Дмитрий Гутов: четыре раздражающих фактора
Что нужно знать, идя на выставку художника
С 24 мая по 30 июня в Московском музее современного искусства пройдет ретроспектива Дмитрия Гутова «Удивляться нечему». 25 лет в искусстве, четыре этажа произведений. Творчество и взгляды художника — позаимствуем прекрасное выражение у одного из наших уважаемых комментаторов — достаточно контроверсивны, а потому COLTA.RU решила в преддверии выставки составить список из четырех неоднозначных черт Дмитрия Гутова как публичной фигуры.
Михаил Лифшиц
На сайте Дмитрия Гутова можно ознакомиться с обширным наследием Михаила Лифшица, главного советского антимодерниста, творчеством которого Гутов постоянно вдохновляется. Там же обнаруживается большой проект, посвященный философу. Об этом перверсивном увлечении художника, которого сам Лифшиц, доживи он до сегодняшнего дня, не преминул бы размазать по стенке в яростной статье, а то и в двух, до сих пор не перестают спрашивать, Гутов же не устает отвечать. Например, так (из последнего): «...я у Лифшица вычленил методологию: чтение всего в обратном смысле». От таких объяснений понятнее не становится. Непримиримый Лифшиц прочитывается Гутовым так тонко диалектически, что, в принципе, можно было бы подставить любую другую фамилию, но фигура советского мыслителя настолько непопулярных взглядов привлекательна сама по себе. Критику художник отметает, говорит, что ему все равно, как о нем отзываются, что вполне естественно при таком суровом мировоззрении: «Я себя никогда не чувствовал ни комфортно, ни умиротворенно, ни расслабленно. Я живу в мире, который трещит по швам, в стремительно убегающем времени жизни, от которого остается все меньше и меньше». Как бы страшно ни было жить, художник только укрепляется в своих убеждениях. Ни мода, ни обстоятельства не заставят его бросить Лифшица. Это страсть, а художник нуждается в сильной страсти.
Оптические иллюзии
Не раз Гутов показывал металлические конструкции внушительных размеров: в нагромождении элементов при правильном ракурсе обнаруживаются рисунки Рембрандта, православные иконы, портреты композиторов или античные эротические сцены. Первая мысль, возникшая лично у меня: это какое-то баловство, на которое затрачено слишком много усилий, вроде портретов из овощей-фруктов-книжек у Арчимбольдо или «Старых песен о главном — 1, 2, 3». Смущают именно чрезмерные усилия, перебор. Конечно, каждый имеет право делать что ему заблагорассудится, тут не поспоришь, но слишком громоздкие жесты, а в данном случае они буквально тяжеловесны, воспринимаются соответственно. Однако я был не прав вот в чем: сил затрачено много, но баловства там нет. Ни одна из этих конструкций не шутила как минимум в одном: увидеть «картинку» можно было, только встав определенным образом по отношению к работе. Здесь, как в разгадывании ребуса или складывании пазла, нет двух путей. Естественно, можно встать как-нибудь «неправильно» и наблюдать разрушение этих образов, но подобные эксцессы только подчеркивают единственно верную оптику. Займи позицию с условием, что займешь верную. В общем, слишком дидактично и по посылу, и по форме. Многим нравится.
Революционер
Не только чтением Лифшица или работой «Смотри на буржуазию глазами Ленина», но и многочисленными высказываниями по социально-политическим вопросам Гутов заработал себе репутацию марксиста. У него берут комментарии, зовут в телепередачи представлять левый фланг искусства. Активно ходил на протестные митинги последних лет. Впрочем, художественная общественность реагирует на это совсем не по-доброму. Могут, например, назвать «коктейльным марксистом» или обвинить в заигрывании с «тоталитарной» эстетикой. С другой стороны, попытка быть ближе к активизму не увенчалась успехом: проект «Россия для всех», созданный совместно с коллекционером и меценатом Виктором Бондаренко, стал объектом насмешек и пародий. Картины с надписями вроде «Ян Френкель еврей» или «Александр Суворов шведские корни по отцу», рассчитанные на музейный показ и при этом явно заигрывающие с прямым активистским высказыванием, оказались одновременно удалены как от активизма, так и от искусства.
Туда — не знаю куда
Дмитрий Гутов мыслит предметно: «Мы живем в мире, где идет борьба реальных сил и где любой разговор будет пустыми словами». Он ходил на встречу с Дмитрием Медведевым, когда тот случился президентом России. Художник убежден, что «страной правят дикари», «люди с первобытным мышлением», а потому заключил, что нужно их образовывать, рассказать о современном искусстве и культуре вообще; про политику говорить не стал — по его мнению, Медведев тогда и так все прекрасно знал. Кроме того, Гутов ходил на «Русский марш», объясняя свои действия примерно так же, как это делал Алексей Навальный: там нельзя не присутствовать, это место силы — одна из тех «точек, где напряжения, которые есть в стране, проявляются с максимальной мощью». Где он может оказаться в следующий раз, сложно представить, учитывая происходящее в стране.
-
18 сентябряМайк Фиггис представит в Москве «Новое британское кино» В Петербурге готовится слияние оркестров Петербургская консерватория против объединения с Мариинкой Новую Голландию закрыли на ремонт РАН подает в суд на авторов клеветнического фильма Акцию «РокУзник» поддержал Юрий Шевчук
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials