pic-7
Дарья Атлас

Искусство: главное за неделю

Искусство: главное за неделю

Чего нельзя пропустить с 11 по 17 февраля (по мнению редакции)


Вечер вернисажей на «Винзаводе», день открытий в PinchukArtCentre, Евгений Фикс в Нью-Йорке, Евгений Антуфьев в Италии, 1993 год в New Museum, «Документы времени» в ГЦСИ.


11 февраля, понедельник, 19:00
Галерея «Комната»
Ул. Неглинная, 29/14, в здании театра «Школа современной пьесы»

Михаил Заиканов. Правила игры

Предоставлено организаторами

Новый проект Михаила Заиканова, дебютировавшего выставками в квартирной галерее BrownStripe и на Площадке молодого искусства «Старт», посвящен играм. Художник предлагает найти «правильный угол зрения» и увидеть за невинными шалостями «корень многих проблем в обществе, болевые точки и явления, способные его расколоть».
Куратор — Елена Яичникова.
По 14 марта


12 февраля, вторник, 19:00
XL Projects в пространстве XL-галереи
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6

0331c. Забор

Предоставлено организаторами

В пространстве галереи XL в рамках новой экспозиционной программы XL Projects откроется выставка московского уличного художника 0331с. В проекте «Забор» он соединит декоративно-коммерческое начало с грубой стихией улицы, совместит бесконечные бетонные заборы, заполненные надписями и граффити, с утонченной уютно-домашней эстетикой фарфора. Это будет серия из 133 фарфоровых статуэток, расписанных вручную в технике подглазурной росписи, хрупких миниатюрных копий отдельных уличных заборов. По словам художника, он «хотел запечатлеть часть истории, скопировав рисунки современных уличных художников, граффитчиков и просто людей, которые используют стены как холст, как послание своих мыслей или пропаганду чего-либо», а проект «Забор» — это «просто способ принести улицу в галерею».
Cоавтор — Гриша Что. Кураторы — Кирилл Кто, Анна Нистратова.
По 13 марта


12 февраля, вторник, 19:00
Галерея Pop/off/art
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6

Влад Юрашко. Не выходя из леса

Courtesy: Галерея pop/off/art

В своем новом проекте «Не выходя из леса» живописец Влад Юрашко занимается, как следует из пресс-релиза, поисками «архетипического образа славянской души». Эти поиски привели художника напрямую к образу леса, причем «леса, из которого нет выхода». В живописных экспериментах Юрашко лес связан с целой цепочкой очень конкретных и личных ассоциаций: армейская служба, бытовая агрессия, жизнь в животном состоянии, духовный опыт и художественные практики.
По 10 марта

 
12 февраля, вторник, 19:30
Галерея Grinberg
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6

Павел Пепперштейн. Расширенная семья / Extended Family

Предоставлено организаторами

Проектом Павла Пепперштейна галерея «Гринберг» открывает новую выставочную программу, планируя уйти от привычного формата фотовыставок. «В рамках современного художественного процесса фотография сближается с другими тиражными практиками, что дает возможность расширить ее контекст, рассматривая ее как “малую семью” в рамках “расширенной семьи”: у фотографии масса кузенов и кузин, и между разными семейными ветвями нет такой уж большой разницы», — поясняют организаторы. Первый проект, совместно с галерей Paperworks, посвящен графическим работам Павла Пепперштейна из альбома «День», в котором аллегорически переосмысляется Великая Отечественная война, а исторический и конкретный День Победы трансформируется в некий обобщенный и вечный. Также в рамках выставки будут представлены альбомы Валерия Чтака, Виктора Пивоварова, а также еще один альбом Пепперштейна The Gun and the Heart.
По 10 апреля


12 февраля, вторник, 19:00
Культурный альянс. Проект Марата Гельмана
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6

Вектор Перми. Итоги развития современного искусства в регионе

© winzavod.ru

Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич. Из проекта «Местность», 2012г.

Это уже вторая выставка «Культурного альянса», посвященная искусству регионов, пионером проекта стал Ижевск. На этот раз будут показаны художники из Перми — города, в котором последние годы был так активен Марат Гельман.
Участники: Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич, Вячеслав Смирнов, Андрей Безукладников, Александр Греков, Антон Семакин, Зоя Миронова, Александра Бубнова, Петр Стабровский, Игорь Рябов, Александр Агафонов и Алексей Гаврилов, Sad Face.
По 10 марта


12 февраля, вторник, 19:00
ЦСИ «Винзавод», Площадка молодого искусства «Старт»
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6

Екатерина Лупанова. Почти ничего
Выставку Екатерины Лупановой не надо смотреть. Ее надо слушать и трогать, предупреждают нас организаторы. Создавая сложносочиненную инсталляцию, молодая художница делится своим повседневным тактильно-слуховым опытом. Посетителя ожидают шуршание бумаги, шелест фольги, хруст гравия, щелканье проектора, другие звуки и ощущения.
По 17 марта


12 февраля, вторник, 19:00
Frolov Gallery
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6

Ральф Касперс. Избранное

Courtesy Ральф Касперс / FrolovGallery

Ральф Касперс. «Лужники». Москва, 2008

Ральф Касперс — представитель знаменитой дюссельдорфской школы концептуальной фотографии, известный немецкий фотограф, чьи выставки за последние годы неоднократно проходили в России на разных площадках. Он работает с различными темами, но одно из преобладающих направлений его деятельности — монументальные виды природы, города и архитектурных сооружений. Ряд проектов Касперса создан специально для России. На выставке будут представлены как новые, так и уже известные работы.
По 31 марта

 
12 февраля, вторник, 19:00
Галерея 11.12
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6

Владимир Колесников. ВВС

© 11-12.ru

«ВВС» — персональная выставка краснодарского живописца Владимира Колесникова, бывшего художника галереи «Айдан». Новая серия масштабных работ расширит круг уже узнаваемых монохромных и очень графичных живописных композиций Колесникова. Как говорится в пресс-релизе: «Данная экспозиция является продолжением серии работ Владимира Колесникова “Силы Небесные”. Вертолеты сменили модифицированных ангелов. Ноль эмоций, строгие, холодные рисунки, вызывающие в памяти знаменитую сцену вертолетной атаки Фрэнсиса Форда Копполы на фоне музыкальной темы “Полет валькирий” из вагнеровской оперы о Нибелунгах». На выставке будут представлены как новые работы Владимира Колесникова из серии «ВВС», так и проекты, созданные художником за последние пять лет.
По 10 марта

 
12 февраля, вторник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Ирина Дрозд и Иван Плющ. Творческая встреча

© ncca.ru

Дрозд Ирина. Плющ Иван. Прятки, 2010. В коллекции ГЦСИ

Питерские художники, занимающиеся живописью, создающие скульптуры и масштабные инсталляции, расскажут о своем творчестве на примере отдельных работ. Встреча проходит в рамках цикла «Художники коллекции», целью которого является осмысление истории современного искусства через обращение к отдельным произведениям, а также популяризация постоянной коллекции ГЦСИ.


13 февраля, среда, 12:00
ЦСИ «Винзавод», Цех красного, Цех белого
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6

Лучшие фотографии России — 2012 (Best of Russia)

© thebestofrussia.ru

Коротаев Артем. Акция в поддержку «Pussy Riot» в Москве, 2012

Ежегодный масштабный проект «Лучшие фотографии России — 2012», организованный «Винзаводом», проводится в этом году в пятый раз. Целью проекта, поддерживаемого Министерством культуры, заявлено стремление отобразить жизнь России за прошедший год. По словам организаторов, речь пойдет о «выборах президента России, наводнении в городе Крымске, торжественном марше на Красной площади, матче Лиги чемпионов УЕФА, строительстве моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке, митингах на Болотной площади». В экспозицию вошло 276 фотографий, география которых охватывает всю Россию — «от Москвы до поселка Хужир в Бурятии, от города Терскол в Кабардино-Балкарии до Надыма в Ямало-Ненецком автономном округе, от Камчатки до Крымска в Краснодарском крае».
По 24 марта


13 февраля, среда, 12:00
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Болотная набережная, 3, стр. 1

Яков Рюмкин. Живите, пожалуйста!

© lumiere.ru

Яков Рюмин. Букварь. 1950-е

Выставка приурочена к столетию выдающегося советского фоторепортера Якова Рюмкина (1913—1986). Рюмкин создал свою фотолетопись работы, войны и быта СССР, запечатлев как важные мгновения истории, так и милые моменты повседневности. В довоенное время, с начала 1930-х годов, работал в украинских газетах «Вечернее радио» и «Коммунист». Во время Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты «Правда», снимал на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, а затем — в Берлине. В послевоенные годы сотрудничал с газетами «Правда», «Советская Россия», журналом «Огонек», издательством «Колос». На выставке будет представлено более 50 фотографий военного и послевоенного периода, напечатанных вручную с оригинальных негативов.
По 7 апреля


13 февраля, среда, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Блицкриг: текст анонса выставки. Лекция Фаины Балаховской
Лекция Фаины Балаховской, искусствоведа, критика и редактора рубрики «Искусство» журнала Time Out, посвящена одному из жанров письма об искусстве — анонсу выставки. Этот жанр имеет свои особенности и правила, которые отличают его от рецензий, монографий и статей. Фаина Балаховская поделится опытом и расскажет, как избежать ошибок.
Стоимость лекции — 100 рублей. Для льготных категорий — 50 рублей.


13 февраля, среда, 11:00
New Museum
235 Bowery, Нью-Йорк, США

Нью-Йорк 1993: Experimental Jet Set, Trash and No Star

© newmuseum.org

Впечатляюще масштабная выставка, которая заполнит все пять этажей New Museum, задумана как капсула времени, эксперимент с коллективной памятью, попытка захватить отдельные явления на пересечении искусства, поп-культуры и политики. Цель выставки «Нью-Йорк 1993» — представить искусство, созданное и выставленное в Нью-Йорке в течение одного года, и создать синхронную панораму времени, в которой признанные авторы выступают рядом с художниками, чьи имена со временем перестали обсуждаться. Выставка будет включать в себя ряд исторических реконструкций важных инсталляций и выставок 1993 года. Название Experimental Jet Set, Trash and No Star отсылает к одноименному альбому, записанному рок-группой Sonic Youth в Нью-Йорке в том самом 1993 году. По словам организаторов: «Социальный и экономический ландшафт начала 1990-х был поворотной культурной точкой на национальном и глобальном уровне. Конфликт в Европе, попытки установления мира на Ближнем Востоке, распространение СПИДа, национальные дебаты по вопросам здравоохранения, контроль над огнестрельным оружием, права геев и едкие политические дискуссии послужили фоном и материалом для ряда молодых художников, которые стали известны в 1993 году».
Куратор выставки — Массимилиано Джони, сокураторы — Гари Каррион-Мураяри, Дженни Мур, Марго Нортон.
Участники: Мэтью Барни, Андреа Фрэзер, Роберт Гобер, Риркрит Тиравания, Нан Голдин, Феликс Гонзалес-Торрес, Кики Смит, Лорна Симпсон, Вольфганг Тильманс, Дерек Джармен, Коко Фуско, Питер Хелли, Сара Лукас, Андрес Серрано, Габриэль Ороско, Пол Маккарти, Синди Шерман, Дэвид Хэммонс, Рудольф Стингел, Майк Келли, Энни Лейбовиц и еще около 60 других авторов.
По 26 мая

 
14 февраля, четверг, 19:00
Историко-мемориальный музей «Пресня»
Б. Предтеченский пер., 4

Показ фильма «И все-таки я верю…»

Предоставлено организаторами

В рамках программы «История контр история», организованной музеем «Пресня», состоится второй показ, на этот раз фильма «И все-таки я верю...», снятого советским кинорежиссером Михаилом Роммом, автором знаменитого «Обыкновенного фашизма». «И все-таки я верю...» — документальный фильм середины 1970-х, последняя работа Ромма, так им и не завершенная — доделывали ее молодые Элем Климов и Марлен Хуциев. Фильм-размышление пронизан апокалипсическими ощущениями. По словам Климова, эту работу «можно назвать построммовским фильмом. В нем нашел свое отражение и спокойный и рассудительный характер Хуциева, и мой более взрывной темперамент. Мы старались его доделать с любовью и надеждой, что апокалипсисы были и будут, однако человеческая природа это побеждает». Фильм представят кинокритик и режиссер Кирилл Адибеков и историк Илья Будрайтскис.
Фильм будет показан в DVD-копии.
Вход по билетам в музей — 50 р.

 
15 февраля, пятница, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Документы времени. Новое поколение. Видеопоказ, дискуссия
В рамках программы Карины Караевой «Видео-cinema» состоится дискуссия, совмещенная с видеопоказом документальных работ режиссеров из школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Молодые режиссеры предлагают новый документальный язык, сочетающий, по словам организаторов, «реакцию на политические изменения с романтизацией стиля». В программе: «С.П.А.Р.Т.А.: территория счастья», реж. Анна Моисеенко (62 мин., 2012); «Временные дети», реж. Зося Родкевич (50 мин., 2010); «25 сентября», реж. Аскольд Куров (30 мин., 2010). Все эти работы стали провозвестниками нашумевшего фильма «Зима, уходи».
Участники дискуссии: Марина Разбежкина, Алексей Жиряков, Денис Клеблеев, Дмитрий Кубасов, Аскольд Куров, Надежда Леонтьева, Мадина Мустафина, Зося Родкевич, Антон Серегин, Елена Хорева.


15 февраля, пятница, 18:00
Winkleman Gallery
621 West 27th Street, Нью-Йорк, США

Евгений Фикс. Гомосексуальность — это атомная бомба Сталина, уничтожающая Америку

© Etienne Frossard / winkleman.com

«Гомосексуальность — это атомная бомба Сталина, уничтожающая Америку» — очередная персональная выставка Евгения Фикса, художника из Москвы, последние 20 лет живущего и работающего в Нью-Йорке. Большинство проектов Фикса являются художественными исследованиями истории коммунизма, и настоящий — не исключение. Название взято из статьи сторонника «холодной войны» Артура Гая Мэтьюза и связано с бытующей в американском правительстве в середине XX века конспирологической теорией о зловещем заговоре Советского Союза, «пропагандирующего гомосексуализм» как инструмент для уничтожения Америки. Выставка исследует исторические и идеологические связи между антикоммунизмом и гомофобией в Соединенных Штатах, как и коммунистических взглядов с сексуальной идентичностью. Используя сухие факты и доводя их порой до гротеска, художник проводит параллель между коммунистической деятельностью начала XX столетия и движением за права геев во второй половине века.
По 16 марта


15 февраля, пятница
Guggenheim Museum
1071 Fifth Avenue (at 89th Street), Нью-Йорк, США

Гутай: Величественная площадка для игр

© guggenheim.org / Makiko Murakami and the former members of the Gutai Art Association, courtesy Museum of Osaka University

Сабуро Мураками. Проходя сквозь, 1956

В Музее Гуггенхайма открывается масштабная выставка, посвященная одному из самых известных и влиятельных направлений в послевоенном искусстве Японии — группе «Гутай». Эта первая в США ретроспективная выставка «Гутай» призвана стать своего рода исследованием творчества объединения, продемонстрировать деятельность художников во всем разнообразии, изучить социально-политический контекст их творчества и рассмотреть связи этого важного международного авангардного движения 1950—60-х с общей историей современного искусства в мировом масштабе. На выставке будет представлено около 120 объектов 25 художников, собранных из крупных музейных и частных собраний Японии, США и Европы. Экспозиция, организованная тематически и хронологически, объединит как знаковые, так и менее известные работы группы «Гутай».
По 8 мая

 
16 февраля, суббота
PinchukArtCentre
Ул. Большая Васильковская / Бассейная, 1/3-2, блок А, Бессарабский квартал, Киев, Украина

Джейк и Динос Чепмены. Цыпленок
Тони Оурслер. agentic iced etcetera
Алексей Салманов. В лесу дешевле
Коллекционная платформа 4: Эмоции и технологии

© tonyoursler.com

16 февраля в киевском центре современного искусства PinchukArtCentre откроются одновременно четыре выставки. Скандальные английские художники Джейк и Динос Чепмены представят свою персональную выставку под названием «Цыпленок». Второе открытие — выставка американского художника Тони Оурслера agentic iced etcetera, на которой будут показаны новые работы художника. Проект Оурслера, известного своими скульптурными видеоинсталляциями, формально будет сделан в духе предыдущих его проектов и, как сообщается на сайте художника, затронет «общие темы случая в повседневной жизни, безнадежно романтических отношений и тенденции к магическому мышлению». Помимо этого откроется персональная выставка лауреата специальной премии PinchukArtCentre Prize Алексея Салманова. Проект «В лесу дешевле» разместится в пространстве РАС-UA. Параллельно с тремя персональными выставками в эту же субботу в PinchukArtCentre стартует групповой проект «Коллекционная платформа 4: Эмоции и технологии».
Выставка Салманова — по 17 марта, остальные — по 21 апреля


16 февраля, суббота, 18:00
Collezione Maramotti
Via Fratelli Cervi, 66, Реджо-Эмилия, Италия

Евгений Антуфьев. Двенадцать, дерево, дельфин, нож, лохань, кристалл, кости и мрамор — синтез. Исследуя материалы

© Евгений Антуфьев / collezionemaramotti.org

Этот проект с длинным и нарочито загадочным названием создан в Италии специально для Collezione Maramotti. Еще одна алхимическая выставка художника основана на использовании типичных для автора материалов: тканей, дерева, кристаллов, костей, волос и зубов. Антуфьев трудится: шьет, вышивает, вырезает куски дерева и кости, и все это — чтобы восстановить ныне утерянную, древнюю ауру таинственности и священности образов, вспомнить шаманские обряды родной для художника Сибири.
По 31 июля


16 февраля, суббота, 18:00
Gagosian Gallery
6-24 Britannia Street, Лондон, Великобритания

Роберт Раушенберг. Jammers

В лондонском филиале Галереи Гагосяна открывается персональная выставка известного абстрактного экспрессиониста, концептуалиста и поп-артиста Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg, 1925—2008). В начале 1970-х Раушенберг переносит свою студию из Нью-Йорка на остров Каптива, недалеко от побережья Флориды. Этот переезд послужил толчком к новому этапу творчества: Раушенберг начинает активно оперировать большими объемами локального цвета и обращается к языку геометрической абстракции. Серия Jammers, отсылающая нас к названию парусного судна Windjammer, служит напоминанием о новой островной жизни художника. В то же время середина 1970-х, когда создавалась серия, — это годы путешествия Раушенберга в Индию, экзотика которой и вдохновила художника на использование ярких цветов и особое внимание к текстурным особенностям тканей.
По 28 марта


Адрес для пресс-материалов — art@colta.ru. Информация, поступившая позднее четверга предыдущей недели, может не попасть в эту рубрику. Редакция оставляет за собой право публиковать или не публиковать присланные материалы.

новости

ещё