, и щипковые, и ударные, а также стандартный электрический комплект и звукоусиливающее оборудование. Должны быть школьные оркестры и школьные группы! Также по всем школам и высшим учебным заведениям необходимо выпустить циркуляр с такой формулировкой: должно и нужно проводить в учебных заведениях выступления творческих, в том числе музыкальных, коллективов.


Конечно, вопросов для обсуждения на самом деле больше. Я бы очень хотел, чтобы мы могли обсудить вопрос отмены государственных образований в области культуры. Речь, конечно, не идет о филармониях и театрах — их как раз государство должно поддерживать как можно больше и чаще. Но вот различные «союзы художников» должны быть уравнены в правах с негосударственными союзами и учреждениями и жить на грантовой основе. Я бы хотел, чтобы на профессиональном уровне происходило обсуждение вопроса меценатства. Мне кажется, что нужно создать благоприятные условия для существования фондов, единственной целью которых будет являться поддержка культурных проектов. Также любой предприниматель и частное лицо должны иметь возможность пожертвовать любую сумму на культуру — и быть за это вознагражденными, к примеру, списанием налоговой задолженности на эту или хоть на какую-то сумму. Меценат должен быть как-то отмечен, ведь он не просто решает вопросы налоговой оптимизации, он делает реальный вклад в развитие страны и ее будущее. Поэтому большие вклады должны поощряться на региональном, а особо крупные — на государственном уровне.

А вообще я бы чаще говорил, что музыка делает людей счастливее. Мы должны говорить о том, как построить счастливое общество: культура для этого подходит очень хорошо, а музыка — тем более.


Александр Мазеев — владелец музыкального интернет-магазина Avant Shop, организатор лейблов Doodley Records, Avant Recordings и «Издато Звукозапись»; участвовал в организации концертов Avant Music и фестивалей Avantfest, автор серии музыкальных передач Hot Sausage News.

новости

ещё