pic-7
Василий Корецкий
15 февраля 2013 Кино Комментарии ()

Отпуск в сентябре

Отпуск в сентябре

На следующей неделе в прокат выходит черная комедия Бена Уитли «Раз, два, три, умри!» ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ увидел в этой, типично английской, истории серийных убийц в гамашах много милых русскому сердцу деталей


Говорят, третий фильм Уитли не удался. Нестрашный. Тут хочется возразить — канонический, олдскульный хоррор никогда не был главным содержанием картин Бена Уитли. Его кинодебют, маленький и кровавый «Down Terrace», снятый с долготерпением и невозмутимостью социально-кухонной драмы, больше рассказывал о привычках, травмах, бытовых проблемах провинциальных мафиози, чем об ужасах междоусобицы в отдельно взятой английской семье. Разумеется, эта бытописательность была и есть насквозь пародийна. Типизация и собирательность не всегда, но регулярно просматривались сквозь молотилку нечленораздельных диалогов и достоверность кукольных, уютных по английским представлениям, интерьеров. «Страшный» «Список смертников», в котором частная жизнь заурядной семьи вдруг, необъяснимой волей неназванных сектантов-язычников, превращалась в свой собственный сатанинский негатив, тоже брал в основном показным натурализмом — если долго и сосредоточенно проламывать человеку в кадре череп молотком, содрогнется даже опытный синефил. Настоящая жуть первых двух фильмов Уитли на самом деле чувствовалась уже потом, ретроспективно — после того как тебе показали, что черти тоже пользуются чайными сервизами, невольно будешь вздрагивать при виде простого молочника.

© 2012 - StudioCanal

«Раз, два, три, умри!» лишен этой бесовщины. Насилие здесь подается не как темная сторона жизни обывателей с брюшком, но как их неотъемлемое, выстраданное право. Пара влюбленных неудачников под сорок (комедийные телезвезды Элис Лоуи и Стив Орам) едет дождливой осенью в свое первое сентиментальное путешествие по живописной английской провинции. Традиционная форма семейного отдыха — на машине с трейлером и собачкой. Вечнозеленый дрок по обочинам, деревенские пабы, музей трамваев, музей карандашей, мостик через ручей XV века, римский акведук. Милую природу портят лишь ужасные, невежливые, зазнавшиеся люди, от которых наши герои лихо — и часто с выгодой для себя — избавляются, входя во вкус; ну точно «Прирожденные убийцы» с Монморанси.

© 2012 - StudioCanal

Особой теплоты и уюта этому сюжету придают неожиданные культурные параллели. Тина и Крис — персонажи не только фильмов Кена Лоуча и Майка Ли, но и текстов Пищиковой, Долгиновой... да Гоголя, в конце концов! Фактически их недолгий санитарный рейд по северу Англии — это посмертные приключения Акакия Акакиевича, восстание маленького человека, безнадежное, но ох какое понятное.

Их смешные британские привычки вдвойне нам не чужие: во-первых, эти туристы кажутся ожившими иллюстрациями журнала «Англия», который служил маленьким уютным окном в Европу с лужками, Стоунхенджами и невиданными историческими музеями. А во-вторых, это же туристы! Бледнолицую пару немолодых голубков в уродливых свитерах и с печатью тяжелого отчужденного труда на лице можно вполне представить на Селигере, на пути из Костромы в Иваново, в Лисьей бухте… на перевале Дятлова, в конце концов. Советское кино не раз подступалось к булгаковской теме трагикомического демонизма простых людей (см., например, «Неотправленное письмо» Калатозова) — но геологи и барды так и не решались врезать лопатой по голове осточертевшему соседу по палатке. Тем радостнее смотреть сейчас, как солнышко лесное освещает капли крови на покрытых лишайником базальтовых глыбах, как рождается у янтарной сосны план расправы с очередным нечистоплотным путешественником. И, к слову, о якобы отсутствующем жутком: не знаю, как вы, а я в жизни не видел ничего инфернальнее вязаного розового бикини, приготовленного Тиной для вечера трейлерной страсти.

© 2012 - StudioCanal

Предыдущий материал Политика как эстетика

новости

ещё