pic-7
Даниил Туровский

Здесь Россия-2013

Здесь Россия-2013

ДАНИИЛ ТУРОВСКИЙ о том, как прошел сегодняшний митинг на Болотной


Двое полицейских — один в новой форме, другой в старой — прогуливаются по скверу рядом с Болотной площадью, который, по заявлению организаторов, обязательно задействуют, если сама площадь всех пришедших не вместит (то есть придет 150 000+ человек). В двух местах уже установили рамки, около них паркуются дорогие иномарки полицейского начальства. Мужчина в новой форме смотрит на часы и на пока пустую площадь. До начала митинга два часа.

— Сколько еще работать-то сегодня.
— Блин, не говори.

От сцены мимо бежит активист с агитационной коробкой. Он на ходу протягивает полицейским листовку — призыв на концерт в поддержку политических заключенных. Ее берет полицейский в старой форме. Другой сразу шепчет: «Ты чего, брось». Второй заинтересованно читает: «Да подожди ты». Полицейские выходят из сквера и идут в сторону сцены. Там десятки взволнованных активистов разгружают грузовичок, похожий на «газель». Он заменит сцену, от которой пришлось отказаться из-за утренней трагедии. Рабочий, собиравший сцену, погиб, на него упала колонка весом несколько сотен килограммов. Место падения сразу оцепили, а по социальным сетям побежали новости о том, что митинг могут отменить, все теперь зависит только от Следственного комитета. Навальный в своем твиттере написал: «Мэрия воспользовалась трагическим инцидентом, чтобы заблокировать возможность установки сцены и звука. Ничего страшного». Митинг не отменили, но серьезную аудиосистему пришлось заменить колонками вроде тех, что используют на школьных дискотеках. На одну из них устанавливают плакат «Навального судят за потерянный покой ПЖиВ». Рядом же вешают большие фотографии узников «Болотного дела» — всего 27 человек, которые стали фигурантами дела с прошлого 6 мая. Напротив выставляют фотографии прокуроров, полицейских и судей со штампом «остановим палачей».

РИА «Новости»

Скоро на площадь бодрым шагом выходят мужчины, похожие на сотрудников центра «Э»: у каждого, как борсетка, на руке висит видеокамера, на ногах остроносые туфли, на лицах ухмылка. Первый: «Охренеть, побольше людей, чем вчера» (вчера на шествие, которое организовал Экспертный совет оппозиции, пришло около восьмисот человек). Второй: «Всех не пересажаешь». Третий молчит, он выкладывает в инстаграм фотографию с проходящими через рамки. Ему сразу же приходит несколько лайков. За несколько минут — как только открывают проход — площадь заполняется самыми разными людьми. Через рамки проходит несколько десятков человек в белых футболках, на которых черными буквами выведено «Я живу в полицейском государстве». Заходит бабушка в зеленом платке и с портативным радио, из которого сначала играет «Руки вверх», а потом Стас Михайлов. Заходят десантники, защитники Хопра («Уничтожая Черноземье, они бьют в ♥ России»), анархисты, монархисты. Женщина с двумя бантами в волосах раздает белые ленты и кричит: «Кому самое злостное оружие? Смелее. Подходи. Бери. Оружие!» Взрослый мужчина надевает черный халат с надписью «Коррупция». Девушка с большими голубыми глазами держит плакат «Свободу Гаскарову», который чуть ли не больше ее. Проходит ведущий «Непутевых заметок» Дмитрий Крылов. Женщина держит плакат «Здесь козлы сторожат капусту. Здесь пьяные полицейские убивают людей. Здесь учителя подделывают выборные бюллетени. Здесь разведчики управляют экономикой. Здесь воры разрабатывают законы государства. Здесь сажают в тюрьму за то, что говоришь правду. Здесь амурские журавли — иностранные агенты. Здесь нельзя жить, здесь страшная сказка. Здесь Россия-2013». Дружинники строятся в линейку. Подбегает вспотевший мужчина: «Ох, я долго пройти не мог». — «А меня Марина Николаевна провела. А ты как прошел?» — «Сам. Настоящий чекист везде пройдет». — «Ну ты молодец, Николаич». Мужчин с борсетками-камерами пытается снимать на мобильный телефон женщина с походным рюкзаком. Ее в сторону уводит сотрудница пресс-службы ГУВД.

Мужчина в кепке, как у Лужкова, смеется: «Полицейская машина горит».

Ближе к семи вечера на площади собирается около десяти тысяч человек. Выступления (Гудкова, Яшина, Лазаревой, Немцова, Ахеджаковой, Акунина и других) со сцены слышат только стоящие в пятидесяти метрах от нее. Про минуту молчания в память о погибшем рабочем не слышит почти никто. Люди общаются между собой.

Взрослый мужчина рассказывает трем женщинам:

— Ездил в Бирюлево, у меня там квартира, которую я сдаю. Приезжали квартиросъемщики новые, молодые ребята. Я им загадал загадку. Что это за политик, хитрый, лицемерный, склизкий?
— А они?
— Сразу сказали: Путин. Я им сделал скидку две тысячи.
— Да, он крыса. Ты знаешь, что его еще молью называют?

Мужчина женщине:

— Черт, почему мы стоим под пидорскими флагами? Это, видимо, провокация. Черт. Тут еще и анархистские. Нужно сказать организаторам.
— Нас же покажут по телевизору тогда, если они провокаторы? Покажут, что было и что нас тут вообще не было?

По данным Slon.ru, на митинге задержаны три человека в капюшонах.

Каждые несколько минут площадь начинает скандировать: «Россия будет свободной», «Один за всех и все за одного» и «Навальный». Когда Олег Кашин начинает петь на сцене «Все идет по плану», то раздаются свист и крики: «Кончай уже, лысик!», «Нажрался, что ли?» Когда выступает Гудков-старший, женщина в розовом пальто вздыхает: «О господи. Только Удальцов умеет выступать. Вот бы он сейчас время использовал правильно и писал автобиографию». Ахеджакову не слышно совсем. Ей кричат: «Лия лучше, чем Путин». Невеста Алексея Гаскарова Анна Карпова передает его слова: «Нельзя отступать». Отец другого узника «Болотного дела» Даниила Константинова передает слова сына: «Нужно сделать все, чтобы вытащить нас из застенков». Навальный говорит громко: «Мы будем выходить сюда столько раз, сколько потребуется. Сейчас у меня то ли четыре, то ли шесть уголовных дел, и мне наплевать. Пусть их будет хоть 124. Я никогда не сдамся и никогда не уйду. Мне есть что терять, я понимаю, за что я борюсь, — за новое будущее для своей семьи, для своих детей. Я часть чего-то огромного, это народ. Я его не боюсь, но его боятся те, кто сидит за стеной Кремля. Сейчас на нас из-за реки внимательно смотрят маленькие подвижные глазки. Эти люди по-своему любят что-то в нашей стране — нефть, газ, машины с мигалками, только не любят они наш народ». На другой стороне реки, напротив митинга, кто-то зажигает дымовую шашку. Мужчина в кепке, как у Лужкова, смеется: «Полицейская машина горит».

По данным Slon.ru, на митинге задержаны три человека в капюшонах.

Предыдущий материал Мое 6 мая. Внутри воронки
Следующий материал Начинается Occupy COLTA

новости

ещё