Дарья Атлас

Искусство: главное за неделю

Искусство: главное за неделю

Чего нельзя пропустить с 15 по 20 января (по мнению редакции)

Нэн Хувер в «Артплее», художники Navicula Artis в галерее «Культпроект», Лев Бородулин в МАММ, тайные проекты в квартирных галереях, презентации «Транслита» и «Синего дивана», независимая книжная ярмарка «Музей читателей».

15 января, вторник, 19:30
Галерея Brown Stripe
Контактный телефон для посетителей — 8-916-902-49-93

Блуждания святого Дионисия

«Блуждания святого Дионисия». Предоставлено авторами

В квартирной галерее Brown Stripe будет представлен новый проект объединения «Вверх!», созданный при участии Людмилы Зинченко и Полины Канис. Работа посвящена христианскому святому III века Дионисию Парижскому, первому епископу Парижа. По преданию, этот мученик, будучи обезглавленным, взял свою голову, прошествовал с ней около десяти километров от Монмартра до аббатства Сен-Дени и только там пал мертвый. Как сообщается, этот проект является «симультативным перформансом, исследующим два типа хождения, перемещения в пространстве, времени, культуре: европейское из точки в точку (характерное не только для религиозного паломничества, но и научного или культурного движения) и русское блуждание».

16 января, среда, пресс-показ — 18:00, открытие — 19:00
Центр дизайна ARTPLAY, Большой зал
Ул. Нижняя Сыромятническая, 10

Нэн Хувер. Работы из коллекции Montevideo

© ARTPLAY

Нэн Хувер. La Luna, 2002, 10'22''

Ретроспективная выставка голландской художницы Нэн Хувер (Nan Hoover, 1931—2008) организована Государственным центром современного искусства и Центром дизайна ARTPLAY при содействии Архива Montevideo и Фонда Нэн Хувер. Нэн Хувер, одна из пионеров искусства света, видеоарта и перформанса, входит в число крупнейших авторов в области медиапейзажа. Дважды участвовала в «Документе» (1977, 1987). На ранние работы Нэн Хувер сильное влияние оказал сюрреализм, отчасти это отразилось и в более поздних работах. Как сообщается, «она обращается к детальному изображению человеческого тела, создавая абстрактные пейзажи. Применяя живописные приемы к возможностям видео, Хувер изучает пластику тела, визуальные иллюзии и аналогии». Организаторы обещают продемонстрировать российскому зрителю наиболее радикальные проекты художницы.
Кураторы: Олоф ван Винден, Карина Караева.
В рамках года Россия — Голландия.
По 4 февраля

16 января, среда, 19:30—21:00
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Лекция Анны Толстовой «Газетная критика как вид письма. Истоки и задачи. “Память жанра”. Проблема языка»
Это первая лекция из четырехчастного платного лекционного курса «Газетная критика как форма перевода», читаемого в ГЦСИ обозревателем отдела культуры ИД «Коммерсантъ». Курс посвящен происхождению и задачам газетной критики, особенностям жанра, границам языка и трудностям, ожидающим газетного критика.
Стоимость лекции — 100 рублей. Для льготных категорий граждан — 50 рублей. 

17 января, четверг, 20:00
Книжный магазин «Фаланстер»
Малый Гнездниковский пер., 12/27

Презентация журнала «Синий диван» № 17

В книжном магазине «Фаланстер» пройдет презентация в прямом смысле долгожданного номера «Синего дивана» № 17 — с момента выхода предыдущего выпуска прошло больше года. Юбилейный семнадцатый номер журнала, выпускающегося уже десять лет, посвящен теме пробудившегося гражданского самосознания и резкого подъема протестного движения за последние полтора года. «Авторы номера размышляют над изменившимися контурами современной политики, обращаются к новому языку, создаваемому в недрах самого протестного движения, а также пытаются ответить на вопрос, какова этика действия, в том числе и терпящего поражение». Участники презентации: издатель журнала С.В. Митурич, редактор Е.В. Петровская и авторы номера. Подробнее о номере можно прочитать здесь.

 

17 января, четверг, 19:00
Галерея «Культпроект»
2-й Обыденский пер., 12а

Navicula Artis 1992—2012. Найдено в Петербурге


Московская выставка питерских художников, близких галерее Navicula Artis, «Найдено в Петербурге» является пятой частью Сезонов петербургского искусства в Москве «Невидимая граница» и посвящена поиску связей между творчеством авторов и городом, который их окружает, в котором они живут или работают, — Санкт-Петербургом. Выставка понимается кураторами, идейным руководителем Navicula Artis Глебом Ершовым и художником Петром Белым, как исследование «местных оснований» творчества петербургских художников. В экспозиции будут представлены живопись, объекты, фотографии, книги.
Участники: Юрий Александров, Петр Белый, Петр Швецов, Александр Морозов, Евгений Залманов, Кирилл Хрусталев, Александр Теребенин, Юрий Штапаков, Сергей Денисов, Олег Хвостов, Олег Шагапов, Игорь Брякилев, Андрей Юрьев, Илья Орлов, Катарина Венцль, Иван Химин, Людмила Белова, Константин Водяницкий, Александр Подобед, Софья Азархи, Илья Гришаев.
По 17 февраля

17 января, четверг, 19:00
Мультимедиа Арт Музей
Ул. Остоженка, 16

Лев Бородулин. Ретроспектива

 

© Мультимедиа Арт Музей

Лев Бородулин. Пирамида. Москва, 1954. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание автора

Ретроспектива советского фотографа Льва Бородулина (род. 1923) в Мультимедиа Арт Музее приурочена к его 90-летию. В течение 15 лет он проработал фотографом в журнале «Огонек», объездил весь мир, снимая чемпионаты и Олимпийские игры. Бородулин вошел в историю как классик российской и мировой спортивной фотографии. Как сообщается в пресс-релизе, «обратившись к спортивной фотографии, единственной области, в которой художник мог быть свободным от идеологических установок, Бородулин прежде всего попытался возродить формальные принципы в фотографии, вписав новые страницы в историю отечественного фотоискусства». В течение 1960—1970-х годов он получил ряд профессиональных наград, а в 1972 году, на пике славы, переезжает в Тель-Авив, где за 40 лет работы Бородулин стал одним из известнейших фотографов Израиля.
По 10 февраля

 

18 января, пятница, 12:00
Галерея ВХУТЕМАС
Ул. Рождественка, 11

Ирина Голенкова. Берлин — город перемен

«Ирина Голенкова. Берлин — город перемен». Предоставлено галереей ВХУТЕМАС

Персональная выставка русского фотографа-документалиста Ирины Голенковой посвящена современному Берлину — городу, пребывающему в постоянном движении. Творчество Голенковой в целом посвящено исследованию повседневности различных городов и стран: Москвы, Вильнюса, Австрии, Бельгии, Польши и Люксембурга. Берлин же притягивает внимание фотографа-документалиста как «город вечных перемен». Как сообщают организаторы, «вслед за фотографом посетители окунутся в пестроту города, прогуляются по его проспектам и переулкам; посмотрят в глаза типичного берлинца, жителя буржуазного Шарлоттенбурга и разбитного Кройцберга. А также совершат прогулку по наиболее драматичным местам: вдоль Берлинской стены, словно ножницами разрезавшей город надвое, по расстрельной “полосе смерти”, по облюбованному сегодняшней молодежью Мауэрпарку». Экспозиция насчитывает 70 фотографий.
Выставка проходит в рамках Года Германии в России 2012/13 при поддержке авиакомпании Lufthansa и Посольства Германии в Москве, а также в партнерстве с Галереей ВХУТЕМАС, МАРХИ и Германо-Российским форумом в Берлине.
По 31 января

18 января, пятница, 19:00
Кафе ExLibris
Бобров пер., 6, стр. 1

Презентация альманаха «Транслит» № 12

Мероприятие посвящено выходу очередного номера российского литературно-критического альманаха
«Транслит», который издается в Санкт-Петербурге. Двенадцатый выпуск, «Очарование клише», посвящен теме «клише в культуре». По словам организаторов, на презентации речь пойдет «о формах укрощения и плодотворного сотрудничества с клише в литературе, о культурной относительности штампа и политизации общего места, о том, как клише перестали быть слепыми пятнами языка благодаря современной философии и искусству». Авторы выпуска представят свои материалы и подборки стихов.
Участники презентации: Павел Арсеньев, Денис Безносов, Игорь Гулин, Алексей Колчев, Кирилл Корчагин, Эдуард Лукоянов, Глеб Напреенко, Евгения Суслова.
В рамках программы «Igitur. Цикл литературных вечеров».

19 января, суббота, 19:00
Квартирная галерея «Черемушки»
Контактные телефоны для посетителей — 8-926-649-17-52, 8-903-222-37-83

Темные углы

Предоставлено авторами.

Женя Демина, Михаил Максимов. Темные углы. 2012-2013. Предоставлено авторами.

На квартирной выставке будет представлен совместный проект бывших студентов Школы Родченко Жени Деминой и Михаила Максимова. Проект «Темные углы» объединяет серию акций, проведенных в ноябре—декабре 2012 года в российских классических музеях, таких, как Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Пушкинский музей. Художники говорят, что «путешествуя по музеям, мы высматриваем, ищем темные уютные уголки, не занятые произведениями искусства и соответственно не затронутые музейным освещением. Размещая в таких уголках небольшие источники света, мы манипулируем вниманием и зрением посетителя». Каждая такая акция становится микроинтервенцией: «Границы музейного пространства расширяются или трансформируются за счет дополнительных источников света. С помощью своеобразного энтероскопического исследования тела музея мы отмечаем и устанавливаем точку своего местонахождения на территории, прежде занятой так называемым классическим искусством». На выставке будет представлена фотодокументация акций.

19 января, суббота, 13:00
Историко-мемориальный музей «Пресня»
Большой Предтеченский пер., 4

Независимая книжная ярмарка «Музей читателей»

Коллектив музея «Пресня» совместно с проектом «Фаланстер» и «Альянсом независимых издательств и книгораспространителей» открывают независимую книжную ярмарку. «Продемонстрировать исключительно важную роль современного исторического музея как публичного пространства культуры и просвещения» — так определяют организаторы цель мероприятия. В ярмарке примут участие десятки издательств. В программе лекция известного итальянского философа Джанни Ваттимо, встреча с писателем Александром Тереховым, дискуссия о наследии Варлама Шаламова с участием его биографа Валерия Есипова, беседа Александра Шубина и Василия Голованова, авторов двух известных и таких разных книг о Несторе Махно, презентация русского издания «Грамматики множеств» Паоло Вирно с участием научного редактора русского перевода, философа Алексея Пензина, и ряд других дискуссий, презентаций и публичных лекций. Также запланированы специальная программа для детей и серия экскурсий по музею «Пресня». Полная программа на странице мероприятия в Фейсбуке.
Входной билет в музей и на посещение ярмарки — 50 рублей. Все собранные средства пойдут музею.
По 20 января

20 января, воскресенье, 19:00
Культурный центр «Пунктум»
Ул. Краснопролетарская, 31/1, стр. 5

«История животных: о негативности, имманентности и свободе». Презентация новой книги Оксаны Тимофеевой

Оксана Тимофеева, философ, редактор раздела теории журнала «Новое литературное обозрение», член рабочей группы «Что делать?», представит свою новую книгу «История животных: о негативности, имманентности и свободе» (History of Animals: An Essay on Negativity, Immanence and Freedom». Maastricht, Jan van Eyck Academy, 2012). Организаторы сообщают: «Считается, что у животных есть только природа, но нет истории — однако это не так. История животных — это другая, альтернативная история, в которой человеческое и животное непрерывно меняются местами, и эта сложная история предлагает новую перспективу понимания природы того животного, которым является человек. Книга Оксаны Тимофеевой предлагает новое прочтение истории философии — как истории философских животных». Предисловие к книге написал Славой Жижек.
Вход свободный.

20 января, воскресенье
MoMA PS1
22—25 Jackson Ave. at the intersection of 46th Ave., Нью-Йорк, США

Сиприен Гайяр

Photo Marco De Scalzi © The Fondazione Nicola Trussardi © Cyprien Gaillard

Сиприен Гайяр (Cyprien Gaillard) — художник французского происхождения, живущий и работающий в Берлине. Лауреат множества призов и наград, в том числе Премии Марселя Дюшана и «Приза зрительских симпатий», выдаваемого Национальной галереей Берлина. Первая персональная выставка Сиприена Гайяра в Нью-Йорке включает в себя более 80 работ, в том числе пять крупных кинематографических проектов и две работы, созданные специально для нью-йоркской выставки. В числе проектов, представленных на выставке, «Географические аналогии» (2006) — одна из самых известных работ художника, представляющая собой серию композиций из полароидных снимков, запечатлевших древние руины, заброшенные бункеры и городские пространства, покрытые граффити, — разные места, которые объединяет общее состояние физического изменения, эрозии или распада с течением времени. Впервые в США будет показана монументальная работа Гайяра «Артефакты» (2011), за которую он получил сразу несколько премий. Это фильм, снятый художником на iPhone, а затем переведенный на пленку 35 мм. Фильм «Артефакты» представляет собой рефлексию над мифом о Вавилоне, его актуальное переосмысление через отсылки к войне в Ираке, переплетающиеся с образами древней цивилизации.
Организаторы: директор MoMA PS1 Клаус Бизенбах и его ассистент Джоселин Миллер.
По 18 марта

Адрес для пресс-материалов — art@colta.ru. Информация, поступившая позднее четверга предыдущей недели, может не попасть в эту рубрику. Редакция оставляет за собой право публиковать или не публиковать присланные материалы.

Комментарии пользователей Facebook

новости

ещё