pic-7
Евгений Марголит

Трибунал разберется: 5 советских фильмов о шпионах

Трибунал разберется: 5 советских фильмов о шпионах

COLTA.RU считает нужным пересмотреть старое кино, снова ставшее актуальным на этой неделе

Кадр из фильма «Наполеон-газ»

«Наполеон-газ». «Севзапкино», 1925 г. Режиссер Семен Тимошенко

Родоначальник сразу двух — однокоренных — киножанров: фильмов о будущей войне и советской трюковой «научной кинофантастики» (сверхизобретательная работа в скором будущем корифеев ленфильмовской школы — оператора Святослава Беляева и художника Евгения Енея). Кульминационная сцена — авиационно-химическая атака империалистов на Ленинград во главе с инфернальным изобретателем и двумя сестрами-летчицами-шпионками (!). В победном финале перед тускнеющим взором одной из них, смертельно раненной, в лихом монтаже развертывается свиток ее злодеяний, совершенных по ходу фильма. «И вот тебе, коршун, награда»…


«Яд». «Совкино» (Москва), 1927 г. Режиссер Евгений Иванов-Барков

Экранизация мелодрамы наркома Луначарского. Из-за границы в нэповскую Москву (кстати, блистательно и разнообразно тут снятую) прибывает таинственный иностранец «мистер Джойнстон Скотт» с окладистой бородой и львиной гривой. Из богемной «накипи НЭПа» и «бывших» он создает организацию (что сильно смахивает на «Союз меча и орала») по устранению высокопоставленных советских работников. В финале прозревшая героиня — «демоническая женщина» вступает с ним в смертельную схватку, и под париком и накладной бородой с усами обнаруживается инфернально голый череп советского Носферату — блистательного Наума Рогожина, проводящего свою роль с неуловимой, но отчетливой иронией. В таком виде уйти ему не удается — шпиона тут же арестовывают сотрудники доблестных органов.

Кадр из фильма «Партийный билет»

«Партийный билет». «Мосфильм», 1936 г. Режиссер Иван Пырьев

История сибирского Растиньяка, медвежьей хваткой и железными челюстями покоряющего рабочую Москву (через ее передового представителя — потомственную пролетарку-комсомолку), превращена в шпионский фильм непосредственно по мудрой указке Лучшего Друга Кинематографистов. В первой версии картины героиня, узнав, что ее муж, сделавший головокружительную карьеру, — кулацкий сын и убийца деревенского комсорга, стреляет сначала в него, потом в себя. В окончательной редакции, рекомендованной вождем, наведя на мужа револьвер, она сообщала эту информацию внезапно являющимся парторгу и работникам органов. Парторг же, в свою очередь, пояснял ей и зрителям, что это не только кулацкий сын и убийца, но и шпион иностранной державы. Короче, наш пострел везде поспел…

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина»

«Ошибка инженера Кочина». «Мосфильм», 1939 г. Режиссер Александр Мачерет

Дубоватую пьесу о бдительности «Очная ставка» (авторы — журналисты, пишущие под псевдонимом «братья Тур», и высокопоставленный работник Генпрокуратуры СССР Лев Шейнин) изобретательный режиссер вместе с писавшим сценарий Юрием Олешей преобразили в изысканный и парадоксальный шпионский триллер, балансирующий на грани стилизации и пародии. В их фильме явственно просматривается возможность будущей поэтики «Одного из нас» Геннадия Полоки, этой «первой черной комедии советского кино». Между прочим, в центре сюжета тут (в отличие от пьесы) оказалась история человека, безвинно обвиненного и торжественно оправданного в финале…

Кадр из фильма «Застава у Чертова Брода»

«Застава у Чертова брода». «Украинфильм» (Одесса), 1936 г. Режиссеры Мирон Билинский, Константин Исаев

Фильм, копию которого пока что обнаружить не удалось. А жаль. Ведь сюжет в нем строился на том, что начальник нашей погранзаставы, ослепленный любовью, на протяжении фильма не мог догадаться, что под маской юной, скромной сельской учительницы скрывается матерая шпионка в пользу соседней враждебной державы. За это картину и запретили к выпуску на экран. Марина Ладынина, игравшая тут главную роль, очень сожалела о пропаже. Кстати, по слухам, «Заставу» эту крутили потом в оккупированной Одессе.

новости

ещё