pic-7
Денис Бояринов

Илья Лагутенко: «Коачелла или Гластонбери — вот на что мы замахиваемся!»

Илья Лагутенко: «Коачелла или Гластонбери — вот на что мы замахиваемся!»

Зачем лидер «Мумий Тролля» запускает во Владивостоке азиатско-тихоокеанский музыкальный фестиваль-конференцию V-ROX?


С 22 по 25 августа во Владивостоке пройдет первый в России шоукейс-фестиваль Vladivostok Rocks, сокращенно V-ROX, инициированный лидером «Мумий Тролля» Ильей Лагутенко. Шоукейс — это значит, что выступления музыкантов на нем будут совмещены с конференцией о проблемах музыкальной индустрии и культурного менеджмента. На нее соберутся профессионалы из разных стран мира, заинтересованных в развитии поп-индустрии Тихоокеанского региона, и у групп, принимающих участие в фестивале, будет возможность продемонстрировать им свои таланты. Илья Лагутенко рассказал COLTA.RU о своих больших планах и дерзких амбициях V-ROX с палубы корабля, находящегося у берегов Южной Африки, — «Мумий Тролль» заканчивает кругосветное путешествие, в котором они записывают свой новый альбом.

из архива группы «Мумий Тролль»

— Фестиваль точно состоится? Уже все решено?

— Фестиваль наверняка состоится. Официальное заявление мы сделали вчера. Но для себя я еще зимой решил, что так или иначе мы сделаем городской фестиваль. Если до большой крови не доберемся, то обязательно начнем с малой (смеется).

— Как давно у вас возникла эта идея?

— Еще в 1990-х во Владивостоке пытались что-то такое делать — были примеры одноразовых фестивалей и концертов «Мумий Тролля», с кем-то объединенных. Но не хватало общей идеи. Только после того, как группа «Мумий Тролль» поездила по свету, принимая участие в подобных мероприятиях по миру, я поднабрался знаний и понимания, как это устроено. Разговаривал с организаторами и изучал истории подобных городских фестивалей. Пришел к выводу, что если и делать такой фестиваль на территории России, то удачнее Владивостока в нынешней декаде места нет. По простейшим причинам. Во-первых, компактный город. Во-вторых, город со своей уникальностью. В-третьих, географическое положение. В-четвертых, последствия Азиатско-Тихоокеанского саммита, который сыграл все-таки положительную роль. Хотя его обсуждают исключительно с позиций, кто сколько украл (смеется). На что я обычно отвечаю: что украли, того уже нет, а люди и город остаются. Новый университет во Владивостоке построили — он ждет своих молодых студентов, причем не только с Дальнего Востока, из России, но и со всей Азии. У меня сразу возникает вопрос: а чем они там все будут заниматься?

Честно скажу, пару лет я обивал пороги — не на уровне разговоров, а уже с готовыми предложениями. Доходил даже до Белого дома в Москве. Объяснял, разговаривал — не встречал особого энтузиазма. Говорили — давайте подождем. Вот — дождались: саммит прошел, губернатора уволили. Пришла новая власть — более понимающая. В том числе и городская. Мы наконец-то встретили одобрение. После всех хождений вокруг да около я говорил мэру города прямо в лоб: скажите «да» или «нет». Сказали «да» — и это огромный плюс: перекрытия, полиция, туалеты и прочее. Каждый, кто делал грандиозные мероприятия, знает, о чем я говорю.

из архива группы «Мумий Тролль»

— В чем суть фестиваля? Это ведь не просто концерты групп.

— Основная идея мероприятия — шоукейс действительно существующей молодой сцены для Азиатско-Тихоокеанского региона, который на данный момент является развивающимся и перспективным не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения поп-культуры. Если 15 лет назад мы не могли говорить всерьез о рок-н-ролле и шоу-индустрии в Китае или Корее, то сегодня всем легко приводить пример: вы добавляете своим кликом миллиардный просмотр корейскому певцу, сами даже не понимая почему. Есть и обратный процесс — азиатские страны, в которых еще не установился рынок инди-групп и электроники, тоже ищут пути, как со всем этим разобраться.

Раньше на карте поп-индустрии была одна Япония — теперь есть Сингапур, Гонконг, Китай, Малайзия и Индонезия. Все эти страны сейчас стоят на гастрольных маршрутах западных групп, пытающихся одолеть Азию. Владивосток с открытием нового аэропорта международных рейсов тоже попадает в эти маршруты: до Токио один час, как из Москвы до Петербурга, до Сеула два часа, до Пекина два часа, до Гонконга четыре часа. Может быть, я бы так уверенно об этом не говорил, если бы не побывал в этих странах и не разговаривал лично с фестивальными промоутерами и менеджерами артистов — как местных, так и западных. Мы нашли взаимопонимание — музыканты и их менеджмент сами выказывают инициативу приехать, показать себя, поговорить, встретиться и посмотреть на коллег. Мы приглашаем также людей из западной звукозаписывающей индустрии и с технической стороны — инженеров студий, создателей софтверов, менеджеров онлайн-лейблов и независимых агентств. Приедет около 100 человек — в том числе президент лос-анджелесской музыкальной конференции Musexpo, где наш фестиваль был недавно официально презентован, Скип Пейдж — основатель главного американского фестиваля Coachella, продюсер Guns N' Roses и Metallica Майк Клинк и другие.

Вот — дождались: саммит прошел, губернатора уволили.

Я считаю, что сделай-сам-фестивали — это примета времени. По большому счету, то, что происходит в России с музыкой, и то, что происходит во всем мире, — сейчас абсолютно идентичные процессы. Нет никаких конкретных ответов. Любой молодой музыкант задается вопросом: как сделать так, чтобы обо мне узнали? Следующий вопрос — как же сделать так, чтобы я с этим всем выжил? Как нам сделать мир таким, чтобы музыка в нем была не только неотъемлемой развлекательной частью, но еще и частью какого-то эффективного бизнес-процесса? Как строить музыкальный рынок будущего, смогут понять люди, которые не только оперируют вчерашними понятиями и знаниями, но и общаются друг с другом сегодня.

Конечно, на первые два-три года фестиваля список участвующих артистов и спикеров, участников дискуссионных панелей, будет сводиться к общим знакомствам. По простой причине — у нас не будет большого бюджета. Мы не берем вступительных взносов с коллективов, как это делают укрепившиеся фестивали, и мы не собираемся продавать билеты на массовые выступления. Хотя наш лайнап уже произведет впечатление на молодых музыкантов.

— Тогда раскройте лайнап — сколько групп примет участие в фестивале, кто хедлайнеры и по каким принципам они подбирались?

— На данный момент я представляю себе, что фестивальная активность будет проходить в десятке клубов и общественных мест в центре Владивостока, которые за уикенд смогут принять до сотни различных групп и артистов. Плюс у нас будут хедлайнерская сцена на главной площади, где собирается до 60 тысяч человек, и пара сцен на набережной, где будут проходить шоукейсы электроники и партнеров фестиваля.

Принцип отбора участников — географический. На главную сцену с российской стороны я жертвую себя и группу «Мумий Тролль», которая представит свой новый альбом. Из Японии будет группа Ego Wrappin, довольно известная, хоть и не относящаяся к стилю visual key. Мне она очень нравится, мы с ней переговоры вели несколько лет и одно время хотели привезти на Пикник «Афиши», но не позволяли расстояния. Корейская группа Galaxy Express — психоделический постпанк, как они себя характеризуют, это опять же не k-pop, а жесткая и яркая альтернатива. Китайская группа P.K.14 — монстры китайского андеграунда, главные идеологи тамошнего рок-подполья, которое даже по музыке мне очень напоминает нашу рок-культуру 80-х. Американцы Of Montreal — честно признаюсь, пока по рукам еще не ударили, но надеюсь, что ударим: они ребята, не лишенные авантюризма. Штаты также будут представлять группа Julien-K и камбоджийско-американские рокеры Dengue Fever. С австралийской певицей Кимброй у нас тоже идут переговоры. Всех этих артистов объединяет то, что они почему-то думают, будто Владивосток находится гораздо ближе к Москве, чем к Токио. Это первое, что приходится объяснять (смеется).

Мы хотим показать, что очень много интересного сейчас происходит на географической карте рок-н-ролла в нашем Дальневосточном регионе. Есть над чем задуматься, есть о чем поговорить, есть какую музыку друг другу поиграть.

Если и делать такой фестиваль на территории России, то удачнее Владивостока в нынешней декаде места нет.

— Еще вы объявили, что в фестивале примут участие «50 молодых групп и исполнителей рока-инди-электроники на конкурсной основе». Почему 50?

— У нас есть ограничения собственного ресурса, сколько мы сможем пригласить гостей фестиваля — все упирается хотя бы в перелеты и проживание артистов. При том что мы ведем успешные переговоры с авиаперевозчиками, я понимаю, что даже количество рейсов на Дальний Восток ограниченно, поэтому 50 — это довольно реалистичная цифра. С другой стороны, мне видится, что этот культурный десант должен измеряться тысячами. Я говорю не голословно, опыт фестиваля South by Southwest в Остине доказывает, что такой музыкальный туризм возможен. Если тысячи людей в Сочи едут за шаурмой и покупаться, то во Владивосток хочется, чтобы ехали за музыкой и… тоже покупаться, что греха таить, август—сентябрь во Владивостоке — уникальный бархатный сезон.

Изначально была идея сделать фестиваль в сентябре, но школьники и студенты выходят на учебу, поэтому сошлись во мнении, что для первого раза попробуем в конце августа. Опять же университет согласился предоставить свой кампус для проживания всего культурного десанта, а в настоящее время у университетского кампуса, который был построен для делегатов саммита АТЭС, на одну звезду больше, чем у самой лучшей гостиницы Владивостока. Пусть послужит для людей.

«Мумий Тролль» — «Четвертый троллейбус»: Илья Лагутенко прославляет Владивосток не только новым фестивалем, но и новой песней

— Какое количество людей сейчас задействовано в организационной команде фестиваля?

— Инициативная группа состоит из «Мумий Тролля», команды заведения «Мумий Тролль Music Bar», открытого нами во Владивостоке, и пары владивостокских рекламных агентств. Плюс есть определенная поддержка со стороны административного ресурса мэрии Владивостока. Надеемся, что от Дальневосточного федерального университета тоже поступят силы, потому что дело довольно человекоемкое и требующее определенных волонтерских настроений.

Поддержка от мэрии только административная, не финансовая?

— Мы подняли вопрос о помощи фестивалю со стороны города, и мэрия нас поддержала. Игорь Пушкарев (мэр города) считает, что сегодня во Владивостоке проходят самые масштабные мероприятия, люди в нем растут, добиваются успеха и выходят на всероссийский и международный уровень — и столица Приморья, имея такой мощный потенциал и хорошие площадки, может позволить себе и самый громкий музыкальный фестиваль V-ROX. Мы стараемся финансовые вопросы решать с помощью партнеров. Сегодня V-ROX уже помогают авиакомпания S7, которая будет обеспечивать внутренние и международные авиаперевозки, и компания «Ростелеком», которая несет ответственность за мобильную связь и интернет-трансляции конференции. Партнерами фестиваля являются владивостокская арт-галерея «Артэтаж», где пройдет в рамках конференции грандиозная выставка бельгийских художников, и компания VVO Project, которая будет заниматься всеми участвующими в проекте барами и ресторанами Владивостока. Информировать многочисленную зарубежную аудиторию об этапах прохождения проекта будет международный проект Russia Beyond the Headlines «Российской газеты».

Я всегда привожу пример опыта Австралии или скандинавских стран, которые в свое время благодаря усилиям музыкантов, их менеджмента и юристов пролоббировали в правительстве грант на поп-группы, имеющие экспортный потенциал. Те же австралийцы понимают: чтобы показать свою современную культуру другим странам, нужно хотя бы вылететь со своего континента. Учитывая происходящее в нашей стране, сложно надеяться, что у групп будут собственные ресурсы для того, чтобы гордо нести по всему миру флаг российской рок-инди-электронной сцены. Неплохо было бы попросить в этом помочь каких-то газ-нефть-товарищей, но я понимаю, что это не приоритет в нашей стране, поэтому пытаюсь мыслить реалистично. Хотя на данный момент грех жаловаться — мэрия Владивостока вызвалась помочь нам решить городские вопросы, а это уже очень немало!

Я считаю, что сделай-сам-фестивали — это примета времени.

— Вы же знаете, что у вашего фестиваля в некотором роде уже есть конкуренты — во Владивостоке 23 июня заявлена сессия фестиваля Red Rocks?

— «Мумий Тролль», кстати, принимает в нем участие. Я не вижу здесь конкуренции. Мне хочется, чтобы во Владивостоке подобные вещи происходили если не каждый день, то каждый уикенд. Потому что только приток событий и людей сдвинет жизнь в городе в положительном направлении.

Дело в том, что наш фестиваль — это изначально не коммерческая затея, не фестиваль «Нашествие» и даже не Пикник «Афиши», где условно присутствует бренд. Мы заявляем его как «городской фестиваль городских активностей». На данный момент мне очень-очень хочется, чтобы больше людей приехало во Владивосток, чтобы они поиграли и чтобы местные люди поняли, в каком удобном положении они действительно находятся. Потому что потенциал у Владивостока был всегда. Только всегда «был», а хочется, чтобы он стал «есть» и как-то воплотился. Факт в том, что мне бы хотелось выстраивать этот фестиваль на долгие годы — и то, что сейчас происходит в городе и в регионе, добавляет мне веры, что это возможно.

К сожалению, фестиваль Red Rocks — это все-таки такая рекламная акция Олимпийских игр в Сочи. Очень здравая и положительная идея, но где она будет после 2014 года? Что там Red Rocks; Коачелла или Гластонбери — вот на что мы замахиваемся! Потому что в Азии по большому счету нет похожего по масштабам фестиваля. Например, японские промоутеры заверили меня, что ситуация в Японии такая: японской молодежи очень дорого путешествовать внутри собственной страны, им дешевле слетать на Тайвань или в Корею. Когда Владивосток в часе лета и паром может за ночь дойти, то у нас действительно есть возможность составить конкуренцию большим фестивальным брендам. Хозяева Коачеллы всерьез разговаривают со мной о том, что нам следует найти пути сотрудничества и сделать какое-то мероприятие на острове Русском — это тоже показатель. Они собираются приехать и исследовать город. Нам будет интересно вернуться к этой беседе через 10 лет — посмотреть, удалось или не удалось.

из архива группы «Мумий Тролль»

— На Vladivostok Rocks вы собираетесь презентовать новый альбом «Мумий Тролля». Каким он будет?

— Черт его знает, каким он будет! Потому что он у нас еще не в той фазе, чтобы говорить о законченных вариантах. Он принимает очертания. Есть определенное количество песен, некоторые мы играем уже на наших концертах, некоторые просто записываем, какие-то из них и составят этот новый альбом. Глядя на собственные планы, я понимаю, что где-то к лету мы его и закончим. Так что на фестивале мы его презентуем еще и самим себе (смеется).

Наверняка вам могу сказать только про оформление альбома. Идея уже созрела. Обложка новой пластинки, которая скорее всего выйдет только в электронном и в винильном виде, будет создана интерактивно. Каждый желающий сможет поучаствовать в создании обложки новой пластинки «Мумий Тролля». Мы делаем этот проект совместно с моими друзьями — трио художников из Leroy Brothers. В свое время в узких кругах они стали известны благодаря своему манифесту «Как стать успешным contemporary artist в современном мире», и они много времени уделяют так называемому онлайн-искусству.

Вкратце: каждый желающий может отправить нам свое изображение, к которому мы даже не предъявляем особых технических требований относительно разрешения и пикселей, и некое количество букв в виде фраз. Название и какие-то тексты: тексты наших песен для этого альбома или ваши собственные слова — не имеет значения. Затем публика сама определяет, что ей нравится или не нравится. В конце концов худсовет, состоящий из меня и братьев Лерой, приходит к мнению, как всех победителей свести воедино. Мы печатаем большие картины размером два на два метра, делаем выставку из где-то десяти картин — открытие ее пройдет опять же во Владивостоке во время нашего фестиваля. Увидим их в таком внушительном размере и выберем победителя. Те люди, чьи работы оказались на финальной картине, признаются художниками нового альбома «Мумий Тролля».

— Коллективное онлайн-творчество — хорошая идея.

— Опять же — знак времени!

новости

ещё