pic-7
Анна Голубева
19 февраля 2013 Медиа Комментарии ()

И снова до свидания!

И снова до свидания!

АННА ГОЛУБЕВА о том, что будет с «ТЭФИ» без ВГТРК и как покончить с телераздорами

Не то чтобы заявление о выходе ВГТРК из Академии российского телевидения грянуло как гром среди ясного неба. Государственный медиахолдинг давно состоял в ней чисто платонически — из учредителей не выходил, членские взносы платил, но в церемонии «ТЭФИ» не участвовал.

Нет, конечно, решение об окончательном разрыве огорчило маститых телеакадемиков. Их беспокоит будущее «ТЭФИ». Тем более что президент фонда «АРТ» в этих обстоятельствах готов покинуть свой пост.

Ну точно как в 2008-м. Тогда госхолдинг впервые отказался участвовать в конкурсе, и телеакадемики беспокоились о будущем «ТЭФИ». Тогдашний президент фонда «АРТ» Владимир Познер вел переговоры с гендиректором ВГТРК Олегом Добродеевым и еще прежде вышедшими из академии каналами «Газпром-медиа», обещал провести масштабную реформу и выразил готовность покинуть свой пост.

И покинул. Но, как выяснилось, дело не в том, что Познер плохой дипломат, связан с Первым каналом и выглядит для его конкурентов необъективным. Проблемы были глубже. И Михаил Швыдкой, сменивший Познера в кресле президента фонда «АРТ» и казавшийся всем компромиссной фигурой, этих проблем тоже не решил. Хотя он провел в телеакадемии масштабные реформы.

© ИТАР-ТАСС

Заявление о разводе с «ТЭФИ» госхолдинг обнародовал накануне заседания учредителей фонда и за четыре дня до окончания срока подачи работ на конкурс — надо полагать, имели место сомнения и переговоры. Но что за сомнения и о чем не договорились, ВГТРК не сообщает.

Как и пять лет назад, в заявлении ссылаются на то, что академия превратилась в «площадку телераздора», а результаты конкурса без участия НТВ и ТНТ вызывают сомнения. Да, сейчас это звучит сильнее, чем в 2008-м. НТВ за это время утвердился в роли лидера федерального телевидения, ТНТ занимает первое место среди молодежных каналов. Без них конкурс трудно назвать общенациональным.

Как и пять лет назад, Познер считает: ВГТРК в обиде на то, что ее передачи перестали получать премию. Хотя вообще-то это не так. Даже во время бойкота программы госхолдинга, как мы знаем, на конкурс выставлялись — правила допускают выдвижение не только вещателем, но и автором, и производителем — и регулярно побеждали. Года не проходило, чтобы «Культура», эта священная корова нашего телевидения, не унесла с церемонии очередного «Орфея» — то передаче «Нескучная классика», то ведущему Александру Архангельскому, то сценаристу Анатолию Смелянскому. Награждали ток-шоу «России 1» «Исторический процесс». Информационный канал «Россия 24» в 2009-м получил спецприз академии.

Но руководство государственного телевидения мыслит иными категориями. С его горней высоты заметно на подведомственных просторах только главное — новости, публицистика, аналитика. А на «ТЭФИ» важны главные номинации — «информационная программа», «информационно-аналитическая программа», ведущие этих программ, «репортер» и «интервьюер». Патриарх отечественного информационного вещания Олег Добродеев привык, что его творения часто побеждают в этих престижных номинациях. Так повелось от сотворения «ТЭФИ», в котором он лично принял участие, так было, когда он создавал ВГТРК, и когда он создавал НТВ, и когда он снова пересоздавал ВГТРК, и присно, и во веки веков.

И что, скажите, ВГТРК в этом окружении делать? Нет, на выход, учреждать своего «Золотого орла».

Бойкот «ТЭФИ» руководимая им ВГТРК начала после той церемонии, где 23 из 40 «Орфеев» достались Первому каналу, а госхолдинг получил всего 7 статуэток. Претензии у руководства ВГТРК были такие: процедура голосования несовершенна, телекомпании в академии представлены непропорционально, академиков мало и над ними тяготеют корпоративные интересы.

Поголовье академиков уже к 2010-му увеличили вдвое — их стало 552. Процедуру голосования в ходе реформ тоже принципиально изменили. Не факт, что теперь все совершенно и пропорционально. Но факт, что голосующими академиками куда сложнее дирижировать. Конечно, кем-то по-прежнему управляют корпоративные интересы — но не всеми и не во всем. Академики иногда норовят проголосовать по-своему — то за опальную Манану Асламазян выступят, то дадут «ТЭФИ» фрондерствующему «Дождю». И стабильно, почти каждый год, присуждают статуэтки передачам РЕН ТВ, все еще относительно свободным от госзаказа, — либо «Новостям 24» с Михаилом Осокиным, либо «Неделе» с Марианной Максимовской, либо обоим.

Прикажете руководству государственного телевидения сидеть в первом ряду, улыбаться и махать информационному «Орфею», созданному при его личном участии? Который плывет мимо — к тем, кто тоже создан при его участии и лично им научен делать новости, свободные от госзаказа?

Можно сколько угодно твердить, что все это уже не так важно, что информационные номинации в списке «ТЭФИ» давно не в первых строках, а под номером 29 и ниже, что настоящей аналитики на ТВ сто лет как нет, а новости теперь смотрят вообще не по телевизору. Во-первых, с горних высот государственного ТВ виднее, кто, где и что смотрит. А во-вторых — что вы предлагаете? Спуститься с высот в юдоль развлекательного вещания?

© ИТАР-ТАСС / Colta.ru


Что с ВГТРК будет без «ТЭФИ»?

Живут же без «ТЭФИ» каналы «Газпрома». Да, в коридорах «Останкино» все еще висят портреты энтэвэшников со статуэтками в руках. Ну, будет висеть память о древних трофеях и на сайте ВГТРК: «Профессионализм менеджеров и журналистов “России 1” заслужил признание коллег-конкурентов: на первой церемонии вручения призов “ТЭФИ” в 1995 году главная информационная программа телеканала — “Вести” — была признана лучшей на отечественном ТВ. С тех пор программы и новые проекты “России 1” ежегодно возглавляют списки лауреатов профессиональной телевизионной премии страны» .

Пока непонятно, что будет с академиками, работающими на каналах холдинга, — грядет ли их массовый исход из академии? И смогут ли 89 региональных филиалов ВГТРК участвовать в конкурсе «ТЭФИ-регион»?

В своем заявлении ВГТРК говорит о создании альтернативного конкурса. Классический ход, мудрая стратегия: не можешь стать первым в этом королевстве — создай свое и стань королем. Не нравилась Никите Михалкову «Ника» — взял и создал своего «Золотого орла». Да чего далеко ходить, НТВ после выхода из АРТ в 2007 году немедленно организовал всероссийский телеконкурс «Профессия — репортер». Соревнование для новостийщиков отвечало старинному слогану НТВ «Новости — наша профессия». Председателем жюри стала Татьяна Миткова, работ в первый же год прислали кучу, на следующий — еще больше, все было отлично, а потом заглохло. Потому что новости окончательно перестали быть профессией НТВ, и в роли короля репортеров он смотрелся странно. А соперничать с НТВ в том, что стало его профессией, — бесполезно. Тут он вне конкуренции. Но ВГТРК может, например, учредить соревнование за лучшее исполнение государственного заказа.

© ИТАР-ТАСС / Colta.ru


Что будет с «ТЭФИ» без ВГТРК?

В 2008 году опасались, что «ТЭФИ» без участия каналов ВГТРК и «Газпром-медиа» быстро захиреет. Процесс оказался затяжным. Неожиданно расцвел региональный «ТЭФИ». А национальная премия с каждым годом все тусклее, церемония проводится на непонятных площадках и транслируется все менее массовыми каналами. Или не транслируется — как в 2008-м. Или не проводится — как в 2011-м. Не диво, что, глядя на это со стороны, «Газпром-медиа» и ВГТРК обратно в академию не рвутся.

С другой стороны — как-то премия все-таки выжила без НТВ, ТНТ и полноценного участия ВГТРК. Может, все не так страшно? Если вычесть из списка учредителей фонда «АРТ» «Россию 1» и «Культуру», там все равно остается 17 крупных организаций — медиахолдинги, производящие компании, издательский дом и десяток массовых телеканалов. Можно зайти на сайт академии и оценить, как внушителен этот список.

Что еще сказать, глядя на него? Что как минимум шесть из десяти поименованных телеканалов — а именно Первый, СТС, РЕН ТВ, Пятый, «Домашний», «Перец» — полностью или частично принадлежат «Национальной Медиа Группе» Юрия Ковальчука, известного дружественными отношениями с высшими лицами государства. Первый, РЕН ТВ и Пятый прямо указаны в числе активов «НМГ». Через дочерние структуры компания владеет блокирующим пакетом СТС (одноименный канал, «Домашний» и «Перец»).

И что, скажите, ВГТРК в этом окружении делать? Нет, на выход, учреждать своего «Золотого орла».

Но есть способ лучше. Если верить журналистам, к медиаактивам «Газпрома» «НМГ» уже близка. Так, может, стоит ей приобрести и ВГТРК? Это ведь нетрудно — придумать, как логично передать госсобственность в частные руки, тем более дружественные государству. На оставшуюся мелочь можно купить остальные четыре канала из числа учредителей АРТ. И все! Проблемы «ТЭФИ» решены! Противоречия сняты! Национальный телевизионный конкурс становится внутренним конкурсом «Национальной Медиа Группы». Вроде бега в мешках на корпоративе — весело, уютно, все свои, никаких телераздоров.

новости

ещё