pic-7
Дарья Атлас

Искусство: главное за неделю

Искусство: главное за неделю

Чего нельзя пропустить с 21 по 27 января (по мнению редакции)

Онлайн-резиденция, ретроспективы группы «Р.Э.П.», Макса Эрнста, Игоря Мухина и Зарины Хашми, Вольфганг Лайб в МоМА, Ольга Тобрелутс в ММСИ, лекция Дэвида Эллиота, выставка «Экономика», польские художники в Краснодаре.



21 января, понедельник, 22:00 (по московскому времени)
Reality Raum Residenz

Ева Кадлец. Освобождение Бабы Яги. Воркшоп

© evakadlec.wordpress.com

Всех любителей подглядывать за чужой жизнью ожидает интригующее онлайн-открытие. Reality Raum Residenz — это художественная резиденция, придуманная и организованная студенткой Венской академии художеств Анной Ходорковской. Резиденция располагается в съемной комнате в Вене. Каждый участник заселяется в предоставленное пространство на неделю и за это время воплощает задуманный проект. Все, что происходит на территории резиденции в течение недели, транслируется в интернет. Любой желающий может наблюдать за жизнью и художественной деятельностью участника 24 часа в сутки при помощи видеостриминга. Участниками двух предыдущих проектов были галерист и куратор Ханс Кнолль и художник Эдин Зенун, ученик Даниэля Рихтера. Третий резидент R-R-R, австрийская художница Ева Кадлец, как предостерегают организаторы, «не боится быть чувственной, эмоциональной в своих работах и слышать о них комментарии “слишком девичье”». В рамках резиденции Ева Кадлец представит свой хореографический перформанс. Финисаж и презентация подготовленного за время пребывания в R-R-R проекта состоятся в воскресенье.
По 27 января


22 января, вторник, 18:00 — авторская экскурсия по экспозиции, 19:00 — открытие
Я Галерея
Ул. Гусенка, 17, Днепропетровск, Украина

Группа «Р.Э.П.». Солнце бедных

© rep.tinka.cc

Р.Э.П. Суперпропозиция. 2008. Кадр из видео

Группа «Р.Э.П.» («Революционное экспериментальное пространство») была основана в 2004 году на волне «оранжевой революции» молодыми украинскими художниками, из которых на данный момент в группе остались Никита Кадан, Ксения Гнилицкая, Леся Хоменко, Лада Наконечна, Жанна Кадырова и Владимир Кузнецов. Областью интереса художников, как говорится в тексте к выставке, «были площадные “демократические ритуалы” Оранжевой революции и социальная апатия последовавшего за ней периода, патриотическая официозная репрезентация и “слепые зоны” выживания обнищавших граждан, трудовая миграция и продажа земли, одновременное стремление к культурной самоизоляции и желание поверхностно сымитировать лучшие “мировые достижения”». На выставке в Днепропетровске будут представлены видеоработы и документация акций группы «Р.Э.П.» за последние восемь лет (2005—2012). Помимо того, специально для выставки создана новая инсталляция.
По 7 марта

 
22 января, вторник
Van Abbemuseum
Bilderdijklaan, 10, Эйндховен, Нидерланды

12+12: Вино и сны искусства

© pogarsky.ru

Разворот каталога «Wine and Dreams of Art»

Неоднозначная выставка в некогда столь любимом левой художественной средой музее Ван Аббе. По задумке в проекте участвуют 12 художников с русской стороны и столько же с голландской. Куратор с российской стороны — Михаил Погарский, от Нидерландов — Серж-Алеша Стоммелс. Целью сотрудничества двух стран является производство книги, посвященной теме борьбы дионисийского и аполлонического начал в искусстве. Как следует из пресс-релиза, выставка призвана ответить на ряд вопросов, связанных со знаменитой ницшеанской парой: «Но разве аполлоническое и дионисийское не две стороны одной медали? В конечном счете оба эти полюса могут уживаться в рамках отдельного произведения искусства. Скорее всего классификация работ на такой основе будет выглядеть искусственной и схематичной. Как современные художники реагируют на подобного рода схематичное разделение?» Каждый из 24 художников отвечает по-своему.
Участники: Франк ван Ансэм, Дмитрий Бабенко, Саймон Бенсон, Тео Бесемер, Дмитрий Дроздецкий, Ксения Галяева, Гарри Херритц, Евгений Глызь, Дидерик Хроотянс, Ирина Яблочкина, Ольга Карякина, Валерий Корчагин, Мархрит Лойтен, Александр Медведев, Хеерт-Ян ван Остенде, Елена Павлова (Потанина), Петр Перевезенцев, Михаил Погарский, Андрей Ройтер, Жак Сплинтер, Элисабет Тоннар, Василий Власов, Вим Зурне, Хонда ван дер Зваах.
Выставка в Ван Аббе — часть большой интернациональной программы «12+12», в рамках которой у России уже было четыре проекта — совместных с Италией, Англией, Украиной и Германией—Австрией.
По 5 апреля

 
22 января, вторник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Сергей Бугаев (Африка). Авторский вечер
В рамках программы «Творческие мастерские» в ГЦСИ состоится встреча с петербургским художником Сергеем Бугаевым (Африкой), по совместительству актером, писателем, редактором, музыкантом и доверенным лицом Владимира Путина. Он широко известен ролью музыканта Бананана в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», а его имя связано с рядом групп и объединений: «Новые художники», «Медгерменевтика», «Звуки Му», «Аквариум», «Кино», «Поп-механика». В рамках вечера состоится презентация последних художественных проектов и книг художника.


23 января, среда, 19:00
25 января, пятница, 19:00
Приволжский филиал ГЦСИ
Арсенал, Кремль, корп. 6, Нижний Новгород

Параллельная программа к выставке «Елка Вальтера Беньямина»
Проект «Елка Вальтера Беньямина» посвящен легендарному «Московскому дневнику» немецкого философа Вальтера Беньямина. Это цикл частных записей Беньямина, сделанных во время посещения Москвы в 1926—1927 гг.
23 января в рамках параллельной программы проекта пройдет показ фотографий «Беньяминовская оптика в современной Москве. Взгляд художника» с комментариями философа и издателя Александра Иванова и художницы Ольги Чернышевой, а 25 января пройдет демонстрация знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925), которая будет сопровождаться комментариями видеохудожников Сергея Проворова и Галины Мызниковой, известных как группа «Провмыза».


23 января, среда, 19:30—21:00
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Лекция Анны Толстовой «Газетная критика в России. Жанры и границы. Трудности перевода»
Вторая лекция из четырехчастного платного лекционного курса «Газетная критика как форма перевода», начало которого мы уже анонсировали. Лекция обозревателя отдела культуры ИД «Коммерсантъ» Анны Толстовой посвящена газетной критике в России.
Стоимость лекции — 100 рублей. Для льготных категорий граждан — 50 рублей.


23 января, среда, 19:00
Карась Галерея
Андреевский спуск, 22А, Киев, Украина

Леся Хоменко. Смешанные чувства
«Смешанные чувства» — новый проект украинской художницы, участницы группы «Р.Э.П.» Леси Хоменко, занимающейся преимущественно живописью. На выставке будут представлены свежие живописные и графические работы художницы, в совокупности образующие всеобъемлющую инсталляцию, которая должна заполнить все выставочное пространство. Изображенные художницей человеческие тела, рассеченные и деконструированные, тяготеют скорее к абстрактной, чем к фигуративной живописи, так как модифицированные композиции теряют четкую сюжетную завязку. Волею судьбы искусство Хоменко вступит в прямой диалог с местным колоритом галереи, разместившейся в мещанской квартире середины XIX века, — пространством с камином, лепниной и фортепьяно, что должно, по замыслу организаторов, рождать «смешанные чувства».
По 11 февраля

 
23 января, среда, 19:00
The Museum of Modern Art
11 West 53 Street, Нью-Йорк, США

Вольфганг Лайб

© moma.org. Courtesy Sperone Westwater Gallery, New York

Немецкий художник-концептуалист Вольфганг Лайб (Wolfgang Laib, род. 1950), работающий преимущественно с природными материалами, представит свой проект «Пыльца лесного ореха». Обычно для создания художественных проектов Лайб использует один или два природных материала, такие, как молоко, мрамор, пыльца, рис и пчелиный воск. Своими скульптурами и инсталляциями он стремится создать ощущение спокойствия, красоты и безмятежности. Проект «Пыльца лесного ореха» был создан специально для МоМА. Инсталляция призвана наполнить строгое белое пространство музея природным желтым свечением. В пыльце художника привлекает ее символичность. Фундуковая пыльца, которая будет использована для инсталляции, собиралась Лайбом с середины 1990-х годов в природной среде, окружающей его дом и студию, в небольшой деревне на юге Германии. К настоящему моменту это будет крупнейшая инсталляция, созданная художником из этого материала. Ее размер составит примерно 5,5 на 6,5 м.
По 11 марта


23 января, среда
Albertina
Albertinaplatz, 1, Вена, Австрия

Макс Эрнст. Ретроспектива

© VBK, Vienna 2012/Kunsthaus Zürich © albertina.at

Макс Эрнст. Весь город. 1935-1936. Холст, масло

В Австрии открывается большая ретроспектива Макса Эрнста (1891—1976), классика модернизма, одного из наиболее значительных представителей сюрреализма. Вокруг фигуры Макса Эрнста разворачивается целая энциклопедия искусства XX века. Среди его близких знакомых числятся Гийом Аполлинер, Робер Делоне, Пауль Клее. Вместе с Хансом Арпом Эрнст стоял у истоков кельнского дадаизма, вместе с Хоаном Миро оформлял театральные спектакли Дягилева, снимался в фильмах Луиса Бунюэля. В 1930-е годы Макс Эрнст посещал мастерскую Альберто Джакометти, тесно общался с Марселем Дюшаном и Марком Шагалом. Был женат сперва на галеристке и коллекционере Пегги Гуггенхайм, племяннице знаменитого мецената Соломона Гуггенхайма, затем — на художнице-сюрреалистке Доротее Таннинг. Имевший постоянную тягу к экспериментам Макс Эрнст является изобретателем фроттажа (1925) и целого ряда других художественных техник. На выставке будут представлены 180 картин, коллажей и скульптур художника, охватывающих все периоды его творчества. Произведения Эрнста, представленные наряду с документами и книгами, проиллюстрированными художником, призваны познакомить зрителей с его жизнью и наследием как в частном биографическом, так и в общем историческом контексте.
По 5 мая


23 января, среда, 19:00 — вход по пригласительным
24 января, четверг, 12:00 — вход для всех посетителей
ММСИ
Ермолаевский пер., 17

Ольга Тобрелутс. Новая мифология

Предоставлено ММСИ

Ольга Тобрелутс. Битва голых. 2011. Холст, масло

В Московском музее современного искусства при поддержке галереи «Триумф» открывается масштабная ретроспектива Ольги Тобрелутс, пионера российского медиаарта и ярчайшей представительницы Новой академии Тимура Новикова. Ее искусство можно охарактеризовать как компьютерный академизм. Известный американский писатель-фантаст Брюс Стерлинг называет ее «троянской Еленой с видеокамерой и компьютером». Тобрелутс работает с композициями классического искусства, античными мифами, известными сценами из наследия Ренессанса, выхватывает образы и сюжеты из различных эпох мирового искусства. «Картины Тобрелутс — это сложносочиненные манипуляции с исторической реальностью и мифами современной культуры, сплавленными воедино и превращенными в магическую сверхреальность», — сообщается в музейном пресс-релизе. Последние десять лет Тобрелутс преимущественно занимается живописью. Наряду с наиболее известными проектами художницы из музейных и частных коллекций впервые будут показаны экспериментальные работы.
Куратор выставки — Антонио Джеуза.
По 24 февраля


24 января, четверг, 19:00
Щербенко Арт Центр
Ул. Михайловская, 22В, Киев, Украина

Анна Звягинцева. Доверчивое движение
Первая персональная выставка молодой украинской художницы. Анна Звягинцева работает в различных жанрах, создает мультимедийные инсталляции, видеоработы, графические серии и книги. Как сообщают организаторы: «После нескольких лет участия в групповых экспозициях Анна Звягинцева делает первую персональную выставку, однако не выставляя накопленный, наработанный за годы материал, а создавая новую структуру, оформленную рядом жестов. “Смысловое мерцание” каждого из этих жестов делает общую структуру, конструкцию выставки, подвижной и изменчивой. Идея “доверчивого движения” в своей чистоте и даже буквальности оказывается единственной константой». На выставке будут представлены четыре проекта художницы: «Рисунки Пятигорского», «Тропинки», «Скульптуры моего отца» и «Пустая книга».
По 12 февраля


24 января, четверг, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Лекция Дэвида Эллиота «Искусство как вирус»

© ncca.ru

В Москве пройдет лекция известного куратора и искусствоведа из Великобритании Дэвида Эллиота (David Elliott, род. 1949). За последние 40 лет Эллиот успел побывать директором трех музеев современного искусства — в Оксфорде, Стокгольме и Стамбуле, а также Художественного музея Мори в Токио. Он был куратором Стамбульской (2007), Сиднейской (2010) и Киевской биеннале (Арсенале, 2012). В числе крупных кураторских проектов Эллиота — «Искусство и власть: Европа под властью диктаторов. 1933—1945» (Лондон, Берлин, Барселона, 1995), «Илья и Эмилия Кабаковы: где наше место?» (Венеция, Токио, Рим, 2004—2005), «Следуй за мной! Китайское искусство на рубеже тысячелетий» (Токио, 2005), «Привет, Китти! Современное японское искусство между раем и адом» (Нью-Йорк, 2011). Тема его московской лекции — «Искусство как вирус»: «Лектор исследует производство и рецепцию искусства как в историческом контексте, так и в условиях современности, анализируя распространение искусства подобно “вирусу” между различными культурами. Критике подвергается идеология классического универсализма европейского Просвещения и современная глобализация».
Также лекции Эллиота пройдут на этой неделе и в других городах:
25 января, пятница, 18:30 — «Искусство как вирус», Молодежный центр Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург;
26 января, суббота, 16:00 — «Раны, Счастье и Расстояния: “лучшее” и “худшее” в четырех выставках Дэвида Эллиота», фонд «ПРО АРТЕ», Санкт-Петербург;
27 января, воскресенье, 18:00 — «Раны, Счастье и Расстояния: “лучшее” и “худшее” в четырех выставках Дэвида Эллиота», Приволжский филиал ГЦСИ, Нижний Новгород.


25 января, пятница, 19:00
Grand Réservoir de l’hôpital Bicêtre
78, rue du Général Leclerc, Кремлен-Бисетр, Франция

Россия Игоря Мухина: фотографии 1987—2012 годов

© Игорь Мухин

Во Франции открывается ретроспектива одного из ведущих современных российских фотографов Игоря Мухина. Его работы публиковались во множестве известных российских и зарубежных изданий, находятся в ряде крупных музейных и частных коллекций. Игорь Мухин работает предпочтительно с черно-белой фотографией, снимает на дальномерную камеру Leica М6. Также он руководит мастерской «Непосредственная фотография» в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В центре внимания выставки «Россия Игоря Мухина» находятся перестроечная рок-культура, заброшенные советские памятники, лица и образы постсоветской Москвы. Куратор выставки — Кристиан Гаттинони, главный редактор онлайн-журнала Lacritique.org. Специально к открытию издается каталог.
Выставка организована в рамках IV фестиваля российской культуры RussenKo.
По 24 февраля


25 января, пятница, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Хаим Сокол. Авторский вечер
Встреча проходит в рамках цикла «Художники коллекции», целью которого является осмысление истории современного искусства через обращение к отдельным произведениям, а также популяризация постоянной коллекции ГЦСИ. Во время встречи художник расскажет о своем творчестве на примере отдельных работ. Хаим Сокол родился в Архангельске в 1973 году. В 1991-м он эмигрировал в Израиль. В 1996-м закончил Еврейский университет в Иерусалиме. В 2006—2007-м учился в московском Институте проблем современного искусства. В 2006 году стал членом Международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП при ЮНЕСКО. Работает в жанрах инсталляции, скульптуры, видео. Живет и работает в Москве и Иерусалиме.
Участники встречи: художник Хаим Сокол и куратор цикла «Художники коллекции» Наталья Приходько.


25 января, пятница
Guggenheim Museum
1071 Fifth Avenue (at 89th Street), Нью-Йорк, США

Зарина: бумага как кожа

© guggenheim.org

Зарина. Разделяющая линия. 2001 (деталь)

Нью-йоркская выставка американской художницы индийского происхождения Зарины Хашми (Zarina Hashmi) — часть международного турне художницы. Ретроспектива «Зарина: бумага как кожа» (Zarina: Paper Like Skin) является первым крупным исследованием творчества художницы, обрисовывающим линию ее творческой эволюции с 1960-х до настоящего момента. Бумага занимает центральное место в практике Зарины, выступая и как поверхность для печати, и как материал с определенными свойствами и историей. На выставке будет представлено множество основополагающих работ, созданных с конца 1960-х: гравюры, офорты и литографии, а также некоторое количество скульптур из бронзы и бумаги. 20 недавно приобретенных Гуггенхаймом работ Зарины, относящихся к ее главным сериям, послужили основой для нью-йоркской экспозиции.
Организаторы выставки: Аллегра Пезенти, Сандини Подар и Хелен Хсю.
По 21 апреля


25 января, пятница
Stedelijk Museum
Museumplein, 10, Амстердам, Нидерланды

Гвидо ван дер Верве. Номер четырнадцать, дом

© stedelijk.nl. Courtesy Guido van der Werve-Galerie Juliette Jongma

Гвидо ван дер Верве. «Номер четырнадцать, дом». 2012. Кадр из видео.

В музее Стеделийк покажут новый видеопроект голландского художника Гвидо ван дер Верве. В работе переплетается несколько потоков повествования: поэтический образ воспоминаний художника о его детстве в нидерландском городе Папендрехте, жизнь героя его детства — Александра Македонского, а также история об изнурительном и почти невозможном спортивном подвиге художника — триатлоне на 1500 километров. Художник плывет, едет на велосипеде, бежит из церкви Святого Креста в Варшаве на кладбище Пер-Лашез в Париже. Путешествие выступает в роли метафорического моста, соединяющего могилу композитора Фредерика Шопена с местом, где хранится сердце композитора. Гвидо ван дер Верве всемирно известен своими проектами, пронумерованными в порядке создания. В видеоработах, в которых он часто выступает в роли главного героя, исследуются темы тоски и отчужденности. Музыку, сопровождающую видеопроекты Гвидо ван дер Верве, художник часто сочиняет сам.
По 28 апреля


25 января, пятница, 19:00
Культурный центр «Типография»
Ул. Рашпилевская, 106, 3 эт., Краснодар

Диалоги/Польша
В Краснодаре открывается групповая выставка выпускников Ковальни — художественной мастерской при Варшавской академии художеств. Глава мастерской, профессор Гжегож Ковальски, является одной из ключевых фигур современного польского искусства. Среди его выпускников: Катажина Козыра, Артур Жмиевски, Павел Альтхамер и ряд других известных польских художников. Выставка посвящена теме диалога, коммуникации. По словам кураторов, «философия встречи, разговор с другим — именно это может выйти на первый план, когда экономический диалог оказался колоссом на глиняных ногах. Единственная важная формула, которая может дать шанс на перемену, — это обмен нематериальными ценностями: мыслями, эмоциями, чувствами».
Участники: Йонас Загорскас, Яцек Малиновски, Яцек Маркевич, Анна Мольска, Мартин Новицки, Томас Рафа, Кшиштоф Франашек.
Куратор: Катя Шадковска (при поддержке Каролины Вышаты).
Организаторы: «Типография» / КИСИ.
По 30 января


26 января, суббота, 11:00
Centre for Contemporary Arts
350 Sauchiehall Street, Glasgow G2 3JD, Великобритания

Экономика

© economyexhibition.stills.org. Courtesy of the artist

Хито Штейерль. Lovely Andrea. 2007. Кадр из видео.

Критическая шотландская выставка с отличным международным составом художников и простой, но актуальной концепцией. Выставка посвящена влиянию глобального господства капитала на формирование современного субъекта. Идея раскрывается через широкий круг тем, начиная от проблем миграции, труда, сексуальности и кризиса демократии и заканчивая поисками альтернатив текущему порядку. Двухчастная выставка проходит параллельно в двух городах Великобритании: Эдинбурге и Глазго, на двух разных экспозиционных площадках. Вернисаж в Эдинбурге был на прошлой неделе, а открытие в Глазго уже совсем близко. Выставочный проект будет сопровождаться обширной программой публичных обсуждений, конференций, онлайн-дискуссий и видеопоказов.
Участники той половины экспозиции, что в Глазго: Паулина Бодри и Рената Лоренц, Трейси Эмин, Мелани Джиллиган, Андреас Гурски, Кай Кальо, Оуэн Логан, Рик Лоуи, Дженни Маркетоу, Ангела Мелитопулос, Марге Монко, Таня Остоич, Ану Пеннанен, Марта Рослер, Аллан Секула, Хито Штейерль, группы WochenKlausur и Raqs Media Collective.
Кураторы: Анджела Димитракаки и Кирстен Ллойд.
Подробности — на сайте выставки.
По 23 марта


Адрес для пресс-материалов — art@colta.ru. Информация, поступившая позднее четверга предыдущей недели, может не попасть в эту рубрику. Редакция оставляет за собой право публиковать или не публиковать присланные материалы.

Предыдущий материал Смертные греки
Следующий материал В ожидании Боуи

новости

ещё